С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

ПАНТЕОН


В эпо­ху прав­ле­ния Адри­а­на про­изо­шел воз­врат к клас­си­циз­му. Одна­ко это был новый стиль, более эклек­ти­че­ский, имев­ший тен­ден­цию к соче­та­нию гре­че­ских и рим­ских образ­цов.

Рас­по­ло­жен­ный меж­ду тер­ма­ми Агрип­пы и тер­ма­ми Неро­на, этот круг­лый храм был постро­ен Агрип­пой в 27 г. до н. э. Храм посвя­щал­ся всем богам, но осо­бен­но Мар­су и Вене­ре, защит­ни­кам рода Юли­ев. Адри­ан внес ради­каль­ные изме­не­ния, поме­няв не толь­ко ори­ен­та­цию зда­ния (фасад, веро­ят­но, раз­вер­ну­ли на 180° к севе­ру), но и весь облик зда­ния, кото­рое сохра­ни­лось до наших дней. Храм име­ет глу­бо­кий про­на­ос с колон­на­дой, увен­чан­ной фрон­то­ном, и круг­лую цел­лу с высо­ким сво­дом. Перед зда­ни­ем раз­ме­ща­лась про­стор­ная пло­щадь с пор­ти­ка­ми, ее мосто­вая изна­чаль­но нахо­ди­лась на метр ниже сего­дняш­не­го уров­ня.

Таким обра­зом, тот, кто про­хо­дил через пло­щадь, видел не то, что вид­но сего­дня. Напри­мер, он не мог цели­ком видеть круг­лые дета­ли в зад­ней части про­на­оса, а сам про­на­ос слу­жил функ­цио­наль­ным эле­мен­том, соеди­няв­шим­ся с дру­ги­ми пор­ти­ка­ми. Поэто­му внут­рен­няя круг­лая часть откры­ва­лась неожи­дан­но тем, кто при­бли­жал­ся к зда­нию.

Про­на­ос, кото­рый дати­ру­ет­ся при­мер­но тем же вре­ме­нем, когда Агрип­па постро­ил пер­вый храм, име­ет фасад с восе­мью колон­на­ми из серо­го гра­ни­та сна­ру­жи и четырь­мя в два ряда внут­ри, обра­зу­ю­щи­ми неф и три при­де­ла. Фрон­тон укра­шал орел с коро­ной. В зад­ней части нахо­ди­лось соору­же­ние из необо­жжен­но­го кир­пи­ча с дву­мя боко­вы­ми лест­ни­ца­ми, веду­щи­ми к сво­ду, соеди­нен­но­му с цел­лой. Внутрь вели огром­ные брон­зо­вые две­ри.

Сама ротон­да пред­став­ля­ет собой бетон­ный цилиндр диа­мет­ром око­ло 44 м, а купол — сфе­ру, гео­мет­ри­че­ски иде­аль­но впи­сан­ную в цилиндр. Баланс этих про­пор­ций очень впе­чат­ля­ет. Внут­ри все поверх­но­сти изо­гну­тые, а сте­на состо­ит из трех сло­ев, нало­жен­ных друг на дру­га и отме­чен­ных кар­ни­за­ми. В осно­ва­нии мно­же­ство ниш, попе­ре­мен­но круг­лых и пря­мо­уголь­ных. Цен­траль­ной эксед­ре пред­ше­ст­ву­ют две колон­ны; меж­ду одной и дру­гой экседра­ми восемь ниш, обрам­лен­ных неболь­ши­ми колон­на­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми тип­ма­ны, попе­ре­мен­но тре­уголь­ные и полу­круг­лые. Вто­рой ордер име­ет деко­ра­тив­ные окна, обрам­лен­ные коринф­ски­ми колон­на­ми с пиляст­ра­ми. Ввер­ху изо­гну­тая поверх­ность завер­ша­ет­ся купо­лом. Купол под­дер­жи­ва­ет сте­на тол­щи­ной 6 м и кон­струк­ция, в кото­рой исполь­зо­ва­ны зна­чи­тель­но более лег­кие мате­ри­а­лы, чем вул­ка­ни­че­ский мате­ри­ал купо­ла.

С тех­ни­че­ской точ­ки зре­ния памят­ник пред­став­ля­ет собой зна­чи­тель­ное нов­ше­ство. На самом деле кон­струк­ция может счи­тать­ся сво­бод­но сто­я­щей, пол­но­стью поко­я­щей­ся на базо­вом коль­це и проч­ных осно­ва­ни­ях, тогда как внут­рен­ние ниши и арки пред­на­зна­че­ны в боль­шей сте­пе­ни для рас­пре­де­ле­ния нагруз­ки. Пан­те­он сохра­нил­ся почти нетро­ну­тым глав­ным обра­зом бла­го­да­ря тому, что в 609 г. н. э. был пре­вра­щен в цер­ковь Сан­та-Мария-ад-Мар­ти­рес, после того как импе­ра­тор Фока пре­под­нес зда­ние в дар папе Бони­фа­цию IV.

См. также:
Пантеон (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 64—65.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Макет Пантеона в масштабе 1:250.
118—125 гг.
Рим, Музей Римской культуры.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Макет Пантеона в масштабе 1:250.
118—125 гг.
Рим, Музей Римской культуры.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
Ок. 126 г.
Рим, Марсово поле.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА