Античные писатели

ЭМПЕДОКЛ; Em­pe­dok­les, из Акра­ган­та (совр. Агри­джен­то), ок. 495—435 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Вел коче­вую жизнь (в основ­ном на Сици­лии), высту­пая как фило­соф и поэт, а порой и как маг, цели­тель, про­по­вед­ник тай­ных уче­ний. Удо­ста­и­вал­ся почти боже­ст­вен­ных поче­стей. Жил так­же в панэл­линн­ской коло­нии Фурии (в Южной Ита­лии) вско­ре после ее осно­ва­ния (после 444 г.). В кон­це жиз­ни, изгнан­ный из Акра­ган­та, умер, веро­ят­но, на Пело­пон­не­се. Еще в IV в. до н. э. были сло­же­ны повест­во­ва­ния о его жиз­ни. Исхо­дя­щая из враж­деб­ных Эмпе­до­клу кру­гов исто­рия о его само­убий­ст­вен­ном прыж­ке в кра­тер Этны полу­чи­ла широ­кое рас­про­стра­не­ние в антич­ной лите­ра­ту­ре. Эмпе­докл слыл уче­ни­ком пифа­го­рей­цев (см. Пифа­гор) и Пар­ме­нида, а сам он был учи­те­лем Гор­гия. Эмпе­докл напи­сал две поэ­мы: О при­ро­де (Pe­ri phy­seos) в 2 кни­гах явля­ет­ся син­те­зом ионий­ской кос­мо­ло­гии и онто­ло­гии Пар­ме­нида. Эту поэ­му Эмпе­докл посвя­тил сво­е­му уче­ни­ку Пав­са­нию. В Очи­ще­ни­ях (Kathar­moi), гово­ри­ла душа, изгнан­ная из мира богов на зем­лю и суще­ст­ву­ю­щая там в раз­ных вопло­ще­ни­ях. Без­упреч­ной жиз­нью, воз­дер­жа­ни­ем от убий­ства и потреб­ле­ния мяса люди долж­ны открыть себе путь к выс­шим вопло­ще­ни­ям, а в конеч­ном ито­ге к еди­не­нию с бога­ми (явное вли­я­ние орфи­ко-пифа­го­рей­ско­го уче­ния). Из этих двух поэм Эмпе­док­ла, насчи­ты­вав­ших 5000 сти­хов, сохра­ни­лось ок. 450 гекза­мет­ров. Разде­ле­ние фраг­мен­тов меж­ду дву­мя поэ­ма­ми совер­шен­но отчет­ли­во. Про­из­веде­ния эти погиб­ли, веро­ят­но, на склоне антич­но­сти. Эмпе­до­клу при­пи­сы­ва­ют, кро­ме того, автор­ство несо­хра­нив­ших­ся тра­гедий и меди­цин­ско­го трак­та­та. Эмпе­докл хотел при­ми­рить уче­ние Герак­ли­та с воз­зре­ни­я­ми Пар­ме­нида и Зено­на Элей­ско­го. Он учил, что в при­ро­де ничто не созда­ет­ся из ниче­го и не обра­ща­ет­ся в ничто; суще­ст­ву­ет лишь веч­ное сме­ше­ние и разде­ле­ние четы­рех веч­ных и неиз­мен­ных «кор­ней [ri­zo­ma­ta] всех вещей» — огня, возду­ха, воды и зем­ли. (Эмпе­докл стал созда­те­лем клас­си­че­ско­го уче­ния о четы­рех эле­мен­тах.) Назван­ные «кор­ни», или эле­мен­ты, свя­зы­ва­ют­ся меж­ду собой или разде­ля­ют­ся под воздей­ст­ви­ем двух про­ти­во­дей­ст­ву­ю­щих сил: Люб­ви (Phi­lia) и Раздо­ра (Nei­kos). Эмпе­докл при­ни­мал кон­цеп­цию цик­ли­че­ско­го раз­ви­тия мира, раз­ли­чая в нем четы­ре пери­о­да: в пер­вом победо­нос­ная Любовь соеди­ня­ет все эле­мен­ты в совер­шен­ное шаро­об­раз­ное боже­ст­вен­ное бытие (Пар­ме­нид); во вто­ром — в цар­ство Люб­ви втор­га­ет­ся враж­деб­ный ей Раздор, и таким обра­зом созда­ет­ся измен­чи­вый мир явле­ний; в третьем — Раздор тор­же­ст­ву­ет, раз­би­вая весь мир вещей на четы­ре эле­мен­та; в чет­вер­том — Раздор борет­ся с наби­раю­щей силу Любо­вью, и эта борь­ба, как и во вто­ром пери­о­де, тво­рит измен­чи­вый мир явле­ний. Эмпе­докл высо­ко оце­ни­вал чув­ст­вен­ное позна­ние, но при­зна­вал, что оно быва­ет обман­чи­вым. Оно осно­вы­ва­ет­ся на том, что «воздей­ст­вия», отде­ля­ю­щи­е­ся от вещей, вхо­дят через поры в тела людей (пра­ви­ло: подоб­ное позна­вать подоб­ным). Эмпе­докл так­же в дета­лях рас­смат­ри­вал рас­те­ния, живот­ных и людей (зачат­ки тео­рии эво­лю­ции и есте­ствен­но­го отбо­ра), изу­чал стро­е­ние чело­ве­че­ско­го тела (позво­ноч­ни­ка и орга­нов чувств) и инте­ре­со­вал­ся мыс­ли­тель­ны­ми про­цес­са­ми (вме­сти­ли­щем мыс­ли явля­ет­ся пуль­си­ру­ю­щая око­ло серд­ца кровь). Эмпе­докл повли­ял на взгляды Ана­к­са­го­ра, Гор­гия, Лев­кип­па, Демо­кри­та, Пла­то­на, Ари­сто­те­ля, эпи­ку­рей­цев, Посидо­ния и Лукре­ция.

См. также:
ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА