ПОСИДОНИЙ; Poseidonios, из Апамеи, ок. 135 — ок. 50 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Панетия. Вероятно, после его смерти совершил путешествие по Средиземноморью, в том числе по Испании и Африке. Затем осел на Родосе, где получил гражданство и даже занимал высокую должность притана, а в 87 г. вошел в состав посольства родосцев в Рим. На Родосе он основал собственную философскую школу, в которой обучалось много римлян, в 79 г. лекции Посидония там слушал Цицерон. Помпей Великий дважды навещал Посидония на Родосе. Посидоний был необычайно разносторонним ученым, автором философских, исторических, географических, этнографических, метеорологических сочинений. Следуя древним традициям, он вновь связал естественные науки и историю с философией, которой во всех случаях отводил первое место. Огромное литературное наследие Посидония пропало. Сохранилось только некоторое число фрагментов, донесенных до нас позднейшими античными авторами. Поэтому трудно составить представление о литературной ценности трудов Посидония. По-видимому, значительная их часть носила характер свободных, полных отступлений эссе. Наибольшее значение имели философские работы Посидония, который стал подлинным создателем так называемого среднего стоицизма. Хотя в основном он следовал принципам, провозглашенным его учителями и предшественниками, но придал им новую форму. Вопреки древним стоикам он утверждал, что природа не всегда добра. Отсюда исходил постулат о том, что «жить согласно с природой» не является достаточным нравственным критерием ни для общества, ни для личности. Работа над собой включает поддержку того, что разумно, и избегание того, что неразумно. Зенон и его ближайшие последователи прежде всего обращали внимание на отдельного человека. Панетий, а за ним и Посидоний видели в нем часть общества, а также мира, который (что особенно подчеркивает Посидоний) является единым организмом. Все его элементы включены во взаимозависимость, которая определяет их сущность. Поэтому на основе наблюдения одного элемента или явления, находящегося в одном месте или в одной точке времени, можно, согласно Посидонию, сделать заключения относительно других элементов или явлений. Это объясняет важную роль астрологии и мантики («научной» ворожбы) в философии Посидония, работы которого впоследствии использовал Цицерон при написании своих книг. Наблюдение за жизнью и обычаями дальних народов и жителей соседних стран привели Посидония к заключению, что Логос имел прежде более влияния на жизнь как отдельных людей, так и общества. По мере развития цивилизации личность утрачивает контакт с Логосом и ее этический уровень значительно снижается. В будущем Логос и вовсе исчезнет из мира и тогда начнется всемирный пожар (ekpyrosis), после которого мир снова начнет проходить через те же фазы развития, что и в предыдущем цикле. В противоположность старому стоицизму, Посидоний принимал ценности других философских школ и неоднократно их усваивал. Многим он обязан школам Платона, Аристотеля и пифагорейцев. Несохранившееся историческое произведение Посидония (в 52 книгах) представляло собой продолжение истории Полибия и заканчивалось, по-видимому, 84—