Античные писатели

ПЛАТОН; Pla­ton, 427—347 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Родил­ся в Афи­нах. Насто­я­щее имя Пла­то­на было Ари­стокл. Про­зви­ще Пла­тон (Широ­ко­пле­чий) было ему дано в моло­до­сти за мощ­ное тело­сло­же­ние. Про­ис­хо­дил из знат­но­го рода и полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние. Воз­мож­но, слу­шал лек­ции герак­ли­ти­ка Кра­ти­ла, знал попу­ляр­ные в Афи­нах сочи­не­ния Ана­к­са­го­ра, был слу­ша­те­лем Про­та­го­ра и дру­гих софи­стов. В 407 г. стал уче­ни­ком Сокра­та, что опре­де­ли­ло всю его жизнь и твор­че­ство. Соглас­но леген­де, после пер­во­го же раз­го­во­ра с ним Пла­тон сжег свою тра­ги­че­скую тет­ра­ло­гию, под­готов­лен­ную для бли­жай­ших Дио­ни­сий. Целых восемь лет он не отхо­дил от люби­мо­го учи­те­ля, образ кото­ро­го он с таким пие­те­том рисо­вал впо­след­ст­вии в сво­их диа­ло­гах. В 399 г. Сократ, при­го­во­рен­ный к смер­ти, закон­чил жизнь в афин­ском узи­ли­ще. Пла­тон, при­сут­ст­во­вав­ший на про­цес­се, не был с Сокра­том в его послед­ние мину­ты. Воз­мож­но, опа­са­ясь за соб­ст­вен­ную жизнь, он поки­нул Афи­ны и с несколь­ки­ми дру­зья­ми уехал в Мега­ру. Оттуда он поехал в Еги­пет и Кире­ну (где встре­тил­ся с Ари­стип­пом и мате­ма­ти­ком Фео­до­ром), а затем в Южную Ита­лию — колы­бель эле­а­тиз­ма (Пар­ме­нид, Зенон Элей­ский) и пифа­го­рей­ства (Пифа­гор). По дру­гой вер­сии, Пла­тон из Егип­та воз­вра­тил­ся в Афи­ны и лишь оттуда поехал в Ита­лию. В Тарен­те он посе­тил извест­но­го пифа­го­рей­ца Архи­та, а в Локрах — Тимея. Ок. 388 г. Пла­тон поки­нул Ита­лию и уехал на Сици­лию, в Сира­ку­зы, где пра­вил Дио­ни­сий I Стар­ший. При­вер­жен­цем его фило­со­фии стал род­ст­вен­ник Дио­ни­сия, моло­дой Дион, но Пла­тон поссо­рил­ся с тира­ном, и тот уда­лил его из сво­его государ­ства. Воз­мож­но, обще­ние с Дио­ном вдох­но­ви­ло его по воз­вра­ще­нии в Афи­ны осно­вать в садах Ака­де­ма первую фило­соф­скую шко­лу, зна­ме­ни­тую Ака­де­мию, где он пре­по­да­вал до самой смер­ти. В 367 г. в Сира­ку­зах умер Дио­ни­сий Стар­ший, и Пла­тон, по прось­бе Дио­на, во вто­рой раз при­ехал ко дво­ру сира­куз­ских тира­нов в надеж­де, что новый пра­ви­тель Дио­ни­сий Млад­ший лег­че под­верг­нет­ся его вли­я­нию и что он таким обра­зом вопло­тит в жизнь свою меч­ту о фило­со­фе на троне и о государ­стве, управ­ля­е­мом муд­рым и спра­вед­ли­вым царем. Но эта мис­сия не уда­лась. Дио­ни­сий Млад­ший сна­ча­ла госте­при­им­но при­нял фило­со­фа и заин­те­ре­со­вал­ся его уче­ни­ем, но в кон­це кон­цов, как и его пред­ше­ст­вен­ник, вынудил Пла­то­на поки­нуть Сици­лию и — более того — при­го­во­рил к изгна­нию Дио­на, подо­зре­вая его в заго­во­ре. В 361 г. Пла­тон пред­при­нял третье и послед­нее путе­ше­ст­вие на Сици­лию. Об этом его про­сил Дион, к это­му же скло­ня­ли пифа­го­рей­цы, но он напрас­но пытал­ся воздей­ст­во­вать на Дио­ни­сия и полу­чить раз­ре­ше­ние на воз­вра­ще­ние Дио­на. Тиран не толь­ко отка­зал ему в прось­бах, но и кон­фис­ко­вал иму­ще­ство Дио­на. Удер­жи­вае­мый в Сира­ку­зах насиль­но, Пла­тон толь­ко при содей­ст­вии Архи­та смог поки­нуть государ­ство. Он воз­вра­тил­ся в Афи­ны и там руко­во­дил Ака­де­ми­ей до самой смер­ти в 347 г. До нас дошли, по-види­мо­му, все сочи­не­ния Пла­то­на. Пол­ное их собра­ние насчи­ты­ва­ет 36 про­из­веде­ний, поде­лен­ных на 9 тет­ра­ло­гий, кото­рые нагляд­но демон­стри­ру­ют раз­ви­тие фило­со­фии Пла­то­на. Сре­ди них нахо­дят­ся так­же неа­у­тен­тич­ные диа­ло­ги. Автор­ство и хро­но­ло­гия сочи­не­ний Пла­то­на дол­го и тща­тель­но иссле­до­ва­лись начи­ная еще с эпо­хи элли­низ­ма (Ари­сто­фан Визан­тий­ский, II в. до н. э.). В кон­це XIX в. была уста­нов­ле­на после­до­ва­тель­ность пла­то­нов­ских диа­ло­гов в рам­ках четы­рех раз­лич­ных групп: сокра­ти­че­ских, пла­то­ни­че­ских, сред­не­пла­то­ни­че­ских и позд­них. Это разде­ле­ние было при­ня­то повсе­мест­но, одна­ко неко­то­рые наста­и­ва­ют на суще­ст­во­ва­нии толь­ко трех групп (сокра­ти­че­ские диа­ло­ги, диа­ло­ги сред­не­го пери­о­да и позд­не­го пери­о­да). К пер­вой груп­пе при­над­ле­жат: Ион, Гип­пий Мень­ший, Гип­пий Боль­ший, Хар­мид, Лахет, Лисий, Эвти­фрон, Апо­ло­гия, Кри­тон, Про­та­гор, Гор­гий, Менон; ко вто­рой: Федон, Пир, Федр, Кра­тил, Евти­дем, Теэтет, Пар­ме­нид, Государ­ство (Po­li­teia, кн. II—X); к третьей: Софист, Поли­тик, Филеб, Тимей, Кри­тий, Зако­ны (No­moi) и Пись­ма. В диа­ло­гах ран­не­го пери­о­да, так назы­вае­мых сокра­ти­че­ских, глав­ную роль игра­ет Сократ. Диф­фе­рен­ци­руя эти­че­ские поня­тия вме­сте со сво­и­ми собе­сед­ни­ка­ми, он ука­зы­ва­ет, какие опре­де­ле­ния не сле­ду­ет при­ни­мать за истин­ные, раз­би­ва­ет аргу­мен­ты про­тив­ни­ка, воз­об­нов­ля­ет попыт­ки, ни одна из кото­рых его не удо­вле­тво­ря­ет, и в кон­це кон­цов остав­ля­ет вопрос откры­тым. (На это впо­след­ст­вии будут ссы­лать­ся скеп­ти­ки.) Здесь еще нет речи об иде­ях. Диа­ло­ги сред­не­го пери­о­да пред­став­ля­ют­ся наи­бо­лее зре­лы­ми в худо­же­ст­вен­ном отно­ше­нии (Пир, Федр, Государ­ство), их отли­ча­ют чет­кость ком­по­зи­ции и поэ­ти­че­ское вдох­но­ве­ние. Пла­тон фор­му­ли­ру­ет в них прин­ци­пы сво­его иде­а­лиз­ма, выра­зи­те­лем кото­ро­го он дела­ет Сокра­та. Про­из­веде­ния позд­не­го пери­о­да содер­жат моди­фи­ци­ро­ван­ное уче­ние об иде­ях (кон­цеп­ция Миро­вой Души — Филеб, Тимей). Сокра­ту в них при­над­ле­жит роль слу­ша­те­ля, а в Зако­нах он и вовсе не появ­ля­ет­ся. Изме­ня­ет­ся стиль пла­то­нов­ских сочи­не­ний, а язык изоби­лу­ет части­ца­ми и фра­зео­ло­ги­че­ски­ми обо­рота­ми. Все про­из­веде­ния Пла­то­на, кро­ме Апо­ло­гии и Писем у явля­ют­ся диа­ло­га­ми. Пла­тон счи­та­ет­ся твор­цом это­го жан­ра лите­ра­тур­ной про­зы; эта фор­ма каза­лась ему наи­бо­лее под­хо­дя­щей для пред­став­ле­ния диа­лек­ти­че­ско­го мето­да и индук­тив­ных выво­дов Сокра­та и его попы­ток дефи­ни­ции поня­тий, кото­рые он пред­при­ни­мал с уче­ни­ка­ми в раз­го­во­рах и дис­кус­си­ях на пло­ща­дях и ули­цах Афин. Ни в одном из сохра­нив­ших­ся про­из­веде­ний Пла­тон не изло­жил сво­ей иде­а­ли­сти­че­ской кон­цеп­ции систе­ма­ти­че­ски и исчер­пы­ваю­ще. Это под­твер­жда­ет он сам в пись­ме VII, в кото­ром мы нахо­дим более все­го авто­био­гра­фи­че­ских моти­вов и кото­рое явля­ет­ся одним из важ­ней­ших источ­ни­ков зна­ний об уче­нии Пла­то­на. Подроб­нее все­го Пла­тон рас­ска­зы­ва­ет о нем в Пире, Федоне, Фед­ре и Государ­стве (зна­ме­ни­тый миф о пеще­ре), а затем в Пар­ме­ниде, Филе­бе и Тимее. Свои фило­соф­ские изыс­ка­ния Пла­тон начал с утвер­жде­ния, что суще­ст­во­вав­шие до тех пор гре­че­ские фило­соф­ские тео­рии не могут быть истин­ны­ми, посколь­ку они про­ти­во­ре­чат друг дру­гу; напри­мер, Герак­лит, опи­ра­ясь на свиде­тель­ства чувств, про­воз­гла­сил миро­вым прин­ци­пом изме­не­ние, а Пар­ме­нид утвер­ждал, что бытие неиз­мен­но, веч­но и непо­движ­но и что познать его мож­но толь­ко разу­мом, а не чув­ства­ми, ибо они обман­чи­вы. К уче­нию об иде­ях Пла­то­на при­ве­ла доро­га, ука­зан­ная Сокра­том, кото­рый учил, что обя­за­тель­но нуж­но уяс­нить для себя, чем явля­ет­ся каж­дая вещь, о кото­рой гово­рит­ся, что тре­бу­ет­ся дать ее опре­де­ле­ние. В сокра­тов­ских эти­че­ских дефи­ни­ци­ях, соглас­но Пла­то­ну, заклю­ча­лась веч­ная исти­на. Они явля­ют­ся «образ­ца­ми» для мира вещей. Пла­тон рас­про­стра­нил эти чер­ты неиз­мен­но­сти и «образ­цо­во­сти» на все поня­тия. Напри­мер, пред­ме­та­ми поня­тия «пре­крас­ное» не могут быть пре­крас­ные вещи, ибо они измен­чи­вы и раз­но­род­ны. Сле­до­ва­тель­но, долж­но суще­ст­во­вать непо­сти­гае­мое напря­мую, еди­ное и неиз­мен­ное «пре­крас­ное в себе» — идея пре­крас­но­го. Так же обсто­ит дело со все­ми поня­ти­я­ми. Им соот­вет­ст­ву­ют веч­ные и неиз­мен­ные бытия, кото­рые Пла­тон назвал иде­я­ми. Так как все вещи быва­ют выс­ши­ми или низ­ши­ми, то в мире идей тоже есть иерар­хия — от низ­ших до все более все­о­хват­ных и выс­ших идей — с иде­ей добра—кра­соты во гла­ве. Суще­ст­ву­ет так­же два мира: позна­вае­мый чув­ства­ми, брен­ный и измен­чи­вый, или гиг­не­ти­че­ский (gig­no­mai — явля­юсь), и мир, позна­вае­мый разу­мом, веч­ный и неиз­мен­ный — онто­ло­ги­че­ский (on, on­tos — сущий), вещи и идеи. Толь­ко идеи поис­ти­не суще­ст­ву­ют, вещи же толь­ко «явля­ют­ся», они — тени идеи. В пись­ме VII Пла­тон про­во­дит извест­ное раз­гра­ни­че­ние меж­ду: 1) име­нем; 2) опре­де­ле­ни­ем; 3) зри­мым обра­зом каж­дой вещи; 4) чув­ст­вен­ным зна­ни­ем о ней; и нако­нец 5) «тем, что позна­вае­мо и поис­ти­не суще­ст­ву­ет» — иде­ей. В даль­ней­шем Пла­тон гово­рит о том, что труд­но свя­зать мир идей с миром чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мых пред­ме­тов. В Пар­ме­ниде он раз­мыш­ля­ет над тем, каким обра­зом неиз­мен­ные и веч­ные идеи могут вопло­щать­ся в брен­ных и измен­чи­вых вещах и каким обра­зом эти вещи при­сут­ст­ву­ют в так пони­мае­мых иде­ях. Эти про­бле­мы он пыта­ет­ся раз­ре­шить в Тимее и Филе­бе, где раз­ли­ча­ет 4 вида суще­го: 1) бес­пре­дель­ное (apei­ron) — мате­рия; 2) пре­дель­ное (pe­ras) — идеи; 3) сме­шан­ное (sym­mis­go­me­non) — мир явле­ний; и 4) при­чи­на (aitia) это­го сме­ше­ния — ум, живу­щий в душе. Мир, как и чело­век, обла­да­ет не толь­ко телом, но и душой. Миро­вая душа и явля­ет­ся, соглас­но Пла­то­ну, тем самым свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду миром идей и миром явле­ний. Ум, кото­рый в Тимее Пла­тон назы­ва­ет деми­ур­гом, по обра­зу идеи фор­ми­ру­ет из пас­сив­ной мате­рии мир явле­ний, кото­рый пред­став­ля­ет­ся лишь отра­же­ни­ем мира идей. Тимей явля­ет­ся одним из самых про­слав­лен­ных и чаще все­го ком­мен­ти­ру­е­мых пла­то­нов­ских диа­ло­гов. Одна­ко пред­став­ля­ет­ся, что он вызвал рез­кую кри­ти­ку со сто­ро­ны уче­ни­ков Ака­де­мии. В VII пись­ме Пла­тон сооб­ща­ет, что он нигде не изло­жил пол­но­стью сво­его уче­ния. Для его под­твер­жде­ния он обра­тил­ся к мате­ма­ти­че­ским спе­ку­ля­ци­ям. Так же, как он раз­ли­чал два мира, Пла­тон раз­ли­чал два рода позна­ния: позна­ние чув­ства­ми и позна­ние умом. При помо­щи чувств мы позна­ем окру­жаю­щий нас дей­ст­ви­тель­ный мир, идеи же вос­при­ни­ма­ют­ся умом, кото­рый Пла­тон назы­ва­ет так­же «оком души». Чув­ст­вен­но­му и дис­кур­сив­но­му позна­нию Пла­тон про­ти­во­по­ста­вил позна­ние инту­и­тив­ное, с куль­ми­на­ци­ей в экс­та­зе (пись­мо VII). Мно­го вни­ма­ния уде­лил он про­бле­ме души и обос­но­ва­нию ее бес­смер­тия (зна­ме­ни­тая тео­рия ана­мне­за). Дея­тель­ность Пла­то­на в Ака­де­мии, кото­рая ста­ла шко­лой буду­щих поли­ти­ков и юри­стов, три его путе­ше­ст­вия в Сира­ку­зы и два вели­чай­ших про­из­веде­ния Государ­ство и Зако­ны свиде­тель­ст­ву­ют, что одну из глав­ных задач сво­ей жиз­ни он видел в рабо­те по исправ­ле­нию государ­ст­вен­но­го устрой­ства. Тео­рию иде­аль­но­го государ­ства он пол­нее все­го пред­ста­вил в Государ­стве и раз­вил в Зако­нах. Государ­ство долж­но слу­жить иде­ям мира и спра­вед­ли­во­сти. В соот­вет­ст­вии с 3 основ­ны­ми его функ­ци­я­ми (управ­ле­ние, защи­та и про­из­вод­ство мате­ри­аль­ных благ) насе­ле­ние делит­ся на 3 касты: пра­вя­щие муд­ре­цы-фило­со­фы, вои­ны и ремес­лен­ни­ки. Спра­вед­ли­вое государ­ст­вен­ное устрой­ство долж­но обес­пе­чить их гар­мо­нич­ное сосу­ще­ст­во­ва­ние. Про­из­веде­ния Пла­то­на отли­ча­ют пре­крас­ный стиль, выдер­жан­ная ком­по­зи­ция, живой, пол­ный неожи­дан­ных пово­ротов и напря­же­ния диа­лог, а так­же поэ­ти­че­ское вооб­ра­же­ние и полет мыс­ли. Они ста­ли образ­цом фило­соф­ско­го диа­ло­га, нашли мно­го­чис­лен­ных под­ра­жа­те­лей и ока­за­ли огром­ное вли­я­ние как на евро­пей­скую фило­со­фию, так и на лите­ра­ту­ру.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДЕМОХАР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Платона.
Римская копия с греческой статуи последней четв. IV в. до н. э.
Подпись «ΖΗΝΩΝ» современная и неправильная.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 11.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской бюст (Дионис? Платон? Дионис-Платон? Приап?).
Бронза.
49—25 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Платона.
Лунский мрамор. Римская копия с греческого оригинала, созданного Силанионом ок. 370 г. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 67.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Платона.
Лунский мрамор. Римская копия с греческого оригинала, созданного Силанионом ок. 370 г. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 67.
5. МОЗАИКА. Рим.
Академия Платона.
Мозаика из Помпей (Вилла Т. Симиния Стефана).
II стиль. Начало I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LIX.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Платон.
Мрамор.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма бородатого божества (Дионис-Платон?).
Фригийский мрамор (павонацетто).
II половина II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный лутрофор Тимоклеида, сына Лисида.
Мрамор.
2-я четверть IV в. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный лутрофор Тимоклеида, сына Лисида.
Мрамор.
2-я четверть IV в. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской бюст (Дионис? Платон? Дионис-Платон? Приап?).
Бронза.
49—25 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА