Античные писатели

ЮЛИАН ОТСТУПНИК, Фла­вий Клав­дий; Iulia­nus Apos­ta­ta, Fla­vius Clau­dius, 331—363 гг. н. э., рим­ский импе­ра­тор, ритор и гре­че­ский фило­соф. Родил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, сын Юлия Кон­стан­ция, бра­та Кон­стан­ти­на Вели­ко­го. После смер­ти отца (337 г.) вос­пи­ты­вал­ся Евсе­ви­ем, ари­ан­ским епи­ско­пом Нико­медии, а затем Кон­стан­ти­но­по­ля. С 339 г. изу­чал гре­че­скую фило­со­фию и лите­ра­ту­ру под руко­вод­ст­вом Мар­до­ния, кото­рый про­будил в нем любовь к эллин­ско­му миру. В 344—345 гг. жил в Нико­медии, где позна­ко­мил­ся с Либа­ни­ем (он не мог слы­шать лек­ций это­го язы­че­ско­го ора­то­ра, но ему тай­но пере­да­ва­ли запи­си речей), а в 351—352 гг. — в Пер­га­ме и Эфе­се, где столк­нул­ся с несколь­ки­ми фило­со­фа­ми нео­пла­то­ни­ка­ми, сре­ди них с Мак­си­мом Эфес­ским, кото­рый был сто­рон­ни­ком теур­ги­че­ско­го нео­пла­то­низ­ма Ямвли­ха и ока­зал на Юли­а­на Отступ­ни­ка наи­боль­шее вли­я­ние, став впо­след­ст­вии при­чи­ной его раз­ры­ва с хри­сти­ан­ст­вом. 352—354 гг. Юли­ан вновь про­вел в Нико­медии, изу­чая сочи­не­ния нео­пла­то­ни­ков. В 355 г. уехал учить­ся в Афи­ны и там встре­тил­ся с Гри­го­ри­ем Бого­сло­вом и Васи­ли­ем Кеса­рий­ским. В 355 г. стал сопра­ви­те­лем рим­ской импе­рии и женил­ся на Елене, сест­ре импе­ра­то­ра Кон­стан­ция. Затем до 360 г. сра­жал­ся в Гал­лии с гер­ман­ски­ми пле­ме­на­ми фран­ков и алле­ма­нов. Когда в 361 г. Кон­стан­ций потре­бо­вал под­креп­ле­ния в войне с пер­са­ми, галль­ские леги­о­ны взбун­то­ва­лись и объ­яви­ли Юли­а­на Отступ­ни­ка импе­ра­то­ром. В 363 г. во вре­мя похо­да про­тив пер­сов Юли­ан Отступ­ник умер от ран, полу­чен­ных в бит­ве под Марен­гой. Сло­ва, яко­бы про­из­не­сен­ные Юли­а­ном перед смер­тью: «Ты победил, Гали­ле­я­нин!» («Ga­li­laie ne­ni­ke­kas»; лат. «Ga­li­laee vi­cis­ti») — мы встре­ча­ем толь­ко в V в. у Фео­до­ре­та. По при­ня­тии вла­сти Юли­ан издал эдикт о веро­тер­пи­мо­сти, кото­рый отме­нил все поста­нов­ле­ния Кон­стан­ция про­тив языч­ни­ков, при­звал из изгна­ния хри­сти­ан­ских епи­ско­пов — сто­рон­ни­ков Никей­ско­го сим­во­ла (сре­ди них Афа­на­сия). Юли­ан про­воз­гла­сил под­лин­ную рели­ги­оз­ную тер­пи­мость и не пре­сле­до­вал хри­сти­ан, но борол­ся про­тив хри­сти­ан­ства и стре­мил­ся создать силь­ную язы­че­скую цер­ковь по образ­цу Церк­ви хри­сти­ан­ской. Наи­бо­лее болез­нен­но вос­при­ня­ли хри­сти­ане эдикт 362 г., кото­рый прак­ти­че­ски лишил их воз­мож­но­сти пре­по­да­ва­ния гре­че­ской лите­ра­ту­ры. Из про­из­веде­ний Юли­а­на Отступ­ни­ка сохра­ни­лось 8 речей, 2 сати­ри­че­ских сочи­не­ния и собра­ние писем. Три пер­вых речи, дати­ру­е­мые 356—357 гг., вос­хва­ля­ют импе­ра­то­ра Кон­стан­ция и импе­ра­три­цу Евсе­вию: 1) Похва­ла цеза­рю Кон­стан­цию (En­ko­mion eis ton autok­ra­to­ra Konstan­tion), 2) О дея­ни­ях цеза­ря Кон­стан­ция (Pe­ri ton tu autok­ra­to­ros prak­seon e pe­ri ba­si­leias), 3) Похва­ла импе­ра­три­це Евсе­вии (Euse­bieas tes ba­si­li­dos en­ko­mion); четы­ре сле­дую­щих речи (362 г.) были посвя­ще­ны про­бле­мам вво­ди­мой Юли­а­ном рели­гии, под кото­рую он пытал­ся под­ве­сти нео­пла­то­ни­че­ский фун­да­мент: 4) О царе Гелии к Сал­лю­стию (Eis ton ba­si­lea He­lion pros Sa­lus­tion) и 5) О мате­ри богов (Eis ten me­te­ra ton theon) — изла­га­ли осно­вы новой рели­гии, в то вре­мя как речи 6) и 7) защи­ща­ли богов от атак кини­ков, при­чем в речи 6 Про­тив необ­ра­зо­ван­ных кини­ков (Eis tus apai­de­tus ky­nas) Юли­ан высту­пал про­тив совре­мен­ных ему псев­до­ки­ни­ков, про­ти­во­по­став­ляя им Дио­ге­на Синоп­ско­го, при­мер под­лин­но­го кини­ка, а в речи 7 Про­тив кини­ка Герак­лея (Pros He­rak­leion ky­ni­kon) воз­ра­жал кини­ку, отри­цав­ше­му эллин­ские мифы и богов. Речь 8 В уте­ше­ние себе при рас­ста­ва­нии с бли­ста­тель­ным Сал­лю­сти­ем (Epi te ek­so­do tu aga­tho­ta­tu Sa­lus­ti pa­ra­myphe­ti­kos eis heau­ton) была напи­са­на в Люте­ции (Lu­te­tia Pa­ri­sio­rum, совр. Париж) ок. 358/359 г. по слу­чаю ото­зва­ния из Гал­лии нео­пла­то­ни­ка Сал­лю­стия, дру­га Юли­а­на. Она пред­став­ля­ет собой соеди­не­ние двух древ­них лите­ра­тур­ных форм, высту­пав­ших как в поэ­зии, так и в рито­ри­ке: так назы­вае­мой про­пемп­ти­ки (про­из­веде­ния по слу­чаю про­ща­ния с доро­гим лицом) и кон­со­ла­ции (уте­ше­ния). Сочи­не­ние Пир, или Празд­ник Кро­на (Sym­po­sion e Kro­nia; лат. Cae­sa­res), создан­ное в 361 г., — не слиш­ком забав­ная менип­по­ва сати­ра (см. Менипп), опи­сы­ваю­щая пир­ше­ство на Олим­пе, на кото­рое при­хо­дят умер­шие рим­ские импе­ра­то­ры, высме­и­вае­мые Силе­ном. Тай­ным голо­со­ва­ни­ем боги при­зна­ют луч­шим из импе­ра­то­ров Мар­ка Авре­лия, кото­рый был при­ме­ром для Юли­а­на наряду с Алек­сан­дром Македон­ским. Два про­из­веде­ния 362—363 гг. были направ­ле­ны про­тив хри­сти­ан. Это Враг бород (Mi­so­po­gon), высме­и­ваю­щее антио­хий­ских хри­сти­ан, вос­ста­вав­ших про­тив ново­введе­ний Юли­а­на, и несо­хра­нив­ше­е­ся поле­ми­че­ское сочи­не­ние Про­тив гали­ле­ян (Ka­ta Ga­li­laion) в 3 кни­гах, в кото­ром Юли­ан исполь­зо­вал труды Гел­лия и Пор­фи­рия, кри­ти­куя культ релик­вий и идею муче­ни­че­ства. Аргу­мен­ты Юли­а­на опро­вер­га­ли сре­ди про­чих Кирилл Алек­сан­дрий­ский (кото­ро­му мы обя­за­ны фраг­мен­та­ми пер­вой кни­ги опро­вер­гае­мо­го про­из­веде­ния Юли­а­на, посколь­ку он цити­ро­вал их в сво­ем сочи­не­нии), Апол­ли­на­рий Лаоди­кей­ский и Фео­дор из Моп­су­е­стии. Под име­нем Юли­а­на сохра­нил­ся сбор­ник 87 писем, но толь­ко 60 из них под­лин­ные. Кро­ме част­ных писем (сре­ди них к Либа­нию, Мак­си­му Эфес­ско­му и вра­чу Ори­ба­зию) в нем нахо­ди­лись так­же слу­жеб­ные доку­мен­ты — импе­ра­тор­ские декре­ты и эдик­ты. Сверх это­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет пись­мо к Феми­стию об общих прин­ци­пах управ­ле­ния государ­ст­вом (ок. 361 г.) и авто­био­гра­фи­че­ское пись­мо афи­ня­нам (361 г.). Утра­че­ны сти­хотвор­ные речи, пане­ги­ри­ки, эпи­грам­мы, труд о воен­ных меха­низ­мах, трак­тат о про­ис­хож­де­нии зла и сочи­не­ние о войне с гер­ман­ца­ми (опи­са­ние соб­ст­вен­ных дей­ст­вий в Гал­лии до 357 г.). Юли­ан Отступ­ник был атти­ци­стом, в его речах мы встре­ча­ем мно­же­ство клас­си­че­ских реми­нис­цен­ций (от Гоме­ра и Геси­о­да до Пла­то­на и Демо­сфе­на), а так­же софи­сти­че­ских (от Дио­на Прус­ско­го до Феми­стия и Либа­ния). Одна­ко он пишет туман­ным, труд­ным для пони­ма­ния, порой хао­тич­ным язы­ком. Сочи­не­ния Юли­а­на пред­став­ля­ют боль­ше цен­но­сти в каче­стве доку­мен­та эпо­хи, чем как лите­ра­тур­ные про­из­веде­ния.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КОНОН • ЦЕНЗОРИН • КЛАВДИИ • ЮСТИНИАН, Флавий Петр Саббатий (ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ) •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Юлиана Отступника.
Мрамор. 361—363 гг.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Юлиан Отступник, сын Констанция.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Юлиан Отступник.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Юлиан Отступник.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Юлиан Отступник.
Халцедон.
IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Юлиан Отступник.
Халцедон.
IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Юлиан Отступник.
Халцедон.
IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Юлиан Отступник.
Халцедон.
IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА