ЭПИКУР; Epikuros, 341—271 гг. до н. э., греческий философ. Сын Неокла и Харистраты, афинянин из округа Гаргет. Родился на острове Самос, где его отец поселился как один из двух тысяч афинских колонистов, посланных туда в 352—351 гг. до н. э. Интерес к философии он проявил очень рано: четырнадцатилетним мальчиком он обратился к учителю, чтобы тот ему объяснил, откуда взялся Хаос, который, по Гесиоду, есть отец всего. Учитель отослал его к философам. В 15 лет Эпикур попал в малоазийский город Теос, где в школе Навсифана познакомился с атомизмом Демокрита, который позднее стал основой его философской системы. Через три года он оставил Навсифана и поехал в Афины, чтобы отбыть в качестве эфеба обязательную воинскую повинность (323—322 гг.). В платоновской Академии слушал Ксенократа. В 322 г. афиняне были принуждены покинуть Самос, что повлекло за собой разорение семьи Эпикура. Отец его подался в Колон, в 322 г. туда же прибыл Эпикур. Вначале он зарабатывал себе на жизнь как школьный учитель. На 32 году жизни (310 г.) основал собственную философскую школу в Митилене на Лесбосе, затем перенес ее в город Лампсак у Геллеспонта. К кругу верных учеников и друзей Эпикура в этот период принадлежали Гермах, Метродор, Леонтий, Идоменей, Колот и Полиен. В 306 г. Эпикур возвратился в Афины, где вблизи Дипилонских ворот он купил небольшой садик и основал философскую школу, прозванную Садом (Kepos). Она просуществовала до IV в. н. э., сохраняя в первоначальном виде учение своего наставника и культивируя дружбу, чем и прославилась в античности. Исходной точкой и стержнем философии Эпикура является этика, основной задачей — указание людям пути к подлинно счастливой жизни. Счастье Эпикур понимает гедонистически: высшим благом является удовольствие (hedone), злом — его противоположность, боль. Человек по своей природе стремится к удовольствию и избегает боли: поэтому удовольствие и боль представляются критериями людского выбора, основой этики, определяют человеческие поступки. Гедонизм Эпикура — несмотря на тождественность названия — принципиально отличается от философии Аристиппа. Эпикурейское удовольствие — это прежде всего покой, отсутствие страданий, свобода от состояния неуверенности (ataraksia). Его основой является вытекающая из самого факта жизни естественная радость бытия, основанного на гармоничном движении атомов в мире людей. Отклонения в этом движении порождают боль и страдание, делающие невозможным получение других удовольствий, источником которых являются внешние стимулы. Эпикур ввел иерархию удовольствий, он отчетливо отделял духовные удовольствия от телесных, и духовным отдавалось бесспорное предпочтение. Они более долговечны и значительно богаче, поскольку обнимают прошлое, настоящее и будущее. Нужно уметь сделать разумный выбор посреди удовольствий, а разумная мысль (fronesis) есть обязательное условие счастливой жизни. Знание освобождает человека от страхов и предрассудков, которые нарушают покой и уничтожают всякую радость. Источниками беспокойства являются: страх перед богами, боязнь смерти и ложные взгляды на добро и зло. Эпикур оспаривает их в знаменитых четырех постулатах (tetrapharmakon): 1) бог не страшен; 2) смерти я не ощущаю; 3) то, что является подлинным благом, легко достигается; 4) все, что есть зло, легко уничтожить. Боги не таковы, как их себе представляет большинство людей. Они счастливы и свободны от волнений, живя в междумириях (metakosmia, лат. intermundia), им нет дела до людей. Они не думают о людях после смерти, как и не насылают кар при жизни. Следовательно, неоправданны и страх перед божеством, и боязнь посмертных мук. Нет загробной жизни, ибо человеческая душа, как и тело, складывается из атомов, на которые распадается после смерти. «Смерть ничто для нас, — говорит Эпикур, — ибо покуда мы есть, нет смерти, а когда есть смерть — нет нас». Проповедуя бренность, Эпикур учит людей счастливо жить. Представляется простым достигнуть счастья и удовлетворить желания и стремления. Эпикур делит их на три группы: 1) естественные и необходимые (телесные и духовные); 2) естественные, но не необходимые и 3) мнимые. Естественные и неизбежные телесные потребности немногочисленны, они сводятся в основном к тому, чтобы не терпеть холода, голода и жажды, их удовлетворение, однако, является непременным условием жизни, а следовательно и счастья. Духовные потребности людей требуют больших усилий. К ним принадлежит познание всех вещей и законов, управляющих миром атомов и миром человеческих переживаний, стремлений и желаний, которые с собственной точки зрения классифицирует и обуздывает эпикурейская философия. Без понимания этого невозможно психическое здоровье, а значит, и счастливая жизнь, в которой сохраняется естественный запас радостей, коим оделила нас природа. Потребности естественные, но не необходимые — это, например, любовь, материнский и отцовский инстинкты; мнимые потребности — пестование амбиций, жажда богатства и почестей и т. д. Четвертое утверждение — «то, что есть зло, легко уничтожить» — Эпикур посвящает борьбе с болью. Боли нельзя избежать, возможно и нужно взять над ней верх и стараться ее смягчить терпением и твердостью духа. Претерпеваемые страдания не исключают радости, а сильная боль длится недолго либо она убивает человека. Много места Эпикур отвел в своих сочинениях дружбе, которая всегда культивировалась в его школе. Известное предписание «Живи один» (Lathe biosas) должно было предостеречь эпикурейцев от участия в политической жизни, обеспечить спокойное существование и создать наилучшие условия для философской работы. Искусству жить счастливо служит как физика, так и теория познания, или эпикурейская каноника. Каноника, уча ясно и правильно мыслить и делать правильные выводы, должна усовершенствовать человеческий разум в борьбе с предрассудками, должна помочь ему отличить правду от лжи. Истину мы познаем при помощи ощущений. Все человеческие впечатления и представления истинны. На их основе можно путем размышления через аналогии дойти до правды. Ошибки и заблуждения Эпикур приписывает не ощущениям, но суждениям, ибо свидетельства чувств должны быть правильно интерпретированы мыслью. Возможность погрешностей Эпикур объясняет через заимствованную у Демокрита теорию «подобий» (eidola): от предметов отрываются их точные «подобия», которые проникают в органы воспринимающего. В пути они, однако, могут изменяться либо вследствие столкновения с другими подобиями, либо проходя через человеческие органы восприятия. Необходимо их правильное чтение и объяснение. Эпикурейцы в деталях разработали так называемый метод индуктивного мышления и описали все его ступени. Принципы своей физики Эпикур перенял от Демокрита, произведя, однако, ряд существенных изменений, имеющих важное значение для этики. Вслед за Демокритом, Эпикур учит, что бытие рождается из небытия и что Вселенная состоит из атомов и пустоты. Атомы и пустота вечны и неизменны в противоположность сложенным из них телам. Атомам Эпикур приписывает четыре свойства: упругость, форму, величину и вес, в то время как Демокрит приписывал им только упругость, величину и форму. Вводя вес, Эпикур с его помощью объяснял основное движение атомов — падение. Эпикур также ограничил бесконечность форм атомов шестью схемами. Все атомы находятся в непрерывном движении. В одинаково податливой пустоте они падают с одинаковой скоростью, независимо от веса. Не отклоняясь от вертикали, атомы в своем падении не могли бы столкнуться. Чтобы объяснить, как получились соединения атомов, давшие начало мирам, Эпикур создает теорию так называемой паренклизы. Помимо падения по прямой, он приписывает атомам еще один вид движения, а именно способность к спонтанному минимальному отклонению от заданного направления. Паренклитическое отклонение действительно очень мало, однако оно имеет огромное значение как для эпикурейской физики, так и для этики. В тот момент, когда атом произвольно освобождается на миг от неизбежности падения, когда он в определенной степени ломает предназначенные ему природой рамки, в этот момент эпикурейская философия преодолевает детерминизм Демокрита. Паренклиза для атома — это то, что создает индивидуальное действие, а в области этики она является физической базой учения о свободе воли. Эпикур учил, что атомы, кроме упругости, величины, формы и веса, а также подвижности, не имеют иных свойств. Им не присущи такие качества, как тепло, холод, цвет, вкус, запах, не свойственны им чувства и сознание, представляющиеся свойствами определенных соединений атомов и изменяющиеся, когда изменяется данная структура. Эти качества не существуют объективно, но являются «символами» объективных структур атомов и носят характер реакций нашего сознания на внешние раздражители. Человеческая душа также материальна и, подобно всему телу, представляет соединение атомов. Атомы души круглые, гладкие, маленькие и подвижные, собственными усилиями они не могут создать соединения. Следовательно, душа не может существовать без тела, которое служит ей защитой. Она погибает в момент смерти, поскольку рассыпается соединение атомов и нарушается соответствие их движения. Эпикур творчески развил этическую теорию Демокрита так же, как он обогатил его физику. Гедонизм Эпикура сыграл в истории философии выдающуюся роль, атомистическая физика стала важной вехой на пути развития материализма. В кн. X Жизни философов Диоген Лаэртский сохранил для нас 3 письма Эпикура: к Геродоту (изложение физики), к Менекею[1] (описание этики) и Главные мысли (Kyriai doksai). Сверх этого мы имеем 81 эпикурейское изречение — так называемые Gnomologium Vaticanum, а также многочисленные фрагменты из других произведений, особенно из сочинения О природе (Peri physeos) в геркуланумских папирусах.