Античные писатели

ЭПИХАРМ; Epi­char­mos, VI—V вв. до н. э., гре­че­ский дра­ма­ти­че­ский поэт. Родил­ся, веро­ят­но, в Сира­ку­зах, а соглас­но дру­гим источ­ни­кам, в Мега­ре Гиб­лей­ской на Сици­лии либо на ост­ро­ве Кос. Пред­по­ла­гае­мый пери­од его жиз­ни — 530—490 гг., а вер­ши­на лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти при­хо­дит­ся на 500—490 гг. Соглас­но Кни­ге Суда, Эпи­харм был наряду с Фор­ми­ем созда­те­лем сици­лий­ской комедии (осо­бен­но гре­че­ской дра­мы; «дра­ма» — от гла­го­ла dran — «дей­ст­во­вать»), а по вер­сии Ари­сто­те­ля он пер­вым ввел в эти пье­сы фабу­лу. Мы зна­ем 35 назва­ний пьес Эпи­хар­ма и свы­ше 200 фраг­мен­тов (все­го он, долж­но быть, напи­сал 52 комедии). 18 загла­вий ука­зы­ва­ют на мифо­ло­ги­че­скую тема­ти­ку. Частым геро­ем явля­ет­ся Геракл-обжо­ра, мно­гие назва­ния отсы­ла­ют к Гоме­ру: Одис­сей-бег­лец (Odys­seus auto­mo­los), Цик­лоп (Kyk­lops), Тро­ян­цы (Troes). Осталь­ные пье­сы — народ­ные комедии, напри­мер, Селя­нин (Ag­ros­ti­nos), Зем­ля и море — что из них полез­нее для чело­ве­ка (Ga kai tha­las­sa), Горш­ки (Chyt­rai) — меч­та­ния бед­ной жен­щи­ны об обо­га­ще­нии путем про­да­жи горш­ков, кото­рые, одна­ко, раз­би­лись. Зага­доч­ное назва­ние Lo­gos kai lo­gi­na («сло­во» или «разум» в муж­ском и жен­ском роде) под­чер­ки­ва­ет некую диа­лек­тич­ность тема­ти­ки. Пье­сы Эпи­хар­ма, корот­кие, насчи­ты­ваю­щее самое боль­шее 400 сти­хов, были ско­рей фар­са­ми, чем соб­ст­вен­но комеди­я­ми, и мак­си­маль­но при­бли­жа­лись к миму, от кото­ро­го они вели свое про­ис­хож­де­ние. В них отсут­ст­ву­ет хор, совер­шен­но нет фраг­мен­тов, напи­сан­ных лири­че­ски­ми мет­ра­ми, а толь­ко ямби­че­ские три­мет­ры, тро­хе­и­че­ские тет­ра­мет­ры и ана­пе­сты. Язык комедий Эпи­хар­ма пред­став­ля­ет собой лите­ра­тур­ный дорий­ский диа­лект. Пред­на­зна­ча­лись эти комедии для доста­точ­но обра­зо­ван­ной пуб­ли­ки; на это ука­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные сен­тен­ции и фило­соф­ские рас­суж­де­ния в пифа­го­рей­ском духе, а так­же паро­дии на стиль Гоме­ра. Мно­же­ство изре­че­ний Эпи­хар­ма вошло в общее употреб­ле­ние в каче­стве посло­виц, напри­мер: «Где страх, там и почет», или при­пи­сы­вае­мое Эпи­хар­му — «рука руку моет». Эпи­харм ока­зал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на ста­ро­ат­ти­че­скую комедию, хотя его, веро­ят­но, и не ста­ви­ли в Афи­нах.

См. также:
ЭПИХАРМ, ЕПИХАРМ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА