Античные писатели

СЕНЕКА, Луций Анней (Фило­соф); Se­ne­ca, Lu­cius An­nae­us, ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э., рим­ский фило­соф и тра­гик. Родил­ся в Кор­ду­бе, в бога­той семье всад­ни­ков (экви­тов), вто­рой из трех сыно­вей Сене­ки Рито­ра. В моло­дом воз­расте при­был в Рим, там полу­чил хоро­шее грам­ма­ти­че­ское, рито­ри­че­ское и фило­соф­ское обра­зо­ва­ние (в духе позд­не­го сто­и­циз­ма). Веро­ят­но, чтобы попра­вить здо­ро­вье, а так­же для обу­че­ния, неко­то­рое вре­мя нахо­дил­ся в Егип­те. Воз­вра­тил­ся в Рим в 31 или с.323 32 г. н. э. Еще при Кали­гу­ле про­сла­вил­ся как бле­стя­щий ора­тор и сти­лист. В 41 г. н. э., запо­до­зрен­ный в романе с сест­рой умер­ше­го импе­ра­то­ра Кали­гу­лы Юли­ей Ливил­лой, был при­го­во­рен импе­ра­то­ром Клав­ди­ем к изгна­нию на Кор­си­ку. Там он оста­вал­ся до 49 г. н. э., когда Агрип­пи­на насто­я­ла на воз­вра­ще­нии Сене­ки и дове­ри­ла ему вос­пи­та­ние сво­его сына Неро­на. После вступ­ле­ния на пре­стол сем­на­дца­ти­лет­не­го Неро­на Сене­ка вме­сте с пре­фек­том пре­то­рия Афра­ни­ем Бурром фак­ти­че­ски управ­лял государ­ст­вом на про­тя­же­нии вось­ми лет. Но с тече­ни­ем лет поло­же­ние Сене­ки ста­но­ви­лось все слож­нее, а пре­ступ­ле­ния коро­но­ван­но­го вос­пи­тан­ни­ка бро­са­ли тень и на его вос­пи­та­те­ля, кото­рый пытал­ся оправ­дать перед сена­том даже мате­ре­убий­ство. После смер­ти Бур­ра в 62 г. н. э. Сене­ка, с раз­ре­ше­ния Неро­на, уда­лил­ся от дво­ра. Оста­ток жиз­ни он про­вел в сво­их име­ни­ях близ Рима и в Кам­па­нии, отда­ва­ясь фило­со­фии и лите­ра­тур­но­му тру­ду. В 65 г., по подо­зре­нию в уча­стии в заго­во­ре Пизо­на, по при­ка­зу импе­ра­то­ра совер­шил само­убий­ство, вскрыв себе вены. Сене­ка вла­дел огром­ным богат­ст­вом. По-види­мо­му, был два­жды женат, от пер­во­го бра­ка имел двух детей. Его вто­рая жена Пау­ли­на хоте­ла уме­реть вме­сте с мужем. Но по при­ка­зу Неро­на ей пере­вя­за­ли вены. Взгляды Сене­ки сфор­ми­ро­ва­лись в рав­ной мере под вли­я­ни­ем уче­ния сто­и­ков и соб­ст­вен­но­го житей­ско­го опы­та. Он не все­гда мог соот­вет­ст­во­вать суро­вым тре­бо­ва­ни­ям сво­ей шко­лы. Соб­ст­вен­ная сла­бость застав­ля­ла его снис­хо­ди­тель­но отно­сить­ся к сла­бо­стям дру­гих людей. Сохра­нив­ше­е­ся в непол­ном виде лите­ра­тур­ное наследие Сене­ки вклю­ча­ло про­за­и­че­ские про­из­веде­ния и поэ­зию. Боль­шая часть фило­соф­ских сочи­не­ний Сене­ки име­ет фор­му кини­че­ской диа­т­ри­бы (см. Бион из Бори­сфе­на). Мате­ри­ал изла­гал­ся в фор­ме заме­ча­ний и вопро­сов фик­тив­но­го собе­сед­ни­ка. Во всех про­из­веде­ни­ях Сене­ку инте­ре­со­ва­ла преж­де все­го эти­ка. Собран­ные в 12 кни­гах сочи­не­ния Сене­ки по вопро­сам эти­ки носят назва­ние Диа­ло­ги. В них нахо­дят­ся трак­та­ты: О про­виде­нии (Ad Lu­ci­lium de pro­vi­den­tia; 62—63 гг.), О стой­ко­сти муд­ро­го (Ad Se­re­num de con­stan­tia sa­pien­tis), О гне­ве (Ad No­va­tum de ira; после 41 г.) в 3 кни­гах, О счаст­ли­вой жиз­ни (Ad Gal­lio­nem de vi­ta bea­ta; 58?), Об изу­че­нии фило­со­фии (Ad Se­re­num de otio; сохра­ни­лось не пол­но­стью), О спо­кой­ст­вии духа (Ad Se­re­num de tran­quil­li­ta­te ani­mi), О крат­ко­сти жиз­ни (Ad Pau­li­num de bre­vi­ta­te vi­tae; ок. 50 г.) и три кон­со­ля­ции: к Мар­ции[1], доче­ри Кре­му­ция Кор­да, на утра­ту един­ст­вен­но­го сына (Ad Mar­ciam de con­so­la­tio­ne; 37—41 гг.), к Поли­бию, вли­я­тель­но­му воль­ноот­пу­щен­ни­ку импе­ра­то­ра Клав­дия, по пово­ду смер­ти бра­та (Ad Po­ly­bium de con­so­la­tio­ne; 42—44 гг.), к соб­ст­вен­ной мате­ри во вре­мя сво­его изгна­ния (Ad Hel­viam mat­rem de con­so­la­tio­ne; 41—42 гг.). В этих сочи­не­ни­ях Сене­ка опи­сы­ва­ет иде­ал стои­че­ско­го муд­ре­ца; он пре­до­сте­ре­га­ет от пота­ка­ния стра­стям, осо­бен­но гне­ву, объ­яс­ня­ет, в чем состо­ит под­лин­ное сча­стье, како­во его отно­ше­ние к богат­ству, к стра­да­нию и т. д., учит наи­луч­шим спо­со­бом поль­зо­вать­ся жиз­нью, ука­зы­вая на важ­ность состо­я­ния духа, покоя и, нако­нец, сво­бод­но­го вре­ме­ни, кото­рое мож­но посвя­тить нау­ке и лите­ра­тур­но­му тру­ду. Поми­мо Диа­ло­гов, сохра­ни­лось еще несколь­ко про­из­веде­ний Сене­ки, сре­ди них трак­тат О бла­го­де­я­ни­ях (De be­ne­fi­ciis) в 7 кни­гах, посвя­щен­ный Эбо­нию Либе­ра­лу, име­ю­щий прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние для исто­рии антич­ной эти­ки. Сене­ка утвер­жда­ет, что вза­им­ные бла­го­де­я­ния состав­ля­ют осно­ву обще­ст­вен­но­го поряд­ка. Про­из­веде­ние О мило­сер­дии (De cle­men­tia; 55/56 гг.) в 3 кни­гах, сохра­нив­ших­ся частич­но, посвя­щен­ное Неро­ну, долж­но было стать учеб­ни­ком доб­ро­де­те­ли, «зер­ка­лом» для пра­ви­те­ля, основ­ная доб­ро­де­тель кото­ро­го — мило­сер­дие, не име­ю­щее тем не менее ниче­го обще­го со снис­хо­ди­тель­но­стью или жало­стью. В Изыс­ка­ни­ях о при­ро­де с.324 (Na­tu­ra­les quaes­tio­nes) в 7 кни­гах, посвя­щен­ных Луци­лию, Сене­ка опи­сал небес­ные (cae­les­tia) и зем­ные (ter­re­na) явле­ния, а так­же явле­ния в сфе­ре, лежа­щей меж­ду ними (sub­li­mia). Это неси­сте­ма­ти­че­ское изло­же­ние, воз­мож­но даже, что пер­во­на­чаль­ный порядок книг был изме­нен. Сам Сене­ка не был есте­ство­ис­пы­та­те­лем, он изла­гал зна­ния, почерп­ну­тые у дру­гих авто­ров, в основ­ном, у Посидо­ния. Но он инте­ре­со­вал­ся при­ро­дой, посколь­ку счи­тал, что ее позна­ние ведет к нрав­ст­вен­но­му усо­вер­шен­ст­во­ва­нию, поз­во­ляя пере­сту­пить через смерть. Здесь мно­го экс­кур­сов, отступ­ле­ний и раз­мыш­ле­ний на эти­че­ские темы. Сбор­ник Нрав­ст­вен­ных писем к Луци­лию (Epis­tu­lae mo­ra­les ad Lu­ci­lium; 62—64 гг.) в 20 кни­гах вклю­ча­ет 124 пись­ма. Эта корре­спон­ден­ция созда­ва­лась, веро­ят­но, с мыс­лью о пуб­ли­ка­ции. Пись­ма ско­рее напо­ми­на­ют диа­т­ри­бы, в них часто под­ни­ма­ют­ся вопро­сы, о кото­рых Сене­ка писал в дру­гих местах. Сене­ка напо­ми­на­ет дру­гу о вреде аффек­тов, о необ­хо­ди­мо­сти жить в согла­сии с при­ро­дой и работы над собой, о потреб­но­сти во внут­рен­ней гар­мо­нии и пре­одо­ле­ния стра­ха смер­ти. Имен­но мысль о ее неиз­беж­но­сти долж­на помочь кри­ти­че­ски оце­нить бла­га мира и стать нача­лом под­лин­ной сво­бо­ды. Сча­стье — в доб­ро­де­те­ли. Сене­ка сове­ту­ет избрать себе в каче­стве образ­ца для под­ра­жа­ния совер­шен­но­го чело­ве­ка. Чело­ве­че­ская душа от при­ро­ды стре­мит­ся к доб­ру, но на пути к дости­же­нию совер­шен­ства лежат объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные пре­пят­ст­вия. Жизнь есть борь­ба (vi­ve­re mi­li­ta­re est) с судь­бой и соб­ст­вен­ны­ми изъ­я­на­ми. Пись­ма явля­ют­ся наи­бо­лее зре­лым и само­сто­я­тель­ным про­из­веде­ни­ем Сене­ки, пло­дом мно­го­лет­них раз­мыш­ле­ний. Дру­гие про­за­и­че­ские сочи­не­ния Сене­ки утра­че­ны. Сене­ка был так­же авто­ром един­ст­вен­ной сохра­нив­шей­ся менип­по­вой сати­ры (см. Менипп из Гада­ры, Варрон) под назва­ни­ем Отык­в­ле­ние боже­ст­вен­но­го Клав­дия (Di­vi Clau­dii Apo­co­lo­cyn­to­sis; от гр. ko­lo­kyn­te — тык­ва, сло­во, обра­зо­ван­ное по образ­цу «апо­фе­о­за»; дру­гое назва­ние: Сати­ри­че­ский апо­фе­оз). Это про­из­веде­ние — язви­тель­ный паск­виль на умер­ше­го импе­ра­то­ра, воз­мож­но, лите­ра­тур­ная месть Сене­ки за годы изгна­ния. Сене­ка напи­сал так­же 9 тра­гедий, осно­вы­ваю­щих­ся на гре­че­ских образ­цах: Безум­ный Геракл (Her­cu­les fu­rens), Тро­ян­ки (Troa­des), Фини­ки­ян­ки (Phoe­nis­sae; пье­са сохра­ни­лась частич­но), Медея, Фед­ра, Эдип, Ага­мем­нон, Фиест, Геракл на Эте (Her­cu­lus Oetae­us). Под име­нем Сене­ки сохра­ни­лась тра­гедия Окта­вия, создан­ная уже после смер­ти фило­со­фа. Сене­ка чер­пал сюже­ты в основ­ном у Еври­пида (ино­гда — у Софок­ла, реже все­го — у Эсхи­ла) или из элли­ни­сти­че­ских тра­гедий. В какой сте­пе­ни на твор­че­ство Сене­ки повли­я­ли рим­ские тра­ги­ки, уста­но­вить труд­но. Вопре­ки исполь­зо­ва­нию образ­цов, Сене­ка выка­зал зна­чи­тель­ную само­сто­я­тель­ность, осо­бен­но в обри­сов­ке харак­те­ров и пред­став­ле­нии собы­тий. По срав­не­нию с клас­си­че­ской гре­че­ской тра­геди­ей, ком­по­зи­ция пьес упро­ще­на. Пред­ва­рен­ные про­ло­га­ми, в кото­рых обыч­но харак­те­ри­зу­ет­ся глав­ный герой, они делят­ся на 5 актов, разде­лен­ных выхо­да­ми хора. Пес­ни хора часто отсы­ла­ют к прин­ци­пам стои­че­ской эти­ки. Силь­ное вли­я­ние на тра­гедии ока­за­ла рито­ри­ка, отсюда мно­го­чис­лен­ные речи, ото­дви­гаю­щие дей­ст­вие на зад­ний план, чрез­вы­чай­но живо­пис­ные, а порой излишне дета­ли­зи­ро­ван­ные опи­са­ния духов­ных и физи­че­ских стра­да­ний, тен­ден­ция к созда­нию гро­зо­вой атмо­сфе­ры. Отли­чи­тель­ной чер­той драм Сене­ки явля­ет­ся пафос. Во мно­го раз вер­нее, чем гре­че­ские образ­цы, опи­сы­ва­ет Сене­ка моти­вы поступ­ков сво­их геро­ев, воз­мож­но, чтобы дока­зать, насколь­ко пагуб­ны аффек­ты. Он стре­мил­ся при помо­щи при­ме­ров из мифо­ло­гии пока­зать необ­хо­ди­мость овла­де­ния стра­стя­ми, а так­же про­будить стрем­ле­ние к дости­же­нию внут­рен­не­го совер­шен­ства и доб­ро­де­те­ли, кото­рые поз­во­лят гос­под­ст­во­вать над судь­бой. Иде­а­лом с.325 стои­че­ско­го муд­ре­ца в дра­мах Сене­ки явля­ет­ся Геракл. В духе стои­че­ско­го гума­низ­ма, автор выска­зы­ва­ет мно­же­ство мыс­лей о вла­сти и пра­ви­те­ле. При­сут­ст­ву­ют так­же аллю­зии на совре­мен­ное ему обще­ство. Неяс­но, были ли дра­мы Сене­ки пред­на­зна­че­ны для поста­нов­ки на сцене, или толь­ко для чте­ния. Они ста­ли образ­цом для ренес­санс­ной дра­мы и для твор­цов клас­си­че­ской евро­пей­ской тра­гедии: Шекс­пи­ра, Кор­не­ля, Раси­на. Сене­ке при­пи­сы­ва­ют автор­ство 77 эпи­грамм. В обла­сти язы­ка Сене­ка пред­по­чи­тал ред­кие сло­ва, но он так­же при­да­вал новую окрас­ку повсе­мест­но употреб­ля­е­мым сло­вам. Его стиль, так назы­вае­мая «сереб­ря­ная латынь», харак­те­ри­зу­ет пово­рот от цице­ро­нов­ских пери­о­дов к более корот­ким пред­ло­же­ни­ям, с часты­ми анти­те­за­ми и силь­ной рит­ми­за­ци­ей части пред­ло­же­ний. Рито­ри­че­ские фигу­ры и тро­пы часто высту­па­ют как в про­за­и­че­ских сочи­не­ни­ях, так и в дра­мах, столь же часто исполь­зу­ет­ся при­ем при­ме­ра. Зна­ме­на­тель­ной чер­той Сене­ки явля­ет­ся мно­го­крат­ное повто­ре­ние одних и тех же мыс­лей в раз­лич­ной сло­вес­ной и сти­ли­сти­че­ской фор­ме. У совре­мен­ни­ков твор­че­ство Сене­ки столк­ну­лось как с при­зна­ни­ем, так и с кри­ти­кой. Его стиль бра­нил Квин­ти­ли­ан, хотя и назы­вал Сене­ку «бле­стя­щим гони­те­лем поро­ков» (eg­re­gius in­sec­ta­tor vi­tio­rum). Потом­ки почи­та­ли Сене­ку как мора­ли­ста и «муче­ни­ка фило­со­фии». Боль­шое вли­я­ние он ока­зал на хри­сти­ан­ских авто­ров. Оби­лие сен­тен­ций в про­из­веде­ни­ях Сене­ки сде­ла­ло их неис­чер­пае­мым источ­ни­ком цитат.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]В бумаж­ном изда­нии: «Мар­сии». ИСПРАВЛЕНО.

  • Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
    См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Двойная герма с портретами Сократа (470—399 гг. до н. э.) и Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.).
    Мрамор. 1-я половина III в. Портреты соединены в двойную герму позднеримским копиистом.
    Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
    2. ГЛИПТИКА. Рим.
    Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
    Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
    Кольцо: золото, современная работа.
    Аукционный дом Кристи.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
    Мрамор. II в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
    Мрамор. II в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Псевдо-Сенека.
    Мрамор. I—II вв. н. э.
    Античная голова на бюсте современной работы.
    Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Псевдо-Сенека.
    Мрамор. I—II вв. н. э.
    Античная голова на бюсте современной работы.
    Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Псевдо-Сенека.
    Мрамор. I—II вв. н. э.
    Античная голова на бюсте современной работы.
    Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
    Лунский мрамор. II в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
    Мрамор. II в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Бюст с головой поэта.
    Греческий мрамор.
    Римская работа.
    I в. н. э.
    Флоренция, Галерея Уффици.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА