Античные писатели

ПОЛИБИЙ; Po­ly­bios, из Мега­ло­по­ля в Арка­дии, ок. 200 — ок. 118 гг. до н. э., гре­че­ский исто­рик. Сын Ликор­та, вли­я­тель­но­го поли­ти­ка и гла­вы Ахей­ско­го сою­за, с юно­сти при­ни­мал уча­стие в воен­ной и поли­ти­че­ской жиз­ни. В 169 г. во вре­мя III Македон­ской вой­ны стал гип­пар­хом (пред­во­ди­те­лем кон­ни­цы). Ездил с посоль­ст­вом к кон­су­лу Ман­лию. После победы под Пид­ной (168 г. до н. э.) рим­ляне захва­ти­ли 1000 залож­ни­ков из самых знат­ных ахей­ских семей, в чис­ле кото­рых был и Поли­бий. В Риме он подру­жил­ся с сыно­вья­ми Эми­лия Пав­ла, победи­те­ля под Пид­ной, а в осо­бен­но­сти со Сци­пи­о­ном Млад­шим. Осво­бож­ден­ный вме­сте с дру­ги­ми залож­ни­ка­ми, в 151 г. воз­вра­тил­ся на роди­ну, совер­шал мно­го­чис­лен­ные путе­ше­ст­вия, часто при­ез­жал в Рим по при­гла­ше­нию Сци­пи­о­на, кото­рый исполь­зо­вал его позна­ния в воен­ном деле. В 146 г. до н. э. стал свиде­те­лем взя­тия Кар­фа­ге­на. В том же году после взя­тия рим­ля­на­ми Корин­фа и его раз­ру­ше­ния Поли­бий при­нял на себя посред­ни­че­скую роль в уре­гу­ли­ро­ва­нии отно­ше­ний в поко­рен­ной Гре­ции. По-види­мо­му, Поли­бий участ­во­вал и в оса­де Нуман­ции Сци­пи­о­ном в 133 г. до н. э. Послед­ние годы жиз­ни Поли­бий про­вел на родине, умер в воз­расте 82 лет, веро­ят­но, вслед­ст­вие паде­ния с лоша­ди. Глав­ное про­из­веде­ние Поли­бия — Исто­рия в 40 кни­гах — явля­ет­ся все­мир­ной исто­ри­ей, в кото­рой автор пока­зал, как в тече­ние 50 лет, от нача­ла II Пуни­че­ской вой­ны до кон­ца III Македон­ской, Рим объ­еди­нил под сво­ей вла­стью почти весь насе­лен­ный мир того вре­ме­ни. Поли­бий, грек, был пер­вым исто­ри­ком, открыв­шим вели­чие Рима как гре­кам, так и самим рим­ля­нам. При­чи­ны побед рим­лян Поли­бий видел в так­ти­че­ском совер­шен­стве леги­о­на, а так­же в сме­шан­ном государ­ст­вен­ном устрой­стве Рима, соеди­нив­шим в себе эле­мен­ты монар­хии, ари­сто­кра­тии и демо­кра­тии. Чтобы про­яс­нить кар­ти­ну, Поли­бий опи­сал во вступ­ле­нии собы­тия I Пуни­че­ской вой­ны, а в про­цес­се напи­са­ния после­дую­щих частей про­из­веде­ния рас­ши­рил пер­во­на­чаль­ный план опи­са­ния взя­тия и раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на и Корин­фа. Таким обра­зом, про­из­веде­ние охва­ты­ва­ло пери­од 264—146 гг. до н. э. От Исто­рии Поли­бия сохра­ни­лось 5 началь­ных книг, осталь­ные мы име­ем в выдерж­ках, извест­ней­шей из кото­рых пред­став­ля­ет­ся выдерж­ка из кн. VI (отступ­ле­ние о государ­стве, фор­мах прав­ле­ния, срав­не­ние обще­ст­вен­но­го строя Рима с поли­ти­че­ской струк­ту­рой гре­че­ских государств и Кар­фа­ге­на). Поли­бий опи­сы­вал собы­тия хро­но­ло­ги­че­ски, по олим­пи­а­дам, под­ра­жая в этом Тимею. В отно­ше­нии совре­мен­ных ему фак­тов Поли­бий (в соот­вет­ст­вии с тра­ди­ци­я­ми гре­че­ской исто­рио­гра­фии) пола­гал­ся преж­де все­го на соб­ст­вен­ную память и на сооб­ще­ния оче­вид­цев, зато для рекон­струк­ции собы­тий про­шло­го исполь­зо­вал работы сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, интер­пре­ти­руя их в све­те соб­ст­вен­но­го зна­ния. Порой он обра­щал­ся и к ори­ги­наль­ным доку­мен­там, как, напри­мер поста­нов­ле­ния рим­ско­го сена­та, тор­го­вые дого­во­ры, доку­мен­ты из гре­че­ских архи­вов. Сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, а осо­бен­но Тимея, Поли­бий рез­ко кри­ти­ко­вал, при слу­чае изла­гая соб­ст­вен­ный исто­ри­че­ский метод. С одной сто­ро­ны, он высту­пал про­тив чрез­мер­ной дра­ма­ти­за­ции опи­сы­вае­мых собы­тий, кото­рая обыч­но при­во­ди­ла к иска­же­нию исти­ны ради эффек­та. Исто­ри­ков это­го направ­ле­ния, пред­ста­ви­те­лем кото­ро­го был Филарх, Поли­бий обви­ня­ет в том, что они высту­па­ют в боль­шей сте­пе­ни тра­ги­че­ски­ми поэта­ми, чем исто­ри­ка­ми. А с дру­гой сто­ро­ны, поле­ми­зи­руя с Тиме­ем, дока­зы­ва­ет, что исто­ри­ку недо­ста­точ­но зна­ко­мить­ся с опи­сы­вае­мы­ми собы­ти­я­ми лишь по кни­гам. Он дол­жен знать по лич­ным впе­чат­ле­ни­ям стра­ну, о кото­рой пишет, и преж­де все­го — места важ­ней­ших сра­же­ний. Так­же он сам дол­жен быть воен­ным и поли­ти­ком, чтобы его про­из­веде­ние мог­ли с поль­зой для себя читать вожди и государ­ст­вен­ные дея­те­ли. В этой кон­цеп­ции, исхо­дя­щей от Фукидида, Поли­бий про­воз­гла­шал прин­цип бес­при­страст­но­сти исто­ри­ка, одна­ко сам ему не сле­до­вал ни в отно­ше­нии совре­мен­ни­ков, ни в отно­ше­нии пред­ше­ст­вен­ни­ков. Порой он испол­нен гне­ва, нена­ви­сти, разо­ча­ро­ва­ния, в дру­гом же месте — вос­хи­ще­ния. Он иде­а­ли­зи­ру­ет свою роди­ну и Ахей­ский союз. Поли­бий не стре­мил­ся к кра­соч­но­сти повест­во­ва­ния. Его стиль шеро­хо­ва­тый и жест­кий. Но ино­гда он ста­но­вит­ся очень живым, а неко­то­рые сце­ны, как напри­мер объ­яв­ле­ние Пто­ле­мея V царем и свя­зан­ные с этим собы­тия в Алек­сан­дрии, напи­са­ны ярко и инте­рес­но. Дру­гие про­из­веде­ния Поли­бия: Фило­пе­мен в 3 кни­гах — хва­ла пред­во­ди­те­лю Ахей­ско­го сою­за, напи­сан­ная после 183 г., а так­же несо­хра­нив­ше­е­ся про­из­веде­ние, посвя­щен­ное так­ти­ке, и моно­гра­фия о Нуман­тин­ской войне. К Исто­рии Поли­бия неод­но­крат­но обра­щал­ся Ливий, места­ми про­сто пере­во­дя ее. Из гре­че­ских исто­ри­ков дело Поли­бия про­дол­жи­ли Посидо­ний и Стра­бон, его исполь­зо­ва­ли Дио­дор и Плу­тарх. В визан­тий­скую эпо­ху вышел пере­сказ про­из­веде­ния (см. вступ. ста­тью).

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Три Грации.
Фреска из Помпей (VI Insula Occidentalis).
30—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Птицы, сидящие на садовой ограде.
Фреска из области Везувия.
20—40 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибрежный пейзаж.
Фреска из Помпей (Дом Полибия, VI. 17. 25).
1—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Стела с изображение греческого историка Полибия.
Ок. 140 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА