Античные писатели

САПФО или ПСАПФО; Sap­pho (Psap­pho), из Мити­ле­ны или Эре­са на Лес­бо­се, VII—VI вв. до н. э., гре­че­ская лири­че­ская поэтес­са. Одна из наи­бо­лее выдаю­щих­ся поэ­ти­че­ских инди­виду­аль­но­стей антич­ной Гре­ции. Как и ее совре­мен­ник Алкей, она при­над­ле­жа­ла к ари­сто­кра­ти­че­ско­му роду и жила в пери­од затя­нув­шей­ся борь­бы за власть на Лес­бо­се. Неко­то­рое вре­мя она про­ве­ла в изгна­нии. Но несмот­ря на сход­ство обще­ст­вен­но­го поло­же­ния и сов­па­де­ние вре­ме­ни жиз­ни, ее мир корен­ным обра­зом отли­ча­ет­ся от мира Алкея. Сап­фо вышла замуж за Кер­ки­ла, бога­то­го куп­ца с ост­ро­ва Анд­рос. Рано овдо­ве­ла. Име­ла дочь по име­ни Кле­ис (Кле­ида). По антич­ным свиде­тель­ствам, Сап­фо была не очень строй­ной невы­со­кой брю­нет­кой, наде­лен­ной, одна­ко, огром­ным оба­я­ни­ем. Она жила в окру­же­нии деву­шек со всех кра­ев Гре­ции и Малой Азии, кото­рых учи­ла поэ­зии, музы­ке, хоро­шим мане­рам и все­му, что долж­на была уметь хозяй­ка в хоро­шем доме. Они, по-види­мо­му, созда­ли так назы­вае­мый thia­sos, то есть куль­то­вый союз под покро­ви­тель­ст­вом Муз, Харит (богинь гра­ции) и Афро­ди­ты, во гла­ве кото­ро­го сто­я­ла Сап­фо. Ее свя­зы­ва­ли с вос­пи­тан­ни­ца­ми силь­ные эмо­цио­наль­ные узы, при­рав­ни­вае­мые древни­ми к тем, кото­рые, по мне­нию Пла­то­на, суще­ст­ву­ют меж­ду зре­лы­ми муж­чи­на­ми и юно­ша­ми; вос­хи­ще­ние кра­сотой в этом слу­чае ста­но­ви­лось отправ­ной точ­кой фор­ми­ро­ва­ния харак­те­ра юно­ши. Связь деву­шек с Сап­фо пре­ры­ва­лась после их заму­же­ства; для сва­деб­ных тор­жеств Сап­фо писа­ла эпи­та­ла­мы (сва­деб­ные пес­ни). По леген­де, в ста­ро­сти Сап­фо полю­би­ла моло­до­го море­пла­ва­те­ля Фао­на, а когда он через неко­то­рое вре­мя ее бро­сил, прыг­ну­ла в море со ска­лы Лев­кас, чтобы изле­чить­ся от несчаст­ной люб­ви. Твор­че­ство Сап­фо было собра­но в Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ке и изда­но в 9 кни­гах, где сти­хотво­ре­ния груп­пи­ро­ва­лись по мет­ри­че­ско­му прин­ци­пу. Цели­ком сохра­ни­лась 1 песнь, осталь­ное пред­став­ля­ет собой раз­лич­ной дли­ны фраг­мен­ты, кото­рые посто­ян­но умно­жа­ют папи­рус­ные наход­ки. Яснее дру­гих мы пред­став­ля­ем себе кн. I, содер­жа­щую про­из­веде­ния, напи­сан­ные сап­фи­че­ской стро­фой, назван­ной так по име­ни поэтес­сы. Одну или две кни­ги запол­ни­ли эпи­та­ла­мы. Сап­фо опи­сы­ва­ет преж­де все­го соб­ст­вен­ную жизнь и круг лич­ных дел, поли­ти­че­ские собы­тия не нахо­дят откли­ка в ее пес­нях. Мир поэ­зии Сап­фо замкнут в гра­ни­цах мира жен­щин, кото­рые живут жиз­нью чувств, чрез­вы­чай­но глу­бо­ких, со мно­же­ст­вом тон­чай­ших оттен­ков, вда­ли от обще­ст­вен­ных и поли­ти­че­ских пере­мен. Основ­ной темой песен Сап­фо явля­ет­ся любовь — Эрос, «горь­ко-сла­дост­ный необо­ри­мый змей», кото­рый потря­са­ет душу, «слов­но ветер, с горы на дубы нале­таю­щий». Сло­ва пыл­кой люб­ви адре­су­ет Сап­фо сво­им девуш­кам, вос­хи­ща­ясь их кра­сотой, оча­ро­ва­ни­ем, изя­ще­ст­вом, духов­ным совер­шен­ст­вом; она сове­ту­ет и пре­до­сте­ре­га­ет, но быва­ет и рев­ни­ва, при­ка­зы­ва­ет избе­гать негод­ных сопер­ниц. Гим­ны к боги­ням оста­ют­ся в кру­гу тех же про­блем. Цели­ком сохра­ни­лась зна­ме­ни­тая Молит­ва Афро­ди­те, кото­рая начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся прось­бой, чтобы боги­ня помог­ла поэтес­се заво­е­вать любовь некой осо­бы. Рели­ги­оз­ные гим­ны обыч­но напо­ми­на­ли богам о при­не­сен­ных им в про­шлом дарах и прось­бах о покро­ви­тель­стве. Сап­фо пере­ни­ма­ет этот тра­ди­ци­он­ный эле­мент, но при этом мастер­ски исполь­зу­ет его для созда­ния пол­но­го оча­ро­ва­ния обра­за Афро­ди­ты, кото­рая когда-то дав­но уже спе­ши­ла с Олим­па ей на помощь. Этот образ заклю­чен в рам­ки просьб в нача­ле и в кон­це про­из­веде­ния. Так же зна­ме­ни­та дру­гая, пол­но­стью несо­хра­нив­ша­я­ся песнь — любов­ное при­зна­ние девуш­ке, сидя­щей рядом со сво­им наре­чен­ным. В той пес­ни Сап­фо опи­са­ла целый спектр чувств и физи­че­ских ощу­ще­ний, какие испы­ты­ва­ет влюб­лен­ный чело­век, сидя рядом с пред­ме­том сво­его чув­ства. Это опи­са­ние столь реа­ли­стич­но и живо, что его назы­ва­ли «пато­гра­фи­ей люб­ви». Наряду с любов­ной тос­кой в поэ­зии Сап­фо часто зву­чит тос­ка по девуш­кам, кото­рые оста­ви­ли подруг, вый­дя замуж. Сап­фо опи­сы­ва­ла в сво­их пес­нях раз­ры­ваю­щие душу сце­ны про­ща­ния, когда девуш­ка при­зна­ва­лась, что пред­по­чла бы смерть раз­лу­ке, пред­став­ля­ла их мучи­тель­ную тос­ку, напри­мер в пес­ни, адре­со­ван­ной Ари­гно­те, кото­рая в дале­ких Сар­дах бро­дит ночью, тоскуя по люби­мой Атти­де, на фоне пре­крас­но­го пей­за­жа, где цве­ты зали­ты росой, а луна стру­ит свой свет на заснув­шие мор­ские воды. С глу­бо­кой теп­ло­той гово­рит Сап­фо о сво­ей семье и малень­кой доче­ри, вос­хи­ща­ет­ся ее рас­цве­таю­щей кра­сотой, но и пере­жи­ва­ет, что обед­нев­шая мать не может спра­вить доче­ри таких нарядов, какие она сама полу­ча­ла когда-то от соб­ст­вен­ной мате­ри. Совсем дру­гие чув­ства у поэтес­сы вызы­ва­ет ее брат Харакс, кото­рый в Егип­те попал в сети гете­ры Дори­хи и утра­тил иму­ще­ство и доб­рое имя. Сап­фо моли­ла Афро­ди­ту и дру­гих богинь о воз­вра­ще­нии бра­та и его изле­че­нии от пагуб­ной стра­сти. Сап­фо зна­ла цену сво­е­му поэ­ти­че­ско­му талан­ту и вери­ла, что он при­не­сет ей посмерт­ную сла­ву. Язви­тель­ные сло­ва зву­чат у нее в адрес жен­щи­ны, лишен­ной талан­та, память о кото­рой умрет вме­сте с нею. В поэ­зии Сап­фо, испол­нен­ной лич­ных при­зна­ний, обра­ща­ет на себя вни­ма­ние боль­шой нарра­тив­ный фраг­мент, в кото­ром опи­сы­ва­ет­ся свадь­ба Гек­то­ра и Анд­ро­ма­хи. Немно­го­чис­лен­ные мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты в дру­гих отрыв­ках слу­жи­ли обыч­но фоном для выра­же­ния чувств поэтес­сы. Важ­ное место в твор­че­стве Сап­фо зани­ма­ли эпи­та­ла­мы. Они выка­зы­ва­ют связь с народ­ной поэ­зи­ей, кото­рой вдох­нов­ле­ны так­же дру­гие пес­ни Сап­фо, напри­мер жало­ба девуш­ки за прял­кой на то, что любовь меша­ет ее рабо­те. Из сва­деб­ных песен Сап­фо сохра­ни­лись раз­роз­нен­ные фраг­мен­ты, поэто­му труд­но что-либо ска­зать об их ком­по­зи­ции. Отрыв­ки содер­жат похва­лы моло­дым, радость за их сча­стье, доб­рые поже­ла­ния на буду­щее, а так­же шут­ки по пово­ду огром­но­го роста жени­ха или боль­ших ног при­врат­ни­ка у две­рей дома, где справ­ля­ет­ся свадь­ба. Сти­хи Сап­фо напи­са­ны на эолий­ском диа­лек­те. Их отли­ча­ют про­стота и стро­гость, в них пря­мо, но тон­ко выра­же­ны глу­бо­чай­шие чув­ства. Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния ощу­ще­ние поэтес­сой кра­соты при­ро­ды; в при­ро­де ее вос­хи­ща­ет все: цве­ты, сад, ручей, озе­ро, лун­ная ночь. С само­го нача­ла за Сап­фо закре­пи­лась сла­ва вели­кой поэтес­сы, ее даже срав­ни­ва­ли с Гоме­ром. Ею вос­хи­ща­лись и нахо­ди­лись под вли­я­ни­ем ее оча­ро­ва­ния выдаю­щи­е­ся гре­че­ские писа­те­ли и поэты, напри­мер Солон, Вак­хи­лид, Геро­дот. Пла­тон назвал ее деся­той Музой. Ста­ро­ат­ти­че­ская комедия высме­и­ва­ла ее как стран­ную осо­бу, имен­но она и поро­ди­ла леген­ду об извра­щен­ных эро­ти­че­ских отно­ше­ни­ях поэтес­сы с ее девуш­ка­ми. Отсюда пошел тер­мин «лес­бий­ская любовь». В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху, когда эро­ти­че­ская тема­ти­ка ста­ла мод­ной, Сап­фо боль­ше все­го чита­ли и под­ра­жа­ли ей. Более все­го моти­вов, заим­ст­во­ван­ных у Сап­фо, мы встре­ча­ем у Фео­кри­та, Апол­ло­ния Родос­ско­го и эпи­грам­ма­ти­ков (Аскле­пи­ад, Гедил, Посей­дипп, Кал­ли­мах). «Пато­гра­фия люб­ви» вдох­но­ви­ла тех писа­те­лей, что ана­ли­зи­ро­ва­ли любов­ные пере­жи­ва­ния и опи­сы­ва­ли влюб­лен­ных геро­ев (Еври­пид, Фео­крит, Катулл и рома­ни­сты). Вос­хи­щал­ся Сап­фо и ано­ним­ный автор трак­та­та О воз­вы­шен­но­сти и дру­гие тео­ре­ти­ки позд­ней антич­но­сти. Гео­граф Стра­бон назвал Сап­фо «чудес­ным явле­ни­ем». В Риме под­ра­жа­ли ее мет­ри­ке, пере­фра­зи­ро­ва­ли про­из­веде­ния и заим­ст­во­ва­ли ее моти­вы Катулл и Гора­ций. Овидий вклю­чил в Геро­иды посла­ние Сап­фо к Фао­ну. Обви­не­ние в амо­раль­но­сти при­ве­ло к тому, что в визан­тий­ский пери­од пес­ни Сап­фо пере­ста­ли читать и они погиб­ли.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КТЕСИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД • ДИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
«Сафо».
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?).
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?).
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?).
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?). Деталь.
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Женщина с вощеными табличками и стилем (т. н. Сапфо).
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА