Античные писатели

ПЛАТОН; Pla­ton, 427—347 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Родил­ся в Афи­нах. Насто­я­щее имя Пла­то­на было Ари­стокл. Про­зви­ще Пла­тон (Широ­ко­пле­чий) было ему дано в моло­до­сти за мощ­ное тело­сло­же­ние. Про­ис­хо­дил из знат­но­го рода и полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние. Воз­мож­но, слу­шал лек­ции герак­ли­ти­ка Кра­ти­ла, знал попу­ляр­ные в Афи­нах сочи­не­ния Ана­к­са­го­ра, был слу­ша­те­лем Про­та­го­ра и дру­гих софи­стов. В 407 г. стал уче­ни­ком Сокра­та, что опре­де­ли­ло всю его жизнь и твор­че­ство. Соглас­но леген­де, после пер­во­го же раз­го­во­ра с ним Пла­тон сжег свою тра­ги­че­скую тет­ра­ло­гию, под­готов­лен­ную для бли­жай­ших Дио­ни­сий. Целых восемь лет он не отхо­дил от люби­мо­го учи­те­ля, образ кото­ро­го он с таким пие­те­том рисо­вал впо­след­ст­вии в сво­их диа­ло­гах. В 399 г. Сократ, при­го­во­рен­ный к смер­ти, закон­чил жизнь в афин­ском узи­ли­ще. Пла­тон, при­сут­ст­во­вав­ший на про­цес­се, не был с Сокра­том в его послед­ние мину­ты. Воз­мож­но, опа­са­ясь за соб­ст­вен­ную жизнь, он поки­нул Афи­ны и с несколь­ки­ми дру­зья­ми уехал в Мега­ру. Оттуда он поехал в Еги­пет и Кире­ну (где встре­тил­ся с Ари­стип­пом и мате­ма­ти­ком Фео­до­ром), а затем в Южную Ита­лию — колы­бель эле­а­тиз­ма (Пар­ме­нид, Зенон Элей­ский) и пифа­го­рей­ства (Пифа­гор). По дру­гой вер­сии, Пла­тон из Егип­та воз­вра­тил­ся в Афи­ны и лишь оттуда поехал в Ита­лию. В Тарен­те он посе­тил извест­но­го пифа­го­рей­ца Архи­та, а в Локрах — Тимея. Ок. 388 г. Пла­тон поки­нул Ита­лию и уехал на Сици­лию, в Сира­ку­зы, где пра­вил Дио­ни­сий I Стар­ший. При­вер­жен­цем его фило­со­фии стал род­ст­вен­ник Дио­ни­сия, моло­дой Дион, но Пла­тон поссо­рил­ся с тира­ном, и тот уда­лил его из сво­его государ­ства. Воз­мож­но, обще­ние с Дио­ном вдох­но­ви­ло его по воз­вра­ще­нии в Афи­ны осно­вать в садах Ака­де­ма первую фило­соф­скую шко­лу, зна­ме­ни­тую Ака­де­мию, где он пре­по­да­вал до самой смер­ти. В 367 г. в Сира­ку­зах умер Дио­ни­сий Стар­ший, и Пла­тон, по прось­бе Дио­на, во вто­рой раз при­ехал ко дво­ру сира­куз­ских тира­нов в надеж­де, что новый пра­ви­тель Дио­ни­сий Млад­ший лег­че под­верг­нет­ся его вли­я­нию и что он таким обра­зом вопло­тит в жизнь свою меч­ту о фило­со­фе на троне и о государ­стве, управ­ля­е­мом муд­рым и спра­вед­ли­вым царем. Но эта мис­сия не уда­лась. Дио­ни­сий Млад­ший сна­ча­ла госте­при­им­но при­нял фило­со­фа и заин­те­ре­со­вал­ся его уче­ни­ем, но в кон­це кон­цов, как и его пред­ше­ст­вен­ник, вынудил Пла­то­на поки­нуть Сици­лию и — более того — при­го­во­рил к изгна­нию Дио­на, подо­зре­вая его в заго­во­ре. В 361 г. Пла­тон пред­при­нял третье и послед­нее путе­ше­ст­вие на Сици­лию. Об этом его про­сил Дион, к это­му же скло­ня­ли пифа­го­рей­цы, но он напрас­но пытал­ся воздей­ст­во­вать на Дио­ни­сия и полу­чить раз­ре­ше­ние на воз­вра­ще­ние Дио­на. Тиран не толь­ко отка­зал ему в прось­бах, но и кон­фис­ко­вал иму­ще­ство Дио­на. Удер­жи­вае­мый в Сира­ку­зах насиль­но, Пла­тон толь­ко при содей­ст­вии Архи­та смог поки­нуть государ­ство. Он воз­вра­тил­ся в Афи­ны и там руко­во­дил Ака­де­ми­ей до самой смер­ти в 347 г. До нас дошли, по-види­мо­му, все сочи­не­ния Пла­то­на. Пол­ное их собра­ние