Античные писатели

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ; Phi­lon, до 10 г. до н. э. — после 40 г. н. э., гре­че­ский фило­соф. Про­ис­хо­дил из бога­той и вли­я­тель­ной еврей­ской семьи (его брат был пове­рен­ным в делах и бан­ки­ром иудей­ско­го царя Иро­да Агрип­пы, а пле­мян­ник стал рим­ским про­ку­ра­то­ром Иудеи). Зимой 39—40 гг. Филон при­ехал в Рим во гла­ве посоль­ства алек­сан­дрий­ских евре­ев, чтобы про­сить импе­ра­то­ра Кали­гу­лу о защи­те. В Риме, соглас­но леген­де, Филон повстре­чал­ся с апо­сто­лом Пет­ром. Филон был элли­ни­зи­ро­ван­ным евре­ем, уже не знав­шим еврей­ско­го язы­ка и в гораздо боль­шей сте­пе­ни вос­пи­тан­ным на гре­че­ской фило­со­фии (Пла­тоне, Ари­сто­те­ле, Посидо­нии и неопи­фа­го­рей­цах), чем на иуда­из­ме. Филон нигде не упо­ми­на­ет об основ­ных поня­ти­ях еврей­ской рели­гии (напри­мер, об избран­но­сти еврей­ско­го наро­да Богом). Ему чуж­ды и еврей­ские зако­ны, о кото­рых гово­рят рав­ви­ны. Филон хотел ука­зать евре­ям и языч­ни­кам путь к позна­нию истин­но­го Бога и пра­вед­ной жиз­ни. Он оста­вил мно­же­ство про­из­веде­ний, назва­ния кото­рых цити­ру­ют­ся обыч­но в латин­ском вари­ан­те (ори­ги­наль­ная гре­че­ская фор­ма опус­ка­ет­ся). Сочи­не­ния Фило­на мож­но разде­лить на: 1) фило­соф­ские; 2) исто­ри­ко-апо­ло­ге­ти­че­ские; 3) ком­мен­та­рии и тол­ко­ва­ния; 4) систе­ма­ти­ко-тео­ло­ги­че­ские. Фило­соф­ские сочи­не­ния Фило­на, под­лин­ность кото­рых порой оспа­ри­ва­ет­ся, сохра­ни­лись лишь частич­но (Quod om­nis pro­bus li­ber sit — Каж­дый пра­вед­ник сво­бо­ден; De aeter­ni­ta­te mun­di — О веч­но­сти мира) или в пере­во­дах (Ale­xan­der si­ve de eo quod ra­tio­nem ha­beant bru­ta ani­ma­lia — Алек­сандр, или О том, что нера­зум­ные зве­ри обла­да­ют разу­мом; De pro­vi­den­tia — О про­виде­нии). Сре­ди исто­ри­ко-апо­ло­ге­ти­че­ских сочи­не­ний Фило­на важ­ны­ми источ­ни­ка­ми изу­че­ния исто­рии алек­сан­дрий­ских евре­ев и Рим­ской Импе­рии в прав­ле­ние Кали­гу­лы явля­ют­ся: Про­тив Флак­ка (Contra Flac­cum), про­из­веде­ние (его нача­ло не сохра­ни­лось), в кото­ром Флакк, быв­ший пре­фект Егип­та, раз­мыш­ля­ет в изгна­нии о сво­ем труд­ном поло­же­нии, усмат­ри­вая в нем нака­за­ние за пре­сле­до­ва­ние алек­сан­дрий­ских евре­ев; а так­же Посоль­ство к Гаю (Le­ga­tio ad Gai­um), пред­став­ля­ю­щее собой часть более круп­но­го про­из­веде­ния О доб­ро­де­те­ли (De vir­tu­ti­bus), опи­сы­ваю­ще­го пре­сле­до­ва­ния евре­ев (мы нахо­дим здесь и опи­са­ние неудач­но­го посоль­ства Фило­на к Кали­гу­ле). Апо­ло­ге­ти­че­ский харак­тер име­ли сочи­не­ния: О жиз­ни Мои­сея (De vi­ta Mo­sis) в 2 кни­гах, пред­став­ля­ю­щее Мои­сея иде­аль­ным пра­ви­те­лем, зако­но­да­те­лем, свя­щен­ни­ком и про­ро­ком, и общая апо­ло­гия евре­ев, от кото­рой сохра­ни­лась толь­ко часть пер­вой кни­ги (под гре­че­ским назва­ни­ем Apo­lo­gia hy­per Iudaion — В защи­ту евре­ев), в кото­рой содер­жат­ся сооб­ще­ния о евре­ях; воз­мож­но, частью общей апо­ло­гии евре­ев было так­же сохра­нив­ше­е­ся сочи­не­ние О созер­ца­тель­ной жиз­ни (De vi­ta con­templa­ti­va), где опи­сы­ва­ет­ся жизнь еврей­ской сек­ты тера­пев­тов в еги­пет­ской пустыне. Для ком­мен­та­ри­ев Фило­на: алле­го­ри­че­ско­го ком­мен­та­рия к Кни­ге Бытия (начи­наю­ще­го­ся от Быт. 2, 1), основ­но­го про­из­веде­ния Фило­на, сохра­нив­ше­го­ся с неко­то­ры­ми про­бе­ла­ми, а так­же крат­ко­го ком­мен­та­рия к Пяти­кни­жию (воз­мож­но, неокон­чен­но­го) в фор­ме вопро­сов и отве­тов, от кото­ро­го сохра­нил­ся (в армян­ском пере­во­де) толь­ко ком­мен­та­рий к кни­гам Бытия и Исхо­да; как и в систе­ма­ти­ко-тео­ло­ги­че­ских сочи­не­ни­ях, таких как О сотво­ре­нии мира (De opi­fi­cio mun­di), пере­чне биб­лей­ских пат­ри­ар­хов (сохра­ни­лись отрыв­ки об Авра­аме и Иоси­фе) и трудах о зако­нах Мои­сея, отправ­ной точ­кой для Фило­на все­гда была гре­че­ская Сеп­ту­а­гин­та, текст кото­рой, вклю­чая акцен­ты и зна­ки пре­пи­на­ния, он счи­тал бого­вдох­но­вен­ным. Филон пытал­ся так­же дока­зать, что содер­жа­ние Пяти­кни­жия мож­но при­ми­рить с фило­со­фи­ей и разу­мом. Для этой цели он вос­поль­зо­вал­ся алле­го­ри­че­ским тол­ко­ва­ни­ем, издав­на при­ме­няв­шим­ся сто­и­ка­ми к поэ­мам Гоме­ра, и при­вне­сен­ное в иуда­изм Ари­сто­бу­лом (напри­мер, Филон пред­ста­вил пат­ри­ар­хов как типы стои­че­ских иде­а­лов доб­ро­де­те­ли). Одна­ко Филон не был сто­рон­ни­ком исклю­чи­тель­но алле­го­ри­че­ской интер­пре­та­ции биб­лей­ских тек­стов. Он пола­гал, что зако­ны Мои­сея и риту­аль­ные пред­пи­са­ния сохра­ня­ют обя­за­тель­ную силу. По мне­нию Фило­на, чело­век дол­жен стре­мить­ся к позна­нию сущ­но­сти Бога и вос­со­еди­не­нию с ним. Это­го мож­но достиг­нуть толь­ко через экс­таз, кото­рый явля­ет­ся актом боже­ст­вен­ной мило­сти, заслу­жить кото­рую мож­но молит­ва­ми и чистотой жиз­ни и помыс­лов чело­ве­ка. Филон был созда­те­лем гра­ду­аль­ной алек­сан­дрий­ской мета­фи­зи­ки (Бог — Логос — мате­ри­аль­ный мир). Логос (поня­тие, соеди­ня­ю­щее в себе эле­мен­ты сто­и­циз­ма, еврей­ско­го уче­ния о муд­ро­сти и еги­пет­ской мифо­ло­гии) был соеди­ня­ю­щим зве­ном меж­ду Транс­цен­дент­ным (Богом) и мате­ри­аль­ным миром. Взгляды Фило­на, по-види­мо­му, не ока­за­ли вли­я­ния на еврей­скую мысль. Зато они столк­ну­лись с инте­ре­сом со сто­ро­ны хри­сти­ан, кото­рые при­зна­ва­ли Фило­на почти Отцом Церк­ви. К трудам Фило­на обра­ща­лись Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ори­ген, Амвро­сий (кото­ро­го назы­ва­ли латин­ским Фило­ном) и Авгу­стин. При­ме­не­ние алле­го­ри­че­ской интер­пре­та­ции Биб­лии и соеди­не­ние биб­лей­ско­го откро­ве­ния с фило­соф­ским ана­ли­зом откры­ло доро­гу даль­ней­ше­му раз­ви­тию хри­сти­ан­ской тео­ло­гии и фило­со­фии. Несмот­ря на малую ори­ги­наль­ность, Филон сыг­рал боль­шую роль в исто­рии древ­ней мыс­ли как посред­ник меж­ду элли­ни­сти­че­ской фило­со­фи­ей, с одной сто­ро­ны, и хри­сти­ан­ст­вом и нео­пла­то­низ­мом — с дру­гой.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА