ПАНТЕОН (Pantheon) — храм, составлявший вместе с термами, прудом (Stagnum) и Эврипом замечательную группу строений, которую Агриппа возвел на Марсовом поле. Согласно надписи на фризе пронаоса (CIL VI. 896: «M. Agrippa L. f. cos. tertium. fecit» — «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил»)1, храм был построен в 27 г. до н. э., но Дион Кассий утверждает, что он был закончен в 25 г. до н. э. (LIII. 27: «τό τε Πάνθειον ὠνομασμένον ἐξετέλεσε· προσαγορεύεται δὲ οὕτω τάχα μὲν ὅτι πολλῶν θεῶν εἰκόνας ἐν τοῖς ἀγάλμασι, τῷ τε τοῦ Ἄρεως καὶ τῷ τῆς Ἀφροδίτης, ἔλαβεν, ὡς δὲ ἐγὼ νομίζω, ὅτι θολοειδὲς ὂν τῷ οὐρανῷ προσέοικεν, ἠβουλήθη μὲ οὖν ὁ Ἀγρίππας καὶ τὸν Αὔγουστον ἐνταῦθα ἱδρῦσαι, τήν τε τοῦ ἔργου ἐπίκλησιν αὐτῷ δοῦναι». — «Также он закончил здание, названное Пантеоном. Оно так называется потому, что среди украшающих его изображений помещены статуи многих богов, в том числе Ареса и Афродиты, но сам я объясняю это название тем, что из-за сводчатой крыши здание напоминает небеса. Сам Агриппа желал поместить туда также статую Августа и почтить его, назвав здание в его честь»). Этот фрагмент не вполне ясен (Gilb. III. 116), но представляется вероятным, что храм был построен ради прославления рода Юлиев и посвящен в особенности Марсу и Венере, наиболее знаменитым из фамильных божеств этой семьи. У статуи Венеры в ушах были серьги из жемчуга Клеопатры (Plin. NH IX. 121; Macrob. III. 17. 17). Неясно, относится ли название к числу богов, почитавшихся в храме (ср. πάνθειον, Rosch. III. 1555, и различные πάνθεια в греческих землях, DS IV. 315), или означает «священнейший» (hochheilige, ср. HJ 582; Jord. Symbolae ad historiam religionum Italicarum, Königsberg, Index lectionum, 1883); но предположение Моммзена о том, что семь ниш были заняты семью планетарными с.383 божествами, заманчиво, и Хюльзен теперь поддерживает его. Второе объяснение Диона Кассия неправдоподобно (см. выше).
В пронаосе здания Агриппы находились статуи его самого и Августа (Cass. Dio loc. cit.), а на фронтоне — примечательные скульптурные украшения (Plin. NH XXXVI. 38). Украшение было выполнено Диогеном Афинским, и Плиний продолжает (loc. cit.): «in columnis templi eius Caryatides probantur inter pauca operum» — «На редкость прекрасны Кариатиды на колоннах этого храма» (ср. XXXIV. 13: «Syracusana (i. e. aenea) sunt in Pantheo capita columnarum a M. Agrippa posita» — «Из сиракузской меди сделаны в Пантеоне капители колонн, установленные Марком Агриппой»). Местоположение этих кариатид много обсуждалось, но довольно неясно (Alt. 62—
Пантеон Агриппы сгорел в 80 г. н. э. (Cass. Dio LXVI. 24. 2) и был восстановлен Домицианом (Chron. 146; Hier. a. Abr. 2105; ср., возможно, 2101). В правление Траяна он был поражен молнией и снова сгорел (Oros. VII. 12; Hier. a. Abr. 2127). Реставрация Адриана (Hist. Aug. Hadr. 19), выполненная после 126 г. н. э. (AJA 1912, 421), фактически, была новой постройкой, ибо даже фундамент существующего здания датируется этим временем. Надпись (см. выше), вероятно, была помещена Адрианом, в соответствии с его хорошо известным принципом в таких случаях. Реставрация, приписываемая Антонину Пию (Hist. Aug. Pius 8: «instauratum… templum Agrippae» — «ремонтирован… храм Агриппы»), может относиться только к завершению постройки Адриана. Наконец, в надписи на архитраве, расположенной ниже, засвидетельствована реставрация Севера и Каракаллы в 202 г. н. э. (CIL VI. 896)2. В январе 59 г. н. э. в Пантеоне собиралось арвальское братство (CIL VI. 2041); Адриан вершил суд в отреставрированном им здании (Cass. Dio LXIX. 7. I); Аммиан (XVI. 10. 14: «Pantheum velut regionem teretem speciosa celsitudine fornicatam» — «Пантеон, круглое громадное здание, заканчивающееся вверху сводом») говорит о нем как об одном из чудес Рима, и он упоминается в Списке районов (Not. Reg. IX).
О библиотеке, расположенной в Пантеоне или рядом с ним, см. THERMAE AGRIPPAE (с. 519); THERMAE NERONIANAE.
Здание обращено строго к северу и состоит из огромной ротонды, в которую ведет пронаос. Ротонда — цилиндр из облицованного кирпичом бетона, где было найдено множество кирпичных клейм времен Адриана3 (CIL XV. 276, 362, 649 a, 811 b, c, 1106 b, 1406)4; стены имеют толщину
Античные бронзовые двери сохранились до сих пор, хотя в XVI в. были отремонтированы. Пронаос прямоугольный,
Подиум более раннего здания, построенного Агриппой, находится на глубине около
Реставрация Севера и Каракаллы уже упоминалась, но после нее, за исключением приведенного выше рассказа Аммиана Марцеллина о посещении Пантеона Констанцием, о его истории не известно ничего9 до 609 г., когда Бонифаций IV освятил здание как церковь Санта-Мария-ад-Мартирес (LP LXVIII. 2). В 663 г. Констант II[1] снял бронзовую черепицу (ib. LXXVIII. 3; ср. Paul. Diac. Hist. Langob. 5. 11; AJA 1899, 40); и только Григорий III покрыл здание свинцовой крышей (ib. XCII. 12). Рассказ о том, что сосновая шишка в Ватикане взята из Пантеона, — средневековая басня; это был фонтан, вероятно, связанный с храмом Сераписа (SERAPEUM, q. v.).
Представляет интерес описание Пантеона магистром Григорием в XII в. (JRS 1919, 36—
Мартин V восстановил свинцовую крышу (LPD II. 544), то же самое сделал Николай V. Рафаэль — один из знаменитейших героев Возрождения, похороненных здесь.
Снятие черепицы с крыши портика Урбаном VIII послужило поводом для знаменитого пасквиля «quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini» — «что не сделали варвары — сделали Барберини» (PBS II. 38, No. 65 a; VI. 202—
См. Beltrami, Il Pantheon (Milan 1898); LR 476—
ПРИМЕЧАНИЯ