насчи­ты­ва­ет 36 про­из­веде­ний, поде­лен­ных на 9 тет­ра­ло­гий, кото­рые нагляд­но демон­стри­ру­ют раз­ви­тие фило­со­фии Пла­то­на. Сре­ди них нахо­дят­ся так­же неа­у­тен­тич­ные диа­ло­ги. Автор­ство и хро­но­ло­гия сочи­не­ний Пла­то­на дол­го и тща­тель­но иссле­до­ва­лись начи­ная еще с эпо­хи элли­низ­ма (Ари­сто­фан Визан­тий­ский, II в. до н. э.). В кон­це XIX в. была уста­нов­ле­на после­до­ва­тель­ность пла­то­нов­ских диа­ло­гов в рам­ках четы­рех раз­лич­ных групп: сокра­ти­че­ских, пла­то­ни­че­ских, сред­не­пла­то­ни­че­ских и позд­них. Это разде­ле­ние было при­ня­то повсе­мест­но, одна­ко неко­то­рые наста­и­ва­ют на суще­ст­во­ва­нии толь­ко трех групп (сокра­ти­че­ские диа­ло­ги, диа­ло­ги сред­не­го пери­о­да и позд­не­го пери­о­да). К пер­вой груп­пе при­над­ле­жат: Ион, Гип­пий Мень­ший, Гип­пий Боль­ший, Хар­мид, Лахет, Лисий, Эвти­фрон, Апо­ло­гия, Кри­тон, Про­та­гор, Гор­гий, Менон; ко вто­рой: Федон, Пир, Федр, Кра­тил, Евти­дем, Теэтет, Пар­ме­нид, Государ­ство (Po­li­teia, кн. II—X); к третьей: Софист, Поли­тик, Филеб, Тимей, Кри­тий, Зако­ны (No­moi) и Пись­ма. В диа­ло­гах ран­не­го пери­о­да, так назы­вае­мых сокра­ти­че­ских, глав­ную роль игра­ет Сократ. Диф­фе­рен­ци­руя эти­че­ские поня­тия вме­сте со сво­и­ми собе­сед­ни­ка­ми, он ука­зы­ва­ет, какие опре­де­ле­ния не сле­ду­ет при­ни­мать за истин­ные, раз­би­ва­ет аргу­мен­ты про­тив­ни­ка, воз­об­нов­ля­ет попыт­ки, ни одна из кото­рых его не удо­вле­тво­ря­ет, и в кон­це кон­цов остав­ля­ет вопрос откры­тым. (На это впо­след­ст­вии будут ссы­лать­ся скеп­ти­ки.) Здесь еще нет речи об иде­ях. Диа­ло­ги сред­не­го пери­о­да пред­став­ля­ют­ся наи­бо­лее зре­лы­ми в худо­же­ст­вен­ном отно­ше­нии (Пир, Федр, Государ­ство), их отли­ча­ют чет­кость ком­по­зи­ции и поэ­ти­че­ское вдох­но­ве­ние. Пла­тон фор­му­ли­ру­ет в них прин­ци­пы сво­его иде­а­лиз­ма, выра­зи­те­лем кото­ро­го он дела­ет Сокра­та. Про­из­веде­ния позд­не­го пери­о­да содер­жат моди­фи­ци­ро­ван­ное уче­ние об иде­ях (кон­цеп­ция Миро­вой Души — Филеб, Тимей). Сокра­ту в них при­над­ле­жит роль слу­ша­те­ля, а в Зако­нах он и вовсе не появ­ля­ет­ся. Изме­ня­ет­ся стиль пла­то­нов­ских сочи­не­ний, а язык изоби­лу­ет части­ца­ми и фра­зео­ло­ги­че­ски­ми обо­рота­ми. Все про­из­веде­ния Пла­то­на, кро­ме Апо­ло­гии и Писем у явля­ют­ся диа­ло­га­ми. Пла­тон счи­та­ет­ся твор­цом это­го жан­ра лите­ра­тур­ной про­зы; эта фор­ма каза­лась ему наи­бо­лее под­хо­дя­щей для пред­став­ле­ния диа­лек­ти­че­ско­го мето­да и индук­тив­ных выво­дов Сокра­та и его попы­ток дефи­ни­ции поня­тий, кото­рые он пред­при­ни­мал с уче­ни­ка­ми в раз­го­во­рах и дис­кус­си­ях на пло­ща­дях и ули­цах Афин. Ни в одном из сохра­нив­ших­ся про­из­веде­ний Пла­тон не изло­жил сво­ей иде­а­ли­сти­че­ской кон­цеп­ции систе­ма­ти­че­ски и исчер­пы­ваю­ще. Это под­твер­жда­ет он сам в пись­ме VII, в кото­ром мы нахо­дим более все­го авто­био­гра­фи­че­ских моти­вов и кото­рое явля­ет­ся одним из важ­ней­ших источ­ни­ков зна­ний об уче­нии Пла­то­на. Подроб­нее все­го Пла­тон рас­ска­зы­ва­ет о нем в Пире, Федоне, Фед­ре и Государ­стве (зна­ме­ни­тый миф о пеще­ре), а затем в Пар­ме­ниде, Филе­бе и Тимее. Свои фило­соф­ские изыс­ка­ния Пла­тон начал с утвер­жде­ния, что суще­ст­во­вав­шие до тех пор гре­че­ские фило­соф­ские тео­рии не могут быть истин­ны­ми, посколь­ку они про­ти­во­ре­чат друг дру­гу; напри­мер, Герак­лит, опи­ра­ясь на свиде­тель­ства чувств, про­воз­гла­сил миро­вым прин­ци­пом изме­не­ние, а Пар­ме­нид утвер­ждал, что бытие неиз­мен­но, веч­но и непо­движ­но и что познать его мож­но толь­ко разу­мом, а не чув­ства­ми, ибо они обман­чи­вы. К уче­нию об иде­ях Пла­то­на при­ве­ла доро­га, ука­зан­ная Сокра­том, кото­рый учил, что обя­за­тель­но нуж­но уяс­нить для себя, чем явля­ет­ся каж­дая вещь, о кото­рой гово­рит­ся, что тре­бу­ет­ся дать ее опре­де­ле­ние. В сокра­тов­ских эти­че­ских дефи­ни­ци­ях, соглас­но Пла­то­ну, заклю­ча­лась веч­ная исти­на. Они явля­ют­ся «образ­ца­ми» для мира вещей. Пла­тон рас­про­стра­нил эти чер­ты неиз­мен­но­сти и «образ­цо­во­сти» на все поня­тия. Напри­мер, пред­ме­та­ми поня­тия «пре­крас­ное» не могут быть пре­крас­ные вещи, ибо они измен­чи­вы и раз­но­род­ны. Сле­до­ва­тель­но, долж­но суще­ст­во­вать непо­сти­гае­мое напря­мую, еди­ное и неиз­мен­ное «пре­крас­ное в себе» — идея пре­крас­но­го. Так же обсто­ит дело со все­ми поня­ти­я­ми. Им соот­вет­ст­ву­ют веч­ные и неиз­мен­ные бытия, кото­рые Пла­тон назвал иде­я­ми. Так как все вещи быва­ют выс­ши­ми или низ­ши­ми, то в мире идей тоже есть иерар­хия — от низ­ших до все более все­о­хват­ных и выс­ших идей — с иде­ей добра—кра­соты во гла­ве. Суще­ст­ву­ет так­же два мира: позна­вае­мый чув­ства­ми, брен­ный и измен­чи­вый, или гиг­не­ти­че­ский (gig­no­mai — явля­юсь), и мир, позна­вае­мый разу­мом, веч­ный и неиз­мен­ный — онто­ло­ги­че­ский (on, on­tos — сущий), вещи и идеи. Толь­ко идеи поис­ти­не суще­ст­ву­ют, вещи же толь­ко «явля­ют­ся», они — тени идеи. В пись­ме VII Пла­тон про­во­дит извест­ное раз­гра­ни­че­ние меж­ду: 1) име­нем; 2) опре­де­ле­ни­ем; 3) зри­мым обра­зом каж­дой вещи; 4) чув­ст­вен­ным зна­ни­ем о ней; и нако­нец 5) «тем, что позна­вае­мо и поис­ти­не суще­ст­ву­ет» — иде­ей. В даль­ней­шем Пла­тон гово­рит о том, что труд­но свя­зать мир идей с миром чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мых пред­ме­тов. В Пар­ме­ниде он раз­мыш­ля­ет над тем, каким обра­зом неиз­мен­ные и веч­ные идеи могут вопло­щать­ся в брен­ных и измен­чи­вых вещах и каким обра­зом эти вещи при­сут­ст­ву­ют в так пони­мае­мых иде­ях. Эти про­бле­мы он пыта­ет­ся раз­ре­шить в Тимее и Филе­бе, где раз­ли­ча­ет 4 вида суще­го: 1) бес­пре­дель­ное (apei­ron) — мате­рия; 2) пре­дель­ное (pe­ras) — идеи; 3) сме­шан­ное (sym­mis­go­me­non) — мир явле­ний; и 4) при­чи­на (aitia) это­го сме­ше­ния — ум, живу­щий в душе. Мир, как и чело­век, обла­да­ет не толь­ко телом, но и душой. Миро­вая душа и явля­ет­ся, соглас­но Пла­то­ну, тем самым свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду миром идей и миром явле­ний. Ум, кото­рый в Тимее Пла­тон назы­ва­ет деми­ур­гом, по обра­зу идеи фор­ми­ру­ет из пас­сив­ной мате­рии мир явле­ний, кото­рый пред­став­ля­ет­ся лишь отра­же­ни­ем мира идей. Тимей явля­ет­ся одним из самых про­слав­лен­ных и чаще все­го ком­мен­ти­ру­е­мых пла­то­нов­ских диа­ло­гов. Одна­ко пред­став­ля­ет­ся, что он вызвал рез­кую кри­ти­ку со сто­ро­ны уче­ни­ков Ака­де­мии. В VII пись­ме Пла­тон сооб­ща­ет, что он нигде не изло­жил пол­но­стью сво­его уче­ния. Для его под­твер­жде­ния он обра­тил­ся