ПРУДЕНЦИЙ КЛЕМЕНС, Аврелий; Prudentius Clemens, Aurelius, род. в 348 г. н. э., латинский христианский поэт. Родился в Испании, вероятнее всего в Цезаравгусте (совр. Сарагоса) или в Тарраконе (совр. Таррагона). После обучения риторике и праву начал служебную и судебную карьеру. Он был адвокатом, дважды — наместником одной из (испанских?) провинций и, наконец, высоким чиновником при дворе Феодосия I. После смерти императора 47-летний Пруденций Клеменс отошел от общественной жизни и целиком отдался поэтическому творчеству на религиозные темы. В 401—403 гг. н. э. был в Риме, где посетил гробницы мучеников. Творчество Пруденция Клеменса приходится на 392—405 гг. н. э. и сохранилось целиком. Оно представляет огромное разнообразие форм и содержания. Собрание своих произведений издал сам Пруденций Клеменс в 405 г. Он предварил его предисловием-автобиографией, в котором изложил и свою поэтическую программу. Лучшие рукописи сохраняют последовательность, установленную самим Пруденцием Клеменсом. Книга гимнов на каждый день (Cathemerinon liber) включает 12 лирических гимнов-молитв с вставками на темы библейской истории. Шесть гимнов предназначены для шести времен суток, от рассвета до ночи, еще шесть — для других случаев. Апофеоз (Liber Apotheosis) и Источник греха (Hamartigenia) представляют собой эпико-дидактические поэмы, написанные гекзаметром; в них Пруденций Клеменс поясняет догматы христианской религии. Во вступлении к Апофеозу он разбивает ереси, касающиеся догмата о Святой Троице и противопоставляет им истинное учение Церкви. Основной целью поэмы было доказательство божественной природы Христа. В Источнике греха Пруденций Клеменс занимается происхождением греха, а во вступлении в ямбических триметрах опровергает дуализм Маркиона. Произведение отмечено поэтическим талантом, а описание Ада и Рая не имеют себе равных по живописности в христианской литературе. Борьба за душу (Psychomachia) является первым в латинской литературе аллегорическим дидактическим эпосом. Замысел этот созрел у Пруденция Клеменса под влиянием Тертуллиана. В основе поэмы лежит противопоставление двух взглядов на мир: языческого и христианского, а сквозная мысль — победа христианства над язычеством. Краткое вступление описывает в ямбических триметрах борьбу Авраама с языческими царями за освобождение Лота, а сама поэма рассказывает в гекзаметрах о борьбе за душу, в которой 7 персонифицированных христианских добродетелей сталкиваются с противостоящими им пороками. Победа добродетелей отмечается постройкой прекрасного храма. Произведение изобилует красочными описаниями битв и тех, кто принимает в них участие. Здесь много риторики, поэтому вся поэма несколько скучна. Борьба за душу стала источником богатой аллегорической эпики средних веков. Ее читали повсюду. Ряд рукописей богато иллюстрирован, благодаря чему античные мотивы перешли в средневековые книги. Цикл дидактических поэм замыкает сатирико-полемическое произведение Против Симмаха (Contra Symmachum). В нем Пруденций Клеменс вновь вспоминает о разрушении алтаря и статуи Виктории в здании сената и связанной с этим событием полемикой между Амвросием и Симмахом, который произнес знаменитую речь в защиту алтаря и языческого культа. О венках (Peri stephanon) включает 14 лирических гимнов в честь мучеников, в основном испанских и римских. Венки были наградой победившим воинам и спортсменам, а мученики для Пруденция Клеменса — это воины Христа. Гимны были созданы под влиянием характерного для той эпохи культа мучеников. Они дышат пафосом, а сцены мученичества чрезвычайно реалистичны. Действие порой излишне драматизировано. В долгих монологах мучеников снова виден Пруденций Клеменс — ритор, что не всегда идет на пользу произведению. Краткий Эпилог, соответствующий Вступлению, завершает целостность сборника. В полное издание своих сочинений Пруденций Клеменс не включил произведения: Заметки (Tituli historiarum), известные также под недостаточно понятным названием Две пищи (Dittochaeum) — 49 (?) гекзаметрических четверостиший, поясняющих сцены из Ветхого и Нового Завета, которые являются важным литературным источником христианской иконографии. Этого произведения нет в самых старых рукописях; в собрание сочинений Пруденция Клеменса оно вошло значительно позднее, но авторство сегодня уже не подвергается сомнению. Пруденций Клеменс знал латинских поэтов от Лукреция до Клавдиана. В гекзаметрических произведениях он подражал Лукрецию и Вергилию, в лирических — Горацию, Катуллу, Овидию, в полемических — отталкивался от сатиры Горация и Ювенала; Лукана брал за образец при описании жестоких сцен мученичества. Не ослабевавшей в течение всего средневековья популярностью Пруденций Клеменс обязан совершенству формы своих произведений и глубоко христианскому их содержанию. Он принадлежал к самым читаемым в школе авторам, его комментировали, он имел последователей, а число рукописей достигает 320. Он был первым большим христианским поэтом и в то же время — последним великим лириком античности.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.