Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭМПЕДО́КЛ, ЕМПЕДО́КЛ

Em­pedŏcles, Ἐμπε­δοκ­λῆς, фило­соф, про­ис­хо­дил из бога­той и знат­ной фами­лии в Агри­ген­те, родил­ся око­ло 490 г. до н. э. Его отец Метон участ­во­вал в изгна­нии тира­на Фра­сидея 470 г.; он сам в 444 г. сверг­нул ари­сто­кра­тию. Вооду­шев­лен­ный иде­ей о сво­бо­де, он отка­зал­ся от пред­ло­жен­ной ему цар­ской вла­сти и ввел чисто демо­кра­ти­че­ское устрой­ство. Если не счи­тать поезд­ки в Фурии, он оста­вал­ся все вре­мя в оте­че­стве, но в пре­клон­ном воз­расте, поте­ряв рас­по­ло­же­ние наро­да, он оста­вил род­ной город и отпра­вил­ся в Пело­пон­нес; его вра­гам уда­лось вос­пре­пят­ст­во­вать его воз­вра­ще­нию, и, таким обра­зом, он умер на чуж­бине ок. 430 г. Отли­ча­ясь как государ­ст­вен­ный чело­век, есте­ство­ис­пы­та­тель, фило­соф, ора­тор и врач, Емпе­докл счи­тал­ся вме­сте с тем любим­цем богов, при жиз­ни — как тво­ри­тель чудес, после — как герой. Любовь его дру­зей и нена­висть вра­гов покры­ли исто­рию его жиз­ни и осо­бен­но — смер­ти рядом басен, в кото­рых труд­но разо­брать­ся. Он подо­бен Пифа­го­ру, хотя и не имел столь широ­ко­го поля для сво­ей дея­тель­но­сти и не осно­вал ника­кой шко­лы. Он не огра­ни­чи­вал­ся толь­ко фило­соф­ски­ми спе­ку­ля­ци­я­ми о при­ро­де, но ока­зал так­же и поли­ти­че­скую дея­тель­ность и пер­вый выста­вил тео­ре­ти­че­ские поло­же­ния обще­ст­вен­но­го крас­но­ре­чия.

Емпе­докл оста­вил лишь поэ­ти­че­ские про­из­веде­ния, состав­ля­ю­щие пере­ход от мифи­че­ской кос­мо­го­нии к насто­я­щей спе­ку­ля­ции. Его глав­ное про­из­веде­ние при­во­дит­ся под загла­ви­ем περὶ φύ­σεως (φυ­σικά); оно обни­ма­ло 2000 сти­хов в трех кни­гах, из коих пер­вая содер­жа­ла общие зако­ны бытия и уче­ние о сово­куп­но­сти все­го, вто­рая — воз­ник­но­ве­ние отдель­ных явле­ний при­ро­ды, третья — обра­зо­ва­ние и раз­ви­тие чело­ве­ка и осо­бен­но уче­ние о душе. Κα­θαρ­μοί (по пре­да­нию, из 3000 сти­хов) были сво­его рода ифи­кой, где, веро­ят­но, содер­жа­лось уче­ние о пере­се­ле­нии души; кро­ме того, ему при­пи­сы­вал­ся λό­γος ἰατ­ρι­κός, поучи­тель­ное сти­хотво­ре­ние для вра­чей, рав­но как тра­гедии и мно­го поли­ти­че­ских и исто­ри­че­ских сочи­не­ний, хотя послед­нее сомни­тель­но. Емпе­докл писал на иони­че­ском диа­лек­те и счи­тал­ся образ­цом стро­го­го сти­ля; мно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты свиде­тель­ст­ву­ют о фан­та­сти­че­ском и несколь­ко тяже­лом изло­же­нии. Фраг­мен­ты собрал Sturz (1805), Karsten (1838), Stein (1852) и Mul­lach в Fragm. phi­lo­soph. graec. (1860).