к мате­ма­ти­че­ским спе­ку­ля­ци­ям. Так же, как он раз­ли­чал два мира, Пла­тон раз­ли­чал два рода позна­ния: позна­ние чув­ства­ми и позна­ние умом. При помо­щи чувств мы позна­ем окру­жаю­щий нас дей­ст­ви­тель­ный мир, идеи же вос­при­ни­ма­ют­ся умом, кото­рый Пла­тон назы­ва­ет так­же «оком души». Чув­ст­вен­но­му и дис­кур­сив­но­му позна­нию Пла­тон про­ти­во­по­ста­вил позна­ние инту­и­тив­ное, с куль­ми­на­ци­ей в экс­та­зе (пись­мо VII). Мно­го вни­ма­ния уде­лил он про­бле­ме души и обос­но­ва­нию ее бес­смер­тия (зна­ме­ни­тая тео­рия ана­мне­за). Дея­тель­ность Пла­то­на в Ака­де­мии, кото­рая ста­ла шко­лой буду­щих поли­ти­ков и юри­стов, три его путе­ше­ст­вия в Сира­ку­зы и два вели­чай­ших про­из­веде­ния Государ­ство и Зако­ны свиде­тель­ст­ву­ют, что одну из глав­ных задач сво­ей жиз­ни он видел в рабо­те по исправ­ле­нию государ­ст­вен­но­го устрой­ства. Тео­рию иде­аль­но­го государ­ства он пол­нее все­го пред­ста­вил в Государ­стве и раз­вил в Зако­нах. Государ­ство долж­но слу­жить иде­ям мира и спра­вед­ли­во­сти. В соот­вет­ст­вии с 3 основ­ны­ми его функ­ци­я­ми (управ­ле­ние, защи­та и про­из­вод­ство мате­ри­аль­ных благ) насе­ле­ние делит­ся на 3 касты: пра­вя­щие муд­ре­цы-фило­со­фы, вои­ны и ремес­лен­ни­ки. Спра­вед­ли­вое государ­ст­вен­ное устрой­ство долж­но обес­пе­чить их гар­мо­нич­ное сосу­ще­ст­во­ва­ние. Про­из­веде­ния Пла­то­на отли­ча­ют пре­крас­ный стиль, выдер­жан­ная ком­по­зи­ция, живой, пол­ный неожи­дан­ных пово­ротов и напря­же­ния диа­лог, а так­же поэ­ти­че­ское вооб­ра­же­ние и полет мыс­ли. Они ста­ли образ­цом фило­соф­ско­го диа­ло­га, нашли мно­го­чис­лен­ных под­ра­жа­те­лей и ока­за­ли огром­ное вли­я­ние как на евро­пей­скую фило­со­фию, так и на лите­ра­ту­ру.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДЕМОХАР • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Платона.
Лунский мрамор. Римская копия с греческого оригинала, созданного Силанионом ок. 370 г. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 67.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Платона.
Римская копия с греческой статуи последней четв. IV в. до н. э.
Подпись «ΖΗΝΩΝ» современная и неправильная.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 11.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской бюст (Дионис? Платон? Дионис-Платон? Приап?).
Бронза.
49—25 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Платона.
Римская копия с греческой статуи последней четв. IV в. до н. э.
Подпись «ΖΗΝΩΝ» современная и неправильная.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 11.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Платон.
Мрамор.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма бородатого божества (Дионис-Платон?).
Фригийский мрамор (павонацетто).
II половина II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный лутрофор Тимоклеида, сына Лисида.
Мрамор.
2-я четверть IV в. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный лутрофор Тимоклеида, сына Лисида.
Мрамор.
2-я четверть IV в. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской бюст (Дионис? Платон? Дионис-Платон? Приап?).
Бронза.
49—25 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма Платона.
Мрамор. С оригинала IV в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА