ЭМПЕДО́КЛ, ЕМПЕДО́КЛ
Empedŏcles, Ἐμπεδοκλῆς, философ, происходил из богатой и знатной фамилии в Агригенте, родился около 490 г. до н. э. Его отец Метон участвовал в изгнании тирана Фрасидея 470 г.; он сам в 444 г. свергнул аристократию. Воодушевленный идеей о свободе, он отказался от предложенной ему царской власти и ввел чисто демократическое устройство. Если не считать поездки в Фурии, он оставался все время в отечестве, но в преклонном возрасте, потеряв расположение народа, он оставил родной город и отправился в Пелопоннес; его врагам удалось воспрепятствовать его возвращению, и, таким образом, он умер на чужбине ок. 430 г. Отличаясь как государственный человек, естествоиспытатель, философ, оратор и врач, Емпедокл считался вместе с тем любимцем богов, при жизни — как творитель чудес, после — как герой. Любовь его друзей и ненависть врагов покрыли историю его жизни и особенно — смерти рядом басен, в которых трудно разобраться. Он подобен Пифагору, хотя и не имел столь широкого поля для своей деятельности и не основал никакой школы. Он не ограничивался только философскими спекуляциями о природе, но оказал также и политическую деятельность и первый выставил теоретические положения общественного красноречия.
Емпедокл оставил лишь поэтические произведения, составляющие переход от мифической космогонии к настоящей спекуляции. Его главное произведение приводится под заглавием περὶ φύσεως (φυσικά); оно обнимало 2000 стихов в трех книгах, из коих первая содержала общие законы бытия и учение о совокупности всего, вторая — возникновение отдельных явлений природы, третья — образование и развитие человека и особенно учение о душе. Καθαρμοί (по преданию, из 3000 стихов) были своего рода ификой, где, вероятно, содержалось учение о переселении души; кроме того, ему приписывался λόγος ἰατρικός, поучительное стихотворение для врачей, равно как трагедии и много политических и исторических сочинений, хотя последнее сомнительно. Емпедокл писал на ионическом диалекте и считался образцом строгого стиля; многочисленные фрагменты свидетельствуют о фантастическом и несколько тяжелом изложении. Фрагменты собрал Sturz (1805), Karsten (1838), Stein (1852) и Mullach в Fragm. philosoph. graec. (1860).
Будучи учеником Анаксагора, Парменида, Пифагора, Гераклита и др., Емпедокл старался соединить ионическую физику с елеатской метафизикой и Пифагоровым учением о гармонии. В мифическо-поэтическом развитии являются следующие главные пункты: ничто не является и не проходит, возникновение и исчезновение есть только смешение и разделение смешанного. Первоначально были четыре элемента (ῥίζώματα), называющиеся мифически: Ζεὺς ἀργὴς, Ἥρη τε φερέσβιος ἠδ’ Ἀϊδωνεύς Νῆστίς θ’ ἡ δακρυόεσσα[1], и при этом движущие принципы, φιλία[2] и νεῖκος[3]. Эти шесть, называющиеся также душами и богами, первоначально были соединены в σφαῖρος[4] (описываемом в мифах как золотой век, в котором Киприда одна царила в мире), который в духовном смысле есть гармония мира, единство всего, истинный бог, в материальном — совокупность элементов, хаос. Силою νεῖκος происходит движение в элементах, они отделяются; но φιλία снова соединяет их в образы. Через постепенное возвышение от дурно соединенных образований до более совершенных организмов возникают животные; высшая ступень есть человек, в коем преобладают огонь и φιλία; душа же, как соединение всех элементов, находится в связи со всем; таким образом, познание и мышление основано на чувствах: νόησις[5] есть αἴσθησις[6].
При этом Емпедокл приходит и к более возвышенной духовной мысли, упоминая τρίτη δύναμις[7], внутреннее стремление равного к равному, как высший принцип в постоянно меняющейся борьбе противных сил, равно как δίκαιος λόγος συναγωνιζόμενος τῇ φιλία[8], называющийся также Μοῦσα[9]. Ифика Емпедокла основана на общем, вечном мировом законе (ἀνάγκη), распространенном везде в воздухе и в небе; с ним соединяется Пифагорова аскетика и диэтетика, в силу которой запятнанная преступлениями душа должна стремиться к очищению и просветлению, чтобы снова достичь своего прежнего места; к этому служит также ее переселение в животные и растения. Здесь, впрочем, уже трудно в поэтической форме отыскать самую сущность дела. Наряду с душой упоминаются также демоны, оторванные от σφαῖρος и изгнанные, равно как наряду с вышеупомянутыми богами — и боги народной религии.
В монографии: Empedocles und die Aegypter, A. Gladisch (1858) делает попытку доказать, что Емпедокл просто излагает египетскую мудрость и что все то, что нам, несомненно, передано в мировых воззрениях египтян, равно как произведения их искусства и архитектуры, дошедшие до нас, совершенно согласуются с учением Емпедокла и находят в нем полное объяснение.