Будучи уче­ни­ком Ана­к­са­го­ра, Пар­ме­нида, Пифа­го­ра, Герак­ли­та и др., Емпе­докл ста­рал­ся соеди­нить иони­че­скую физи­ку с еле­ат­ской мета­фи­зи­кой и Пифа­го­ро­вым уче­ни­ем о гар­мо­нии. В мифи­че­ско-поэ­ти­че­ском раз­ви­тии явля­ют­ся сле­дую­щие глав­ные пунк­ты: ничто не явля­ет­ся и не про­хо­дит, воз­ник­но­ве­ние и исчез­но­ве­ние есть толь­ко сме­ше­ние и разде­ле­ние сме­шан­но­го. Пер­во­на­чаль­но были четы­ре эле­мен­та (ῥί­ζώμα­τα), назы­ваю­щи­е­ся мифи­че­ски: Ζεὺς ἀργὴς, Ἥρη τε φε­ρέσ­βιος ἠδ’ Ἀϊδω­νεύς Νῆσ­τίς θ’ ἡ δακ­ρυόεσ­σα[1], и при этом дви­жу­щие прин­ци­пы, φι­λία[2] и νεῖ­κος[3]. Эти шесть, назы­ваю­щи­е­ся так­же душа­ми и бога­ми, пер­во­на­чаль­но были соеди­не­ны в σφαῖρος[4] (опи­сы­вае­мом в мифах как золо­той век, в кото­ром Кипри­да одна цари­ла в мире), кото­рый в духов­ном смыс­ле есть гар­мо­ния мира, един­ство все­го, истин­ный бог, в мате­ри­аль­ном — сово­куп­ность эле­мен­тов, хаос. Силою νεῖ­κος про­ис­хо­дит дви­же­ние в эле­мен­тах, они отде­ля­ют­ся; но φι­λία сно­ва соеди­ня­ет их в обра­зы. Через посте­пен­ное воз­вы­ше­ние от дур­но соеди­нен­ных обра­зо­ва­ний до более совер­шен­ных орга­низ­мов воз­ни­ка­ют живот­ные; выс­шая сту­пень есть чело­век, в коем пре­об­ла­да­ют огонь и φι­λία; душа же, как соеди­не­ние всех эле­мен­тов, нахо­дит­ся в свя­зи со всем; таким обра­зом, позна­ние и мыш­ле­ние осно­ва­но на чув­ствах: νόησις[5] есть αἴσθη­σις[6].

При этом Емпе­докл при­хо­дит и к более воз­вы­шен­ной духов­ной мыс­ли, упо­ми­ная τρί­τη δύ­ναμις[7], внут­рен­нее стрем­ле­ние рав­но­го к рав­но­му, как выс­ший прин­цип в посто­ян­но меня­ю­щей­ся борь­бе про­тив­ных сил, рав­но как δί­καιος λό­γος συ­ναγω­νιζό­μενος τῇ φι­λία[8], назы­ваю­щий­ся так­же Μοῦ­σα[9]. Ифи­ка Емпе­док­ла осно­ва­на на общем, веч­ном миро­вом законе (ἀνάγ­κη), рас­про­стра­нен­ном везде в возду­хе и в небе; с ним соеди­ня­ет­ся Пифа­го­ро­ва аске­ти­ка и диэте­ти­ка, в силу кото­рой запят­нан­ная пре­ступ­ле­ни­я­ми душа долж­на стре­мить­ся к очи­ще­нию и про­свет­ле­нию, чтобы сно­ва достичь сво­его преж­не­го места; к это­му слу­жит так­же ее пере­се­ле­ние в живот­ные и рас­те­ния. Здесь, впро­чем, уже труд­но в поэ­ти­че­ской фор­ме отыс­кать самую сущ­ность дела. Наряду с душой упо­ми­на­ют­ся так­же демо­ны, ото­рван­ные от σφαῖρος и изгнан­ные, рав­но как наряду с выше­упо­мя­ну­ты­ми бога­ми — и боги народ­ной рели­гии.

В моно­гра­фии: Em­pe­doc­les und die Aegyp­ter, A. Gla­di­sch (1858) дела­ет попыт­ку дока­зать, что Емпе­докл про­сто изла­га­ет еги­пет­скую муд­рость и что все то, что нам, несо­мнен­но, пере­да­но в миро­вых воз­зре­ни­ях егип­тян, рав­но как про­из­веде­ния их искус­ства и архи­тек­ту­ры, дошед­шие до нас, совер­шен­но согла­су­ют­ся с уче­ни­ем Емпе­док­ла и нахо­дят в нем пол­ное объ­яс­не­ние.

См. также:
ЭМПЕДОКЛ из Акраганта (Античные писатели)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Зевс свет­лый, и Гера, даю­щая жизнь, и Аид, и Нести­да пла­чу­щая. (Здесь и далее — пере­вод О. В. Люби­мо­вой).
  • [2]При­вя­зан­ность.
  • [3]Враж­да.
  • [4]Шар.
  • [5]Мыш­ле­ние.
  • [6]Чув­ство.
  • [7]Третья сила.
  • [8]Спра­вед­ли­вое сло­во, содей­ст­ву­ю­щее при­вя­зан­но­сти.
  • [9]Муза.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 468.
    См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА