С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ПАНТЕОН (Pan­theon) — храм, состав­ляв­ший вме­сте с тер­ма­ми, прудом (Stag­num) и Эври­пом заме­ча­тель­ную груп­пу стро­е­ний, кото­рую Агрип­па воз­вел на Мар­со­вом поле. Соглас­но над­пи­си на фри­зе про­на­оса (CIL VI. 896: «M. Ag­rip­pa L. f. cos. ter­tium. fe­cit» — «Марк Агрип­па, сын Луция, кон­сул в тре­тий раз, постро­ил»)1, храм был постро­ен в 27 г. до н. э., но Дион Кас­сий утвер­жда­ет, что он был закон­чен в 25 г. до н. э. (LIII. 27: «τό τε Πάν­θειον ὠνο­μασ­μέ­νον ἐξε­τέλε­σε· προ­σα­γορεύεται δὲ οὕτω τά­χα μὲν ὅτι πολ­λῶν θεῶν εἰκό­νας ἐν τοῖς ἀγάλ­μα­σι, τῷ τε τοῦ Ἄρεως καὶ τῷ τῆς Ἀφρο­δί­της, ἔλα­βεν, ὡς δὲ ἐγὼ νο­μίζω, ὅτι θο­λοειδὲς ὂν τῷ οὐρανῷ προ­σέοικεν, ἠβου­λή­θη μὲ οὖν ὁ Ἀγρίπ­πας καὶ τὸν Αὔγουσ­τον ἐνταῦθα ἱδρῦσαι, τήν τε τοῦ ἔργου ἐπίκ­λη­σιν αὐτῷ δοῦ­ναι». — «Так­же он закон­чил зда­ние, назван­ное Пан­тео­ном. Оно так назы­ва­ет­ся пото­му, что сре­ди укра­шаю­щих его изо­бра­же­ний поме­ще­ны ста­туи мно­гих богов, в том чис­ле Аре­са и Афро­ди­ты, но сам я объ­яс­няю это назва­ние тем, что из-за свод­ча­той кры­ши зда­ние напо­ми­на­ет небе­са. Сам Агрип­па желал поме­стить туда так­же ста­тую Авгу­ста и почтить его, назвав зда­ние в его честь»). Этот фраг­мент не вполне ясен (Gilb. III. 116), но пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что храм был постро­ен ради про­слав­ле­ния рода Юли­ев и посвя­щен в осо­бен­но­сти Мар­су и Вене­ре, наи­бо­лее зна­ме­ни­тым из фамиль­ных божеств этой семьи. У ста­туи Вене­ры в ушах были серь­ги из жем­чу­га Клео­пат­ры (Plin. NH IX. 121; Mac­rob. III. 17. 17). Неяс­но, отно­сит­ся ли назва­ние к чис­лу богов, почи­тав­ших­ся в хра­ме (ср. πάν­θειον, Ro­sch. III. 1555, и раз­лич­ные πάν­θεια в гре­че­ских зем­лях, DS IV. 315), или озна­ча­ет «свя­щен­ней­ший» (hoch­hei­li­ge, ср. HJ 582; Jord. Sym­bo­lae ad his­to­riam re­li­gio­num Ita­li­ca­rum, Kö­nigs­berg, In­dex lec­tio­num, 1883); но пред­по­ло­же­ние Момм­зе­на о том, что семь ниш были заня­ты семью пла­не­тар­ны­ми с.383 боже­ства­ми, заман­чи­во, и Хюль­зен теперь под­дер­жи­ва­ет его. Вто­рое объ­яс­не­ние Дио­на Кас­сия неправ­до­по­доб­но (см. выше).

В про­на­осе зда­ния Агрип­пы нахо­ди­лись ста­туи его само­го и Авгу­ста (Cass. Dio loc. cit.), а на фрон­тоне — при­ме­ча­тель­ные скульп­тур­ные укра­ше­ния (Plin. NH XXXVI. 38). Укра­ше­ние было выпол­не­но Дио­ге­ном Афин­ским, и Пли­ний про­дол­жа­ет (loc. cit.): «in co­lum­nis templi eius Ca­rya­ti­des pro­ban­tur in­ter pau­ca ope­rum» — «На ред­кость пре­крас­ны Кари­а­ти­ды на колон­нах это­го хра­ма» (ср. XXXIV. 13: «Sy­ra­cu­sa­na (i. e. aenea) sunt in Pan­theo ca­pi­ta co­lum­na­rum a M. Ag­rip­pa po­si­ta» — «Из сира­куз­ской меди сде­ла­ны в Пан­теоне капи­те­ли колонн, уста­нов­лен­ные Мар­ком Агрип­пой»). Место­по­ло­же­ние этих кари­а­тид мно­го обсуж­да­лось, но доволь­но неяс­но (Alt. 62—63).

Пан­те­он Агрип­пы сго­рел в 80 г. н. э. (Cass. Dio LXVI. 24. 2) и был вос­ста­нов­лен Доми­ци­а­ном (Chron. 146; Hier. a. Abr. 2105; ср., воз­мож­но, 2101). В прав­ле­ние Тра­я­на он был пора­жен мол­нией и сно­ва сго­рел (Oros. VII. 12; Hier. a. Abr. 2127). Рестав­ра­ция Адри­а­на (Hist. Aug. Hadr. 19), выпол­нен­ная после 126 г. н. э. (AJA 1912, 421), фак­ти­че­ски, была новой построй­кой, ибо даже фун­да­мент суще­ст­ву­ю­ще­го зда­ния дати­ру­ет­ся этим вре­ме­нем. Над­пись (см. выше), веро­ят­но, была поме­ще­на Адри­а­ном, в соот­вет­ст­вии с его хоро­шо извест­ным прин­ци­пом в таких слу­ча­ях. Рестав­ра­ция, при­пи­сы­вае­мая Анто­ни­ну Пию (Hist. Aug. Pius 8: «instau­ra­tum… templum Ag­rip­pae» — «ремон­ти­ро­ван… храм Агрип­пы»), может отно­сить­ся толь­ко к завер­ше­нию построй­ки Адри­а­на. Нако­нец, в над­пи­си на архит­ра­ве, рас­по­ло­жен­ной ниже, засвиде­тель­ст­во­ва­на рестав­ра­ция Севе­ра и Кара­кал­лы в 202 г. н. э. (CIL VI. 896)2. В янва­ре 59 г. н. э. в Пан­теоне соби­ра­лось арваль­ское брат­ство (CIL VI. 2041); Адри­ан вер­шил суд в отре­ста­ври­ро­ван­ном им зда­нии (Cass. Dio LXIX. 7. I); Амми­ан (XVI. 10. 14: «Pan­the­um ve­lut re­gio­nem te­re­tem spe­cio­sa cel­si­tu­di­ne for­ni­ca­tam» — «Пан­те­он, круг­лое гро­мад­ное зда­ние, закан­чи­ваю­ще­е­ся ввер­ху сво­дом») гово­рит о нем как об одном из чудес Рима, и он упо­ми­на­ет­ся в Спис­ке рай­о­нов (Not. Reg. IX).

О биб­лио­те­ке, рас­по­ло­жен­ной в Пан­теоне или рядом с ним, см. THER­MAE AGRIP­PAE (с. 519); THER­MAE NERO­NIA­NAE.

Зда­ние обра­ще­но стро­го к севе­ру и состо­ит из огром­ной ротон­ды, в кото­рую ведет про­на­ос. Ротон­да — цилиндр из обли­цо­ван­но­го кир­пи­чом бето­на, где было най­де­но мно­же­ство кир­пич­ных клейм вре­мен Адри­а­на3 (CIL XV. 276, 362, 649 a, 811 b, c, 1106 b, 1406)4; сте­ны име­ют тол­щи­ну 6,20 м и слож­ней­шую и хоро­шо про­ду­ман­ную струк­ту­ру. На ниж­нем эта­же тол­щи­на сплош­ной сте­ны умень­ша­ет­ся за счет семи боль­ших ниш, пооче­ред­но тра­пе­цие­вид­ных и закруг­лен­ных (место одной из ниш заня­то вхо­дом, обра­щен­ным стро­го на север), и вось­ми пустот в камен­ной клад­ке контр­фор­сов меж­ду ними, тогда как на верх­нем эта­же над ниша­ми нахо­дят­ся поме­ще­ния, куда мож­но попасть через внеш­нюю гале­рею, кото­рую под­дер­жи­ва­ет сред­ний из трех кар­ни­зов, окру­жаю­щих купол. Перед эти­ми контр­фор­са­ми име­ют­ся пря­мо­уголь­ные высту­пы, укра­шен­ные колон­на­ми и с.384 фрон­то­на­ми, пооче­ред­но тре­уголь­ны­ми и закруг­лен­ны­ми, кото­рые были пре­вра­ще­ны в алта­ри. Пол выло­жен пли­та­ми из гра­ни­та, пор­фи­ра и цвет­но­го мра­мо­ра, как и сте­ны ротон­ды, одна­ко обли­цов­ка сохра­ни­лась толь­ко до антаб­ле­мен­та, поко­я­ще­го­ся на колон­нах и пиляст­рах, а обли­цов­ка атти­ка была уда­ле­на в 1747 г. (рисун­ки см. NS 1881, 264, 292; HJ 585, n. 75)5. Пото­лок купо­ла кес­сон­ный и пер­во­на­чаль­но был позо­ло­чен; в его выс­шей точ­ке — круг­лое отвер­стие, окру­жен­ное брон­зо­вым кар­ни­зом, диа­мет­ром 9 м, через кото­рое про­ни­кал свет. Высота от него до пола 43,20 м (144 фута), столь­ко же состав­ля­ет внут­рен­ний диа­метр ротон­ды. Сте­ны постро­е­ны из бето­на, обли­цо­ван­но­го кир­пи­чом, со слож­ной систе­мой раз­гру­зоч­ных арок, соот­вет­ст­ву­ю­щих поме­ще­ни­ям в ротон­де; эта систе­ма дохо­дит до вто­ро­го ряда кес­со­нов купо­ла; метод стро­и­тель­ства верх­ней части несколь­ко неясен (нали­чие нер­вюр не может быть дока­за­но), но, веро­ят­но, это гори­зон­таль­ные ряды кир­пи­чей, немно­го накло­нен­ных вовнутрь. Во внут­рен­ней части стен для облег­че­ния исполь­зо­ва­на пем­за.

Антич­ные брон­зо­вые две­ри сохра­ни­лись до сих пор, хотя в XVI в. были отре­мон­ти­ро­ва­ны. Про­на­ос пря­мо­уголь­ный, 34 м в шири­ну и 13,60 м в глу­би­ну, име­ет три ряда коринф­ских колонн, восемь из серо­го гра­ни­та в пере­д­нем ряду и по четы­ре из крас­но­го гра­ни­та во вто­ром и третьем ряду. Из чис­ла колонн, отсут­ст­во­вав­ших в восточ­ной части (веро­ят­но, они не мог­ли быть уда­ле­ны в 1545 г. [DAP 2. XV. 373, 374], так как отсут­ст­во­ва­ли еще рань­ше [ср. Heemskerck I. 10; II. 21; Gio­van­no­li, Ro­ma An­ti­ca (1615)], II. 11), угло­вую заме­нил Урбан VIII на колон­ну из крас­но­го гра­ни­та, а две дру­гих — Алек­сандр VII на серые колон­ны из Алек­сан­дро­вых бань6. Колон­ны под­дер­жи­ва­ют тре­уголь­ный фрон­тон, на кото­ром были брон­зо­вые укра­ше­ния; на фри­зе над­пись Агрип­пы, а кры­шу пор­ти­ка за ним под­дер­жи­ва­ли брон­зо­вые фер­мы. Как пока­за­ли послед­ние иссле­до­ва­ния Коли­ни и Джис­мон­ди (BC 1926, 67—92), этот пор­тик был постро­ен не позд­нее ротон­ды, а капи­те­ли его колонн в точ­но­сти такие же, как и на внут­рен­них колон­нах (RA 122), хотя энта­зис колонн раз­ли­чен (Mem. Am. Acad. IV. 122, 142). Перед ним было откры­тое про­стран­ство, окру­жен­ное колон­на­да­ми. Зал поза­ди тоже отно­сит­ся ко вре­ме­ни Адри­а­на, как и построй­ки с восточ­ной сто­ро­ны в их пер­во­на­чаль­ной фор­ме. Таким обра­зом, в антич­но­сти вряд ли мож­но было увидеть внеш­нюю часть ротон­ды.

Поди­ум более ран­не­го зда­ния, постро­ен­но­го Агрип­пой, нахо­дит­ся на глу­бине око­ло 2,50 м под полом более позд­не­го пор­ти­ка; он был пря­мо­уголь­ным, 43,76 м в шири­ну и 19,82 м в глу­би­ну и был обра­щен к югу, так что пере­д­ний ряд колонн более позд­не­го пор­ти­ка сто­ит на его зад­ней стене, тогда как рас­по­ло­же­ние с.385 двер­ных про­хо­дов обо­их зда­ний почти сов­па­да­ет. К югу от более ран­не­го зда­ния рас­по­ла­гал­ся про­на­ос шири­ной 21,26 м, так что план был похож на план хра­ма Согла­сия7. На глу­бине 2,15 м ниже пола ротон­ды нахо­дит­ся более ран­ний мра­мор­ный пол, веро­ят­но, отно­сив­ший­ся к откры­то­му про­стран­ству перед более ран­ним зда­ни­ем8; одна­ко теперь най­ден так­же и мра­мор­ный пол про­ме­жу­точ­но­го пери­о­да (воз­мож­но, пери­о­да Доми­ци­а­на) над более ран­ним соору­же­ни­ем, но под мра­мор­ным полом про­на­оса.

Рестав­ра­ция Севе­ра и Кара­кал­лы уже упо­ми­на­лась, но после нее, за исклю­че­ни­ем при­веден­но­го выше рас­ска­за Амми­а­на Мар­цел­ли­на о посе­ще­нии Пан­тео­на Кон­стан­ци­ем, о его исто­рии не извест­но ниче­го9 до 609 г., когда Бони­фа­ций IV освя­тил зда­ние как цер­ковь Сан­та-Мария-ад-Мар­ти­рес (LP LXVIII. 2). В 663 г. Кон­стант II[1] снял брон­зо­вую чере­пи­цу (ib. LXXVIII. 3; ср. Paul. Diac. Hist. Lan­gob. 5. 11; AJA 1899, 40); и толь­ко Гри­го­рий III покрыл зда­ние свин­цо­вой кры­шей (ib. XCII. 12). Рас­сказ о том, что сос­но­вая шиш­ка в Вати­кане взя­та из Пан­тео­на, — сред­не­ве­ко­вая бас­ня; это был фон­тан, веро­ят­но, свя­зан­ный с хра­мом Сера­пи­са (SERA­PEUM, q. v.).

Пред­став­ля­ет инте­рес опи­са­ние Пан­тео­на маги­ст­ром Гри­го­ри­ем в XII в. (JRS 1919, 36—37, 53), осо­бен­но упо­ми­на­ние сар­ко­фа­гов, бань и фигур, сто­яв­ших перед пор­ти­ком (см. в DuP 131 про­чую инфор­ма­цию о исто­рии Пан­тео­на в пери­од Воз­рож­де­ния, когда он являл­ся посто­ян­ным объ­ек­том изу­че­ния худож­ни­ков и архи­тек­то­ров). Пор­фи­ро­вая урна (из терм Агрип­пы), добав­лен­ная Львом X, сего­дня слу­жит сар­ко­фа­гом Кли­мен­та XII в Лате­ране. О его сред­не­ве­ко­вых укра­ше­ни­ях см. BCr 1912, 25.

Мар­тин V вос­ста­но­вил свин­цо­вую кры­шу (LPD II. 544), то же самое сде­лал Нико­лай V. Рафа­эль — один из зна­ме­ни­тей­ших геро­ев Воз­рож­де­ния, похо­ро­нен­ных здесь.

Сня­тие чере­пи­цы с кры­ши пор­ти­ка Урба­ном VIII послу­жи­ло пово­дом для зна­ме­ни­то­го паск­ви­ля «quod non fe­ce­runt bar­ba­ri fe­ce­runt Bar­be­ri­ni» — «что не сде­ла­ли вар­ва­ры — сде­ла­ли Бар­бе­ри­ни» (PBS II. 38, No. 65 a; VI. 202—204).

См. Beltra­mi, Il Pan­theon (Mi­lan 1898); LR 476—489; LS II. 236—240; HJ 581—590; BC 1892, 150—159; 1909, 280—289 (рестав­ра­ции XV—XVIII вв.); Mitt. 1893, 308—318; NS 1881, 255—294; 1882, 340—359; 1892, 88—90; Pl. 351—358. Об архи­тек­тур­ных дета­лях см. с.386 Des­go­detz, Les plus beaux edi­fi­ces de Ro­me (1682), pls. 1—22; Pi­ra­ne­si, Pan­theon; D’Esp. Fr. I. 69—74; II. 67—68; Durm 550—573; DuP 128—132; Mem. Am. Acad. III. 79; RA 118—131; ASA 77—82. Сре­ди рисун­ков мож­но назвать Cod. Es­cu­ria­len­sis, f. 29, 30 (с ори­ги­на­лов, кото­рые так­же были ско­пи­ро­ва­ны Рафа­э­лем — Uf­fi­zi 164; Bar­to­li cit. LXIV. 99; LXV. 100 — и Джа­ко­по Сан­со­ви­но (?) Uf­fi­zi, 1948—1950; ср. Bar­to­li в тек­сте к CCCLIX. fig. 629, и см. Hül­sen в OJ 1910, 221) 43, 71 = San­gal­lo Barb. 13a; PBS II. 13, 35—38, 61—63, etc.; ср. VI. 191 sqq.; San­gal­lo Barb. 9, 10, 11, 13, etc.; Heemskerck, I. 10; II. 2, 39.

См. также:
ПАНТЕОН (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Брон­зо­вые бук­вы — совре­мен­ные: см. CIL VI. p. 3073, No. 31196.
  • 2В чем она состо­я­ла, совер­шен­но неиз­вест­но, ибо невоз­мож­но обна­ру­жить ника­ких опре­де­лен­ных сле­дов их работы (JRS 1925, 125).
  • 3О дру­гих, под­твер­ждаю­щих эту дати­ров­ку, см. Mitt. 1893, 313, 314.
  • 4Сооб­ща­ет­ся, что на мра­мо­ре глав­ной апсиды (а не на колон­нах из паво­на­цет­то) мож­но было про­чи­тать имя его жены Саби­ны; см. HJ 585, n. 74.
  • 5А так­же рису­нок в Cod. Es­cu­rial. f. 30, и еще один — Рафа­э­ля (Uf­fi­zi 164; Bar­to­li, I. LXIV. 99).
  • 6Угло­вой колонне недо­ста­ва­ло толь­ко капи­те­ли, и неяс­но, поче­му Урбан VIII ее убрал. На капи­те­ли сто­ит его эмбле­ма (пче­ла Бар­бе­ри­ни), так же, как на двух дру­гих капи­те­лях — звезда Киджи Алек­сандра VII. См. Ro­ma V. (1927) 471.
  • 7В этом слу­чае не оста­ет­ся места для дека­стиль­но­го пор­ти­ка, суще­ст­во­ва­ние кото­ро­го неко­то­рые пред­по­ла­га­ют (ср. SScR 71—73, где выдви­ну­то пред­по­ло­же­ние, что он пред­став­лен на хоро­шо извест­ном релье­фе с дека­стиль­ным хра­мом [HF 1146, 1412; ср. PBS IV. 247; см. VENUS ET ROMA, TEMPLUM]). Одна­ко Шеданн, резуль­та­ты иссле­до­ва­ний кото­ро­го еще не опуб­ли­ко­ва­ны, пола­гал, что антаб­ле­мент про­на­оса пер­во­на­чаль­но при­над­ле­жал дека­стиль­но­му хра­му, по его пред­по­ло­же­нию, — перип­те­ри­че­ско­му (HJ 589).
  • 8Сте­на из рети­ку­ла­та, как ока­за­лось, кон­цен­три­че­ская по отно­ше­нию к цилин­дру ротон­ды, мог­ла быть сте­ной ограж­де­ния или состав­лять часть осно­ва­ния ротон­ды, но пер­вое более веро­ят­но, ибо она име­ла око­ло 2 футов в высоту и закруг­лен­ный верх, напо­до­бие садо­вой сте­ны. Неиз­вест­но, чем объ­яс­ня­ет­ся уклон более ран­не­го пола от цен­тра к окруж­но­сти: замыс­лом или весом более позд­ней ротон­ды.
  • 9Он упо­ми­на­ет­ся в Cod. Theod. XIIII. 3. 10, «lec­ta in Pan­theo non. Nov.» — «огла­ше­но в Пан­теоне в ноябрь­ские ноны» (368 или 370 г. н. э.). Ср. BC 1926, 64, 65.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]В ори­ги­на­ле явная опе­чат­ка: Кон­стан­ций II (рим. имп. в 337—361 гг.) — вме­сто Кон­стан­та II (виз. имп. в 641—668 гг.). Исправ­ле­но. (Прим. перев.)

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. PANTHEON, с. 102—104.
    © 2009 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена • Храм Юпитера Защитника •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    118—125 гг.
    Рим, Марсово поле.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    118—125 гг.
    Рим, Марсово поле.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    118—125 гг.
    Рим, Марсово поле.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Макет Пантеона в масштабе 1:250.
    118—125 гг.
    Рим, Музей Римской культуры.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Макет Пантеона в масштабе 1:250.
    118—125 гг.
    Рим, Музей Римской культуры.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    118—125 гг.
    Рим, Марсово поле.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    118—125 гг.
    Рим, Марсово поле.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    118—125 гг.
    Рим, Марсово поле.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    Ок. 126 г.
    Рим, Марсово поле.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Пантеон.
    118—125 гг.
    Рим, Марсово поле.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА