Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КА́ПУЯ

Ca­pua, Κα­πύη, преж­де Vol­tur­nus, древ­ний и цве­ту­щий город Кам­па­нии с авзон­ским и этрус­ским насе­ле­ни­ем. Несмот­ря на пло­до­род­ные окрест­но­сти и ожив­лен­ную тор­гов­лю и про­мыш­лен­ность, город не мог отсто­ять свою сво­бо­ду, но поко­рен был воин­ст­вен­ны­ми сам­ни­та­ми, кото­рые назва­ли его Капу­ей, 420 г. до Р. Х. Liv. 4, 37. Когда жите­ли ока­за­ли помощь про­тив них сиди­ци­нам, то долж­ны были в свою оче­редь искать помо­щи в Риме (Liv. 7, 31. 9. 20 слл.); но во вто­рую пуни­че­скую вой­ну за то, что пере­шли на сто­ро­ну Ган­ни­ба­ла, были жесто­ко нака­за­ны (см. Cam­pa­nia). С тех пор еже­год­но сме­няв­ший­ся рим­ский чинов­ник чинил там суд и рас­пра­ву. Город, не без осно­ва­ния про­сла­вив­ший­ся сво­ей изне­жен­но­стью и без­нрав­ст­вен­но­стью, падал все более и более. Для под­дер­жа­ния его Юлий Цезарь отпра­вил туда коло­нию; то же самое сде­лал Нерон. Suet. Caes. 20. Tac. ann. 13, 31. После опу­сто­ше­ний ван­да­лов в 456 г. от Р. Х. и ара­бов в 856 г. от Р. Х. оста­лись от него толь­ко зна­чи­тель­ные раз­ва­ли­ны, в осо­бен­но­сти амфи­те­ат­ра, кото­рые мож­но видеть на рас­сто­я­нии почти одной мили от нынеш­не­го горо­да. См. так­же Cam­pa­nia.

См. также:
КАПУЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 247.
См. по теме: ЭРЕТРИЯ, ЕРЕТРИЯ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАНА • ДЕРТОЗА, ДЕРТОССА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой «Геракл отрывает Антея от земли».
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой «Наказание Прометея».
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой «Наказание Марсия».
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой жертвоприношения.
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой Калидонской охоты.
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Деталь рельефного декора балюстрады амфитеатра древней Капуи.
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Капуанская.
Белый мелкозернистый мрамор.
1-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Капуанская.
Белый мелкозернистый мрамор.
1-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Персей, убегающий с головой Медузы.
Краснофигурная гидрия. Аттика.
Приписывается Мастеру Пана (Beazley).
Глина.
Ок. 460 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА