Античные писатели

СИВИЛЛА; гр. Si­byl­le, лат. Si­byl­la, восточ­но­го про­ис­хож­де­ния обо­зна­че­ние про­ри­ца­тель­ни­цы, не жри­цы, кото­рую зва­ние обя­зы­ва­ло отве­чать на вопро­сы, но жен­щи­ны, изре­кав­шей бого­вдох­но­вен­ные про­ро­че­ства в состо­я­нии экс­та­за. Самые древ­ние упо­ми­на­ния гово­рят об одной Сивил­ле (Герак­лит, Ари­сто­фан), позд­нее мы слы­шим о 3, 4 и даже 10 Сивил­лах (Герак­лид Пон­тий­ский, Варрон). Осо­бен­но сла­ви­лась гел­лес­понт­ская Сивил­ла из Мар­пес­са по име­ни Геро­фи­ла, а так­же сопер­ни­чав­шая с ней эритрей­ская Сивил­ла, отож­дествля­е­мая с самос­ской. Соб­ст­вен­ных Сивилл име­ли Кла­рос, Сар­ды, Фри­гия, Родос, Фес­са­лия и, конеч­но, Дель­фы, где Сивил­ла осо­бо почи­та­лась за свою связь с Апол­ло­ном (часто она счи­та­лась доче­рью, сест­рой или любов­ни­цей бога). В Ита­лии самой зна­ме­ни­той была Кум­ская Сивил­ла, но суще­ст­во­ва­ли и дру­гие, в том чис­ле Ким­ме­рий­ская с озе­ра Авер­нон, Сици­лий­ская, так назы­вае­мая Ита­лий­ская и Сивил­ла из горо­да Тибур. Извест­ны были Сивил­лы Еги­пет­ская, Ливий­ская, Пер­сид­ская, Хал­дей­ская, Иудей­ская. С име­нем Сивил­лы свя­зы­ва­ют так назы­вае­мые Сивил­ли­ны кни­ги.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Терпсихоры.
Голова античная, но не принадлежит статуе.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 14.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пещера Сивиллы в Кумах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Октавия Младшая в образе сивиллы.
Мрамор. Начало I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура в лорике с головой от статуи Луция Вера.
Мрамор.
II в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 1.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Гратидии Хриты и М. Гратидия Либана (т. н. Катон и Порция).
Изначально рельеф.
Мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Каллиопы.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 18.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Каллиопы.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 18.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Каллиопы.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 18.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Эрато.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 23.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящая статуя Юпитера (т. н. Юпитер Вероспи).
Мрамор.
Датировка: 80—100 гг. (Спинола) / III в. н. э. (другие ученые).
Античной является только верхняя часть тела до ног; руки, части лица и волос и остальная часть тела дополнены в XVIII веке.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 77.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА