ХАРИ́ТЫ
Χάρις, Χάριτες, Gratia, Gratiae, назывались дочерями Зевса и Геры или Океаниды Евриномы или Гелия и Айглы (блеск) и были для греков богинями красоты, общественного веселья, светлой, праздничной жизни. Гесиод (theog. 907) называет трех Харит: Εὐφροσύνη (праздничное веселье), Ἀγλαῒα (праздничный блеск) и Θαλία (цветущее счастье). Они в дружбе с Музами, богинями пения, и обитают вместе с ними на Олимпе; они сопровождают Афродиту, Пейфою (Πειθώ, богиню убеждения) и краснобая Гермеса, потому что без красоты последние не в состоянии ни действовать, ни пленять. Произведения искусства не могут обойтись без красоты, поэтому у Гомера (Il. 18, 382), Харита — жена Гефеста. Хариты в древнейшие времена были в особенности почитаемы минийцами в Орхомене, где служение им введено было, говорили, царем Етеоклом; оттуда оно перешло на Геликон и в другие страны Греции. В Спарте почитали двух Харит: Κλήτα и Φαέννα, звуки и свет; в Афинах также только двух: Αὐξώ, покровительницу роста, и Ἡγεμόνη, предводительницу. Здесь, кажется, они были древними богинями погоды, подобно Го́рам, с которыми они и прежде нередко находились в связи; однако Хариты, получив один раз вышеуказанное значение, противопоставляются Го́рам, подобно тому, как человеческая жизнь противопоставляется порядку природы. Обыкновенно Хариты изображаются в числе трех, так как господствующее свойство их — общительность. Это — стройные, цветущие, девственные женщины с милым выражением лица. Атрибуты их: музыкальные инструменты, мирты, розы, игральные кости.
|
||
1.
AE, медь Каракалла Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — стоят три обнаженные Хариты, средняя из которых показана сзади, держатся за плечи, две крайние держат по сосуду, из которого течет вода. |