Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОЛЕСНИЦА

Cur­rus,

1) cur­rus ar­cua­tus, колес­ни­ца, покры­тая полот­ном, кото­рою поль­зо­ва­лись глав­ным обра­зом fla­mi­nes. Liv. 1, 21;

2) cur­rus fal­ca­tus, ἅρμα δρε­πανη­φόρον, бое­вая колес­ни­ца, со всех сто­рон окру­жен­ная длин­ны­ми, ост­ры­ми сер­па­ми, кото­рую запря­га­ли силь­ны­ми коня­ми и стре­ми­тель­но гна­ли в отряды непри­я­те­лей; обы­чай, встре­чаю­щий­ся глав­ным обра­зом, если не исклю­чи­тель­но, на Восто­ке, подроб­но опи­сан Кур­ци­ем (4, 35). Об es­se­da­rii у гал­лов и co­vin­na­rii у бри­тан­цев см. Es­se­dum. О cur­rus tri­um­pha­lis см. Do­na mi­li­ta­ria, 2; вооб­ще ср. Ve­hi­cu­la.

См. также:
БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 360.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ДЕЗЕРТИР • ДЕКУМАНСКИЕ ВОРОТА • ДОРИФОРЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
2. КЕРАМИКА. Греция.
Гимнастические упражнения эфебов.
Ваза краснофигурная.
Глина.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Ситула с рельефами на поверхности.
Слоновая кость.
Конец VII в. до н. э.
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальный рельеф саркофага со сценой похищения Прозерпины (деталь).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
5. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс императора в доспехах.
Мрамор.
1-я пол. I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей, (на временной экспозиции).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес и Несс.
Фреска из Помпей (VI. 9. 5).
30—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Падение Фаэтона.
Себастьяно Риччи (1659—1734).
Холст, масло.
1703/1704 г.
Беллуно, Городской музей (Палаццо Фульчис).
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Битва греков с амазонками.
Деталь росписи стенки саркофага.
IV в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращенная влево. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орел (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращенная вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орел (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА