ОВИДИЙ НАЗОН, Публий; Ovidius Naso, Publius, 43 г. до н. э. — 18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Апеннин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы посвятить себя карьере политика и юриста. В дополнение к учебе совершил путешествие в Афины, Малую Азию и на Сицилию. После возвращения в Рим быстро отказался от карьеры чиновника и целиком посвятил себя поэзии. Первые произведения сразу принесли Овидию громкую славу. Он был связан с поэтическим кружком Мессалы. Знал Горация, восхищался Вергилием, дружил с Проперцием, а памяти Тибулла посвятил одну из прекраснейших своих элегий. Овидий был трижды женат, имел дочь. В 8 г. н. э., на вершине известности и славы, Овидий неожиданно был приговорен Августом к изгнанию на Черное море в Томы (совр. Констанца). Причина высылки неизвестна. Сам Овидий говорит, что единственной его виной были кармины (песни) (Наука любви?) и ошибка. Но нам неизвестно, в чем эта ошибка заключалась. Однако Август был сильно задет, ибо несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, которые поэт слал в Рим, приговор так и не был отменен. Овидий умер в Томах после 10 лет изгнания. Все произведения Овидия, кроме Метаморфоз и несохранившейся трагедии Медея, были написаны элегическим дистихом. Ранний период творчества Овидия посвящен произведениям на любовные темы. Ок. 20 г. до н. э. Овидий издал первый сборник Любовные элегии (Amores) в 5 книгах. Сохранилось только 3 книги из второго издания. Это любовные произведения (исключение составляет одна элегия, описывающая процессию в честь Юноны, и упомянутая ранее элегия на смерть Тибулла), посвященные Коринне. Коринна — вымышленный образ, фикцией являются и описываемые чувства и переживания поэта. Черпая из архаической и эллинистической греческой лирики, а также используя упражнения, которые он выполнял в риторической школе, Овидий представил известные из литературы любовные сюжеты, ситуации, переживания: ожидание у дверей возлюбленной, ссоры, радость, измены, ревность. Стихи Овидия исполнены очарования и юмора, а порой — цинизма и иронии. Между первым и вторым изданием любовных элегий появилась на свет первая часть сборника Героиды (Heroides или Epistulae Heroidum) — 15 посланий мифических героинь: Пенелопы, Медеи, Дидоны, Ариадны и др., адресованных неверным мужьям или возлюбленным. Вторая часть, по-видимому, была создана позднее, она включает три пары писем, написанных любовниками друг другу. В этих элегиях чувствуется влияние риторической школы, они скорее напоминают монологи, иллюстрирующие переживания героинь. Из дидактических поэм, представляющих собой как бы пародийный вариант эллинистических дидактических поэм (Арат, Никандр), самой старой является поэма О раскрашивании женщинами лица (De medicamine faciei femineae), от которой сохранилось 50 дистихов; в ней Овидий рассказывал девушкам о том, как надо заботиться о своей внешности. В Науке любви (Ars amatoria), изданной, видимо, в 1 г. до н. э., Овидий изложил науку соблазнения. Вначале он составил только 2 книги советов мужчинам, потом добавил кн. III, предназначенную для девушек. Овидий дал точные указания, где нужно искать прекрасных девушек, как их обольщать (кн. I), как продлить связь (кн. II). Часть, адресованная женщинам, тоже содержит подобные советы. Поэма исполнена юмора, полна забавных оборотов и сентенций, комических ситуаций. Ее реализм отличают изысканность и культура, чувствительность и утонченность. Прекрасно написанная картина римского общества эпохи Августа иллюстрируется многочисленными примерами из мифологии, в поэме множество сравнений и отступлений. Продолжением Науки любви стала поэма Лекарство от любви (Remedia amoris) в 1 книге, изданная ок. 2 г. н. э. Она выдержана в том же тоне, что и Наука любви, и учит читателя, как нужно поступать, чтобы излечиться от несчастной любви. Зрелое творчество Овидия представлено двумя большими поэмами: Метаморфозы (Metamorphoseon libri XV) в 15 книгах и Фасты (Fasti); оба написаны после 1 г. н. э. В Метаморфозах Овидий ориентировался на греческих поэтов: Каллимаха, Эратосфена, Никандра, Парфения Никейского, а также на римских — Катулла, Цинну, Макра. Сюжеты он взял из неисчерпаемой сокровищницы греко-римских мифов, выбирая сначала те, что рассказывали о каких-либо превращениях. Овидий замыслил представить мифы в хронологическом порядке от начала мира до своей эпохи. Поэма начинается рождением мира из Хаоса и заканчивается апофеозом Цезаря. Кн. I—