Античные писатели

ПОСИДОНИЙ; Po­sei­do­nios, из Апа­меи, ок. 135 — ок. 50 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. В Афи­нах был уче­ни­ком Пане­тия. Веро­ят­но, после его смер­ти совер­шил путе­ше­ст­вие по Сре­ди­зем­но­мо­рью, в том чис­ле по Испа­нии и Афри­ке. Затем осел на Родо­се, где полу­чил граж­дан­ство и даже зани­мал высо­кую долж­ность при­та­на, а в 87 г. вошел в состав посоль­ства родо­с­цев в Рим. На Родо­се он осно­вал соб­ст­вен­ную фило­соф­скую шко­лу, в кото­рой обу­ча­лось мно­го рим­лян, в 79 г. лек­ции Посидо­ния там слу­шал Цице­рон. Пом­пей Вели­кий два­жды наве­щал Посидо­ния на Родо­се. Посидо­ний был необы­чай­но раз­но­сто­рон­ним уче­ным, авто­ром фило­соф­ских, исто­ри­че­ских, гео­гра­фи­че­ских, этно­гра­фи­че­ских, метео­ро­ло­ги­че­ских сочи­не­ний. Сле­дуя древним тра­ди­ци­ям, он вновь свя­зал есте­ствен­ные нау­ки и исто­рию с фило­со­фи­ей, кото­рой во всех слу­ча­ях отво­дил пер­вое место. Огром­ное лите­ра­тур­ное наследие Посидо­ния про­па­ло. Сохра­ни­лось толь­ко неко­то­рое чис­ло фраг­мен­тов, доне­сен­ных до нас позд­ней­ши­ми антич­ны­ми авто­ра­ми. Поэто­му труд­но соста­вить пред­став­ле­ние о лите­ра­тур­ной цен­но­сти трудов Посидо­ния. По-види­мо­му, зна­чи­тель­ная их часть носи­ла харак­тер сво­бод­ных, пол­ных отступ­ле­ний эссе. Наи­боль­шее зна­че­ние име­ли фило­соф­ские работы Посидо­ния, кото­рый стал под­лин­ным созда­те­лем так назы­вае­мо­го сред­не­го сто­и­циз­ма. Хотя в основ­ном он сле­до­вал прин­ци­пам, про­воз­гла­шен­ным его учи­те­ля­ми и пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми, но при­дал им новую фор­му. Вопре­ки древним сто­и­кам он утвер­ждал, что при­ро­да не все­гда добра. Отсюда исхо­дил посту­лат о том, что «жить соглас­но с при­ро­дой» не явля­ет­ся доста­точ­ным нрав­ст­вен­ным кри­те­ри­ем ни для обще­ства, ни для лич­но­сти. Работа над собой вклю­ча­ет под­держ­ку того, что разум­но, и избе­га­ние того, что нера­зум­но. Зенон и его бли­жай­шие после­до­ва­те­ли преж­де все­го обра­ща­ли вни­ма­ние на отдель­но­го чело­ве­ка. Пане­тий, а за ним и Посидо­ний виде­ли в нем часть обще­ства, а так­же мира, кото­рый (что осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет Посидо­ний) явля­ет­ся еди­ным орга­низ­мом. Все его эле­мен­ты вклю­че­ны во вза­и­мо­за­ви­си­мость, кото­рая опре­де­ля­ет их сущ­ность. Поэто­му на осно­ве наблюде­ния одно­го эле­мен­та или явле­ния, нахо­дя­ще­го­ся в одном месте или в одной точ­ке вре­ме­ни, мож­но, соглас­но Посидо­нию, сде­лать заклю­че­ния отно­си­тель­но дру­гих эле­мен­тов или явле­ний. Это объ­яс­ня­ет важ­ную роль аст­ро­ло­гии и ман­ти­ки («науч­ной» ворож­бы) в фило­со­фии Посидо­ния, работы кото­ро­го впо­след­ст­вии исполь­зо­вал Цице­рон при напи­са­нии сво­их книг. Наблюде­ние за жиз­нью и обы­ча­я­ми даль­них наро­дов и жите­лей сосед­них стран при­ве­ли Посидо­ния к заклю­че­нию, что Логос имел преж­де более вли­я­ния на жизнь как отдель­ных людей, так и обще­ства. По мере раз­ви­тия циви­ли­за­ции лич­ность утра­чи­ва­ет кон­такт с Лого­сом и ее эти­че­ский уро­вень зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся. В буду­щем Логос и вовсе исчезнет из мира и тогда нач­нет­ся все­мир­ный пожар (ek­py­ro­sis), после кото­ро­го мир сно­ва начнет про­хо­дить через те же фазы раз­ви­тия, что и в преды­ду­щем цик­ле. В про­ти­во­по­лож­ность ста­ро­му сто­и­циз­му, Посидо­ний при­ни­мал цен­но­сти дру­гих фило­соф­ских школ и неод­но­крат­но их усва­и­вал. Мно­гим он обя­зан шко­лам Пла­то­на, Ари­сто­те­ля и пифа­го­рей­цев. Несо­хра­нив­ше­е­ся исто­ри­че­ское про­из­веде­ние Посидо­ния (в 52 кни­гах) пред­став­ля­ло собой про­дол­же­ние исто­рии Поли­бия и закан­чи­ва­лось, по-види­мо­му, 84—83 гг. до н. э. Вой­ны Пом­пея Вели­ко­го Посидо­ний опи­сал в допол­не­нии к этой рабо­те. Посидо­ний пес­си­ми­сти­че­ски смот­рел на исто­рию чело­ве­че­ства и Рима. Он пола­гал, что нрав­ст­вен­ный упа­док углуб­ля­ет­ся от поко­ле­ния к поко­ле­нию. В исто­рии Рима нача­лом упад­ка он счи­тал раз­ру­ше­ние Кар­фа­ге­на в 146 г. до н. э., победа, кото­рая поз­во­ли­ла смяг­чить суро­вые обы­чаи и откры­ла путь граж­дан­ским вой­нам. Эти взгляды ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на Сал­лю­стия. Утра­че­ны так­же работы Посидо­ния в обла­сти гео­гра­фии, гео­ло­гии, этно­гра­фии, метео­ро­ло­гии и аст­ро­но­мии. Часть сведе­ний, содер­жав­ших­ся в них, дошла до нас при посред­ни­че­стве Стра­бо­на. Осо­бо важ­ным было боль­шое гео­гра­фи­че­ское сочи­не­ние Об Оке­ане (Pe­ri Okea­nu), в кото­ром Посидо­ний ста­рал­ся объ­яс­нить гео­гра­фию и гео­фи­зи­ку с точ­ки зре­ния стои­че­ской фило­со­фии. За обра­зец он взял Эра­то­сфе­на, но инте­ре­со­вал­ся более гео­фи­зи­кой, чем опи­са­тель­ной или мате­ма­ти­че­ской гео­гра­фи­ей. Он пытал­ся объ­яс­нить, каким обра­зом вза­и­мо­дей­ст­вие зем­ных и небес­ных тел при­ве­ло к появ­ле­нию из Оке­а­на твер­дой зем­ли и созда­ло на ней усло­вия, кото­рые поз­во­ли­ли раз­вить­ся всем фор­мам жиз­ни, от самых низ­ших до чело­ве­ка. Нова­тор­ское зна­че­ние име­ли содер­жав­ши­е­ся в этом иссле­до­ва­нии наблюде­ния за свя­зью убы­ва­ния и при­бы­ва­ния Луны с при­ли­ва­ми и отли­ва­ми на море. Мно­го вни­ма­ния Посидо­ний уде­лил кли­ма­ту Зем­ли и его вли­я­нию на фор­ми­ро­ва­ние раз­лич­ных наро­дов и чело­ве­че­ских рас. Эти труды ста­ли пло­дом путе­ше­ст­вия Посидо­ния на запад Евро­пы и в Афри­ку. Но Посидо­ний инте­ре­со­вал­ся так­же южны­ми стра­на­ми и насе­ля­ю­щи­ми их наро­да­ми (гал­ла­ми, гер­ман­ца­ми). Не исклю­че­но, что сведе­ния Посидо­ния исполь­зо­ва­ли Цезарь и Тацит.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КТЕСИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посидоний.
Мрамор.
Ок. 60 г. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА