Античные писатели

ЭПИКУР; Epi­ku­ros, 341—271 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Сын Нео­к­ла и Хари­стра­ты, афи­ня­нин из окру­га Гар­гет. Родил­ся на ост­ро­ве Самос, где его отец посе­лил­ся как один из двух тысяч афин­ских коло­ни­стов, послан­ных туда в 352—351 гг. до н. э. Инте­рес к фило­со­фии он про­явил очень рано: четыр­на­дца­ти­лет­ним маль­чи­ком он обра­тил­ся к учи­те­лю, чтобы тот ему объ­яс­нил, откуда взял­ся Хаос, кото­рый, по Геси­о­ду, есть отец все­го. Учи­тель ото­слал его к фило­со­фам. В 15 лет Эпи­кур попал в мало­азий­ский город Теос, где в шко­ле Нав­си­фа­на позна­ко­мил­ся с ато­миз­мом Демо­кри­та, кото­рый позд­нее стал осно­вой его фило­соф­ской систе­мы. Через три года он оста­вил Нав­си­фа­на и поехал в Афи­ны, чтобы отбыть в каче­стве эфе­ба обя­за­тель­ную воин­скую повин­ность (323—322 гг.). В пла­то­нов­ской Ака­де­мии слу­шал Ксе­но­кра­та. В 322 г. афи­няне были при­нуж­де­ны поки­нуть Самос, что повлек­ло за собой разо­ре­ние семьи Эпи­ку­ра. Отец его подал­ся в Колон, в 322 г. туда же при­был Эпи­кур. Вна­ча­ле он зара­ба­ты­вал себе на жизнь как школь­ный учи­тель. На 32 году жиз­ни (310 г.) осно­вал соб­ст­вен­ную фило­соф­скую шко­лу в Мити­лене на Лес­бо­се, затем пере­нес ее в город Ламп­сак у Гел­лес­пон­та. К кру­гу вер­ных уче­ни­ков и дру­зей Эпи­ку­ра в этот пери­од при­над­ле­жа­ли Гер­мах, Мет­ро­дор, Леон­тий, Идо­ме­ней, Колот и Поли­ен. В 306 г. Эпи­кур воз­вра­тил­ся в Афи­ны, где вбли­зи Дипи­лон­ских ворот он купил неболь­шой садик и осно­вал фило­соф­скую шко­лу, про­зван­ную Садом (Ke­pos). Она про­су­ще­ст­во­ва­ла до IV в. н. э., сохра­няя в пер­во­на­чаль­ном виде уче­ние сво­его настав­ни­ка и куль­ти­ви­руя друж­бу, чем и про­сла­ви­лась в антич­но­сти. Исход­ной точ­кой и стерж­нем фило­со­фии Эпи­ку­ра явля­ет­ся эти­ка, основ­ной зада­чей — ука­за­ние людям пути к под­лин­но счаст­ли­вой жиз­ни. Сча­стье Эпи­кур пони­ма­ет гедо­ни­сти­че­ски: выс­шим бла­гом явля­ет­ся удо­воль­ст­вие (he­do­ne), злом — его про­ти­во­по­лож­ность, боль. Чело­век по сво­ей при­ро­де стре­мит­ся к удо­воль­ст­вию и избе­га­ет боли: поэто­му удо­воль­ст­вие и боль пред­став­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми люд­ско­го выбо­ра, осно­вой эти­ки, опре­де­ля­ют чело­ве­че­ские поступ­ки. Гедо­низм Эпи­ку­ра — несмот­ря на тож­де­ст­вен­ность назва­ния — прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся от фило­со­фии Ари­стип­па. Эпи­ку­рей­ское удо­воль­ст­вие — это преж­де все­го покой, отсут­ст­вие стра­да­ний, сво­бо­да от состо­я­ния неуве­рен­но­сти (ata­rak­sia). Его осно­вой явля­ет­ся выте­каю­щая из само­го фак­та жиз­ни есте­ствен­ная радость бытия, осно­ван­но­го на гар­мо­нич­ном дви­же­нии ато­мов в мире людей. Откло­не­ния в этом дви­же­нии порож­да­ют боль и стра­да­ние, делаю­щие невоз­мож­ным полу­че­ние дру­гих удо­воль­ст­вий, источ­ни­ком кото­рых явля­ют­ся внеш­ние сти­му­лы. Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий, он отчет­ли­во отде­лял духов­ные удо­воль­ст­вия от телес­ных, и духов­ным отда­ва­лось бес­спор­ное пред­по­чте­ние. Они более дол­го­веч­ны и зна­чи­тель­но бога­че, посколь­ку обни­ма­ют про­шлое, насто­я­щее и буду­щее. Нуж­но уметь сде­лать разум­ный выбор посреди удо­воль­ст­вий, а разум­ная мысль (fro­ne­sis) есть обя­за­тель­ное усло­вие счаст­ли­вой жиз­ни. Зна­ние осво­бож­да­ет чело­ве­ка от стра­хов и пред­рас­суд­ков, кото­рые нару­ша­ют покой и уни­что­жа­ют вся­кую радость. Источ­ни­ка­ми бес­по­кой­ства явля­ют­ся: страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло. Эпи­кур оспа­ри­ва­ет их в зна­ме­ни­тых четы­рех посту­ла­тах (tet­ra­phar­ma­kon): 1) бог не стра­шен; 2) смер­ти я не ощу­щаю; 3) то, что явля­ет­ся под­лин­ным бла­гом, лег­ко дости­га­ет­ся; 4) все, что есть зло, лег­ко уни­что­жить. Боги не тако­вы, как их себе пред­став­ля­ет боль­шин­ство людей. Они счаст­ли­вы и сво­бод­ны от вол­не­ний, живя в меж­ду­ми­ри­ях (me­ta­kos­mia, лат. in­ter­mun­dia), им нет дела до людей. Они не дума­ют о людях после смер­ти, как и не насы­ла­ют кар при жиз­ни. Сле­до­ва­тель­но, неоправ­дан­ны и страх перед боже­ст­вом, и боязнь посмерт­ных мук. Нет загроб­ной жиз­ни, ибо чело­ве­че­ская душа, как и тело, скла­ды­ва­ет­ся из ато­мов, на кото­рые рас­па­да­ет­ся после смер­ти. «Смерть ничто для нас, — гово­рит Эпи­кур, — ибо покуда мы есть, нет смер­ти, а когда есть смерть — нет нас». Про­по­ве­дуя брен­ность, Эпи­кур учит людей счаст­ли­во жить. Пред­став­ля­ет­ся про­стым достиг­нуть сча­стья и удо­вле­тво­рить жела­ния и стрем­ле­ния. Эпи­кур делит их на три груп­пы: 1) есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (телес­ные и духов­ные); 2) есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые и 3) мни­мые. Есте­ствен­ные и неиз­беж­ные телес­ные потреб­но­сти немно­го­чис­лен­ны, они сво­дят­ся в основ­ном к тому, чтобы не тер­петь холо­да, голо­да и жаж­ды, их удо­вле­тво­ре­ние, одна­ко, явля­ет­ся непре­мен­ным усло­ви­ем жиз­ни, а сле­до­ва­тель­но и сча­стья. Духов­ные потреб­но­сти людей тре­бу­ют боль­ших уси­лий. К ним при­над­ле­жит позна­ние всех вещей и зако­нов, управ­ля­ю­щих миром ато­мов и миром чело­ве­че­ских пере­жи­ва­ний, стрем­ле­ний и жела­ний, кото­рые с соб­ст­вен­ной точ­ки зре­ния клас­си­фи­ци­ру­ет и обузды­ва­ет эпи­ку­рей­ская фило­со­фия. Без пони­ма­ния это­го невоз­мож­но пси­хи­че­ское здо­ро­вье, а зна­чит, и счаст­ли­вая жизнь, в кото­рой сохра­ня­ет­ся есте­ствен­ный запас радо­стей, коим оде­ли­ла нас при­ро­да. Потреб­но­сти есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые — это, напри­мер, любовь, мате­рин­ский и отцов­ский инстинк­ты; мни­мые потреб­но­сти — песто­ва­ние амби­ций, жаж­да богат­ства и поче­стей и т. д. Чет­вер­тое утвер­жде­ние — «то, что есть зло, лег­ко уни­что­жить» — Эпи­кур посвя­ща­ет борь­бе с болью. Боли нель­зя избе­жать, воз­мож­но и нуж­но взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Пре­тер­пе­вае­мые стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль длит­ся недол­го либо она уби­ва­ет чело­ве­ка. Мно­го места Эпи­кур отвел в сво­их сочи­не­ни­ях друж­бе, кото­рая все­гда куль­ти­ви­ро­ва­лась в его шко­ле. Извест­ное пред­пи­са­ние «Живи один» (Lathe bio­sas) долж­но было пре­до­сте­речь эпи­ку­рей­цев от уча­стия в поли­ти­че­ской жиз­ни, обес­пе­чить спо­кой­ное суще­ст­во­ва­ние и создать наи­луч­шие усло­вия для фило­соф­ской работы. Искус­ству жить счаст­ли­во слу­жит как физи­ка, так и тео­рия позна­ния, или эпи­ку­рей­ская кано­ни­ка. Кано­ни­ка, уча ясно и пра­виль­но мыс­лить и делать пра­виль­ные выво­ды, долж­на усо­вер­шен­ст­во­вать чело­ве­че­ский разум в борь­бе с пред­рас­суд­ка­ми, долж­на помочь ему отли­чить прав­ду от лжи. Исти­ну мы позна­ем при помо­щи ощу­ще­ний. Все чело­ве­че­ские впе­чат­ле­ния и пред­став­ле­ния истин­ны. На их осно­ве мож­но путем раз­мыш­ле­ния через ана­ло­гии дой­ти до прав­ды. Ошиб­ки и заблуж­де­ния Эпи­кур при­пи­сы­ва­ет не ощу­ще­ни­ям, но суж­де­ни­ям, ибо свиде­тель­ства чувств долж­ны быть пра­виль­но интер­пре­ти­ро­ва­ны мыс­лью. Воз­мож­ность погреш­но­стей Эпи­кур объ­яс­ня­ет через заим­ст­во­ван­ную у Демо­кри­та тео­рию «подо­бий» (eido­la): от пред­ме­тов отры­ва­ют­ся их точ­ные «подо­бия», кото­рые про­ни­ка­ют в орга­ны вос­при­ни­маю­ще­го. В пути они, одна­ко, могут изме­нять­ся либо вслед­ст­вие столк­но­ве­ния с дру­ги­ми подо­би­я­ми, либо про­хо­дя через чело­ве­че­ские орга­ны вос­при­я­тия. Необ­хо­ди­мо их пра­виль­ное чте­ние и объ­яс­не­ние. Эпи­ку­рей­цы в дета­лях раз­ра­бота­ли так назы­вае­мый метод индук­тив­но­го мыш­ле­ния и опи­са­ли все его сту­пе­ни. Прин­ци­пы сво­ей физи­ки Эпи­кур пере­нял от Демо­кри­та, про­из­ведя, одна­ко, ряд суще­ст­вен­ных изме­не­ний, име­ю­щих важ­ное зна­че­ние для эти­ки. Вслед за Демо­кри­том, Эпи­кур учит, что бытие рож­да­ет­ся из небы­тия и что Все­лен­ная состо­ит из ато­мов и пустоты. Ато­мы и пустота веч­ны и неиз­мен­ны в про­ти­во­по­лож­ность сло­жен­ным из них телам. Ато­мам Эпи­кур при­пи­сы­ва­ет четы­ре свой­ства: упру­гость, фор­му, вели­чи­ну и вес, в то вре­мя как Демо­крит при­пи­сы­вал им толь­ко упру­гость, вели­чи­ну и фор­му. Вво­дя вес, Эпи­кур с его помо­щью объ­яс­нял основ­ное дви­же­ние ато­мов — паде­ние. Эпи­кур так­же огра­ни­чил бес­ко­неч­ность форм ато­мов шестью схе­ма­ми. Все ато­мы нахо­дят­ся в непре­рыв­ном дви­же­нии. В оди­на­ко­во подат­ли­вой пусто­те они пада­ют с оди­на­ко­вой ско­ро­стью, неза­ви­си­мо от веса. Не откло­ня­ясь от вер­ти­ка­ли, ато­мы в сво­ем паде­нии не мог­ли бы столк­нуть­ся. Чтобы объ­яс­нить, как полу­чи­лись соеди­не­ния ато­мов, дав­шие нача­ло мирам, Эпи­кур созда­ет тео­рию так назы­вае­мой парен­кли­зы. Поми­мо паде­ния по пря­мой, он при­пи­сы­ва­ет ато­мам еще один вид дви­же­ния, а имен­но спо­соб­ность к спон­тан­но­му мини­маль­но­му откло­не­нию от задан­но­го направ­ле­ния. Парен­кли­ти­че­ское откло­не­ние дей­ст­ви­тель­но очень мало, одна­ко оно име­ет огром­ное зна­че­ние как для эпи­ку­рей­ской физи­ки, так и для эти­ки. В тот момент, когда атом про­из­воль­но осво­бож­да­ет­ся на миг от неиз­беж­но­сти паде­ния, когда он в опре­де­лен­ной сте­пе­ни лома­ет пред­на­зна­чен­ные ему при­ро­дой рам­ки, в этот момент эпи­ку­рей­ская фило­со­фия пре­одоле­ва­ет детер­ми­низм Демо­кри­та. Парен­кли­за для ато­ма — это то, что созда­ет инди­виду­аль­ное дей­ст­вие, а в обла­сти эти­ки она явля­ет­ся физи­че­ской базой уче­ния о сво­бо­де воли. Эпи­кур учил, что ато­мы, кро­ме упру­го­сти, вели­чи­ны, фор­мы и веса, а так­же подвиж­но­сти, не име­ют иных свойств. Им не при­су­щи такие каче­ства, как теп­ло, холод, цвет, вкус, запах, не свой­ст­вен­ны им чув­ства и созна­ние, пред­став­ля­ю­щи­е­ся свой­ства­ми опре­де­лен­ных соеди­не­ний ато­мов и изме­ня­ю­щи­е­ся, когда изме­ня­ет­ся дан­ная струк­ту­ра. Эти каче­ства не суще­ст­ву­ют объ­ек­тив­но, но явля­ют­ся «сим­во­ла­ми» объ­ек­тив­ных струк­тур ато­мов и носят харак­тер реак­ций наше­го созна­ния на внеш­ние раз­дра­жи­те­ли. Чело­ве­че­ская душа так­же мате­ри­аль­на и, подоб­но все­му телу, пред­став­ля­ет соеди­не­ние ато­мов. Ато­мы души круг­лые, глад­кие, малень­кие и подвиж­ные, соб­ст­вен­ны­ми уси­ли­я­ми они не могут создать соеди­не­ния. Сле­до­ва­тель­но, душа не может суще­ст­во­вать без тела, кото­рое слу­жит ей защи­той. Она поги­ба­ет в момент смер­ти, посколь­ку рас­сы­па­ет­ся соеди­не­ние ато­мов и нару­ша­ет­ся соот­вет­ст­вие их дви­же­ния. Эпи­кур твор­че­ски раз­вил эти­че­скую тео­рию Демо­кри­та так же, как он обо­га­тил его физи­ку. Гедо­низм Эпи­ку­ра сыг­рал в исто­рии фило­со­фии выдаю­щу­ю­ся роль, ато­ми­сти­че­ская физи­ка ста­ла важ­ной вехой на пути раз­ви­тия мате­ри­а­лиз­ма. В кн. X Жиз­ни фило­со­фов Дио­ген Лаэрт­ский сохра­нил для нас 3 пись­ма Эпи­ку­ра: к Геро­до­ту (изло­же­ние физи­ки), к Мене­кею[1] (опи­са­ние эти­ки) и Глав­ные мыс­ли (Ky­riai dok­sai). Сверх это­го мы име­ем 81 эпи­ку­рей­ское изре­че­ние — так назы­вае­мые Gno­mo­lo­gium Va­ti­ca­num, а так­же мно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты из дру­гих про­из­веде­ний, осо­бен­но из сочи­не­ния О при­ро­де (Pe­ri phy­seos) в гер­ку­ла­нум­ских папи­ру­сах.

См. также:
ЭПИКУР, ЕПИКУР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]В тек­сте с опе­чат­кой: «Мено­кею». Исправ­ле­но.

  • Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
    См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Философ Эпикур (342—271 гг. до н. э.).
    Мрамор.
    Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
    Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Герма философа Эпикура.
    Пентелийский мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца.
    Равенна, Национальный музей.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Герма философа Эпикура.
    Пентелийский мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца.
    Равенна, Национальный музей.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Философ Эпикур (342—271 гг. до н. э.).
    Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
    Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Философ Эпикур (342—271 гг. до н. э.).
    Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
    Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Эпикур.
    Мрамор.
    Римская копия II в. н. э. греческого оригинала первой половины III в. до н. э.
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Эпикур.
    Мрамор.
    Римская копия II в. н. э. греческого оригинала первой половины III в. до н. э.
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Эпикур.
    Пентелийский мрамор. Римская копия греческого оригинала III в. до н. э.
    Рим, Музей Баракко.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Эпикур.
    Пентелийский мрамор. Римская копия греческого оригинала III в. до н. э.
    Рим, Музей Баракко.
    10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Эпикур.
    Мрамор. Копия греческого оригинала 2-й четверти III в. до н. э. (275—250 гг. до н. э.).
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА