С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

ТАБУЛЯРИЙ


Лута­ций Катул, отве­чав­ший за пере­строй­ку Капи­то­лия в 83 г. до н. э., воз­двиг и ниж­нее стро­е­ние, Табу­ля­рий — хра­ни­ли­ще государ­ст­вен­ных архи­вов. На самом деле это были два раз­ных соору­же­ния. Пер­вое пред­став­ля­ло собой нечто вро­де фун­да­мен­та, на кото­ром было выстро­е­но вто­рое, цель его стро­и­тель­ства заклю­ча­лась в ниве­ли­ро­ва­нии пло­щад­ки и одно­вре­мен­но в созда­нии архи­тек­тур­но­го фона для Фору­ма. Оно состо­я­ло из сте­ны, выре­зан­ной в туфе, кото­рая под­дер­жи­ва­ла вал, выло­жен­ный по тех­но­ло­гии опус квад­ра­тум. На пер­вом уровне рас­по­ла­гал­ся длин­ный кры­тый коридор с шестью неболь­ши­ми окна­ми, выхо­див­ши­ми на рим­ский Форум. В южной сто­роне име­лось два вхо­да, соеди­няв­ших Форум с Табу­ля­ри­ем. Пер­вый вход на нуле­вой отмет­ке, забло­ки­ро­ван­ный после стро­и­тель­ства хра­ма Вес­па­си­а­на и Тита, вел через два лест­нич­ных про­ле­та в тон­нель верх­не­го уров­ня. Вто­рой вход, поза­ди пор­ти­ка Боже­ст­вен­но­го согла­сия, нахо­дил­ся уров­нем выше. Здесь сто­я­ло ста­рое зда­ние Табу­ля­рия. Воз­мож­но, в нем рас­по­ла­га­лось каз­на­чей­ство, соеди­нен­ное с одной сто­ро­ны с хра­мом Сатур­на, а с дру­гой — с Монет­ным дво­ром, рас­по­ло­жен­ным на Арк­се. Таким обра­зом, мож­но было без­опас­но пере­но­сить день­ги по потай­но­му кры­то­му коридо­ру.

На этом месте и был постро­ен Табу­ля­рий, имев­ший тра­пе­цие­вид­ный план. Его мону­мен­таль­ный фасад выхо­дит на пьяц­ца дель Кам­пидо­льо, а две гале­реи с колон­на­ми смот­рят на Форум. Пер­вый уро­вень, соеди­нив­ший Капи­то­лий с Арк­сом, выглядел как насто­я­щая рим­ская ули­ца и был изна­чаль­но вымо­щен лаво­вым кам­нем. Внут­рен­нее про­стран­ство дели­лось на два квад­рат­ных сек­то­ра, окру­жен­ных стол­ба­ми, кры­тых пави­льон­ны­ми сво­да­ми, с ком­на­та­ми, в кото­рых, воз­мож­но, раз­ме­ща­лись тор­го­вые лав­ки. Сна­ру­жи рас­по­ла­га­лись дори­че­ские полу­ко­лон­ны с кан­не­лю­ра­ми, на кото­рых дер­жал­ся антаб­ле­мент (глав­ным обра­зом деко­ра­тив­ный), увен­чан­ный дори­че­ским фри­зом с мето­па­ми и три­гли­фа­ми. Вто­рой уро­вень имел арка­ду высотой око­ло 13 м, от кото­рой сохра­ни­лись лишь архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты. Этот обра­зец позд­ней рес­пуб­ли­кан­ской архи­тек­ту­ры послу­жил моде­лью для всех позд­ней­ших рим­ских соору­же­ний. Ком­плекс так­же стал пер­вым образ­цом гори­зон­таль­но­го балоч­но­го пере­кры­тия в соче­та­нии с исполь­зо­ва­ни­ем арок. Опыт ока­зал­ся настоль­ко успеш­ным, что впо­след­ст­вии повто­рял­ся в ряде зда­ний.

См. также:
ТАБУЛЯРИЙ (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 23.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Святилище Юпитера Хранителя • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Портик Божественного Согласия, Табулярий.

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Портик Божественного Согласия, Табулярий, храм Веспасиана и Тита.

Рим, Римский Форум.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Табулярий. Реконструкция.
По Дельбрюку, 1909.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА