Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ПОЧТА

Cur­sus pub­li­cus, поч­то­вое дело, по-види­мо­му, рань­ше все­го раз­ви­лось на Восто­ке, имен­но у пер­сов; пер­сид­ские ско­ро­хо­ды ἄγ­γα­ροι вос­хва­ля­лись древни­ми. Hdt. 6. 105. 8. 98. Xen. Cyr. 8, 6, 17. Дарий I обра­тил осо­бен­ное вни­ма­ние на это учреж­де­ние, кото­рое долж­но было достав­лять ему изве­стия из отда­лен­ней­ших частей его государ­ства. У гре­ков о таком учреж­де­нии име­ли поня­тие лишь в том виде, что о собы­ти­ях исклю­чи­тель­ной важ­но­сти посы­ла­лись с изве­сти­я­ми гон­цы, а меж­ду отдель­ны­ми семей­ства­ми под­дер­жи­ва­лись ино­гда сно­ше­ния посред­ст­вом рабов.

Зато в рим­ском государ­стве поч­то­вое дело полу­чи­ло широ­кое раз­ви­тие, осо­бен­но во вре­ме­на импе­ра­то­ров. Сна­ча­ла поч­то­вые учреж­де­ния были назна­че­ны толь­ко для чинов­ни­ков, ездив­ших по пору­че­нию пра­ви­тель­ства. Это вид­но из Liv. 42. 1 (ср. 32. 27), когда кон­сул Посту­мий из лич­ной нена­ви­сти к жите­лям горо­да Пре­не­сты потре­бо­вал от них вьюч­ный скот, квар­ти­ру и т. п. и таким обра­зом поло­жил осно­ва­ние обы­чаю, кото­рый с тече­ни­ем вре­ме­ни обра­тил­ся в повин­ность. Кро­ме чинов­ни­ков это­го пра­ва тре­бо­ва­ли так­же и послан­ни­ки. Учреж­де­ны были vil­lae pub­li­cae, в кото­рых таким путе­ше­ст­вен­ни­кам пре­до­став­ля­лись поме­ще­ние, соль, дро­ва и сено (ср. Hor. Sat. 1, 5, 46) обще­ст­вен­ны­ми смот­ри­те­ля­ми, pa­ro­chi. Даль­ней­шее раз­ви­тие это учреж­де­ние полу­чи­ло во вре­ме­на импе­ра­то­ров. Имен­но Август сна­ча­ла рас­ста­вил, по пер­сид­ско­му обы­чаю, моло­дых людей (an­ga­rii ἡμε­ροδ­ρό­μοι, ср. Nep. Milt. 4, 3) вдоль глав­ных дорог, а впо­след­ст­вии так­же повоз­ки, чтобы обо всем про­ис­хо­див­шем в про­вин­ци­ях немед­лен­но полу­чать изве­стия. Suet. Oct. 49. Это поч­то­вое учреж­де­ние, осо­бен­но ямская поч­та, к кото­рой впо­след­ст­вии при­со­еди­ни­лась вер­хо­вая поч­та, назы­ва­лось cur­sus pub­li­cus, так­же cur­sus fis­ca­lis или про­сто cur­sus. Оно так­же было назна­че­но, соб­ст­вен­но, толь­ко для чинов­ни­ков или дру­гих офи­ци­аль­ных лиц, кото­рые долж­ны были для про­езда иметь при себе подо­рож­ную, dip­lo­ma (Suet. Oct. 49. Plin. ep. 10, 121), σύν­θη­μα, avec­tio или trac­to­ria, выдан­ную на предъ­яви­те­ля с обо­зна­че­ни­ем сро­ка поезд­ки, стан­ций и т. п. Этот доку­мент терял свою силу при смер­ти вла­дель­ца его или по исте­че­нии обо­зна­чен­но­го в нем сро­ка. Чинов­ни­ки в про­вин­ци­ях и дру­гие вли­я­тель­ные люди мог­ли полу­чать такой диплом, кото­рый пер­во­на­чаль­но выда­вал­ся самим импе­ра­то­ром, а потом обык­но­вен­но началь­ни­ком охра­ны, prae­fec­tus prae­to­rio, но боль­шею частью им поль­зо­ва­лись намест­ни­ки в про­вин­ци­ях. Plin. ep. 10, 39, Sen. clem. 1. 10. Так­же отпуск­ные сол­да­ты достав­ля­лись на роди­ну по этой почте. Amm. Marc. 29, 8. Боль­ше всех сде­лал для поч­то­во­го учреж­де­ния импе­ра­тор Гад­ри­ан. Spart. Hadr. 7. Что каса­ет­ся до внут­рен­не­го устрой­ства, то вдоль поч­то­вых трак­тов устра­и­ва­лись стан­ции для пере­но­чев­ки (man­sio­nes, ср. употреб­ле­ние сло­ва ma­ne­re Hor. sat. 1, 5, 39) на рас­сто­я­нии днев­но­го пере­хо­да одна от дру­гой в более круп­ных селе­ни­ях; на этих стан­ци­ях содер­жа­лись в готов­но­сти лоша­ди (ve­re­di, Mart. 14. 86), мулы, повоз­ки (rhedæ, car­ri, bi­rotæ или ve­hi­cu­la вооб­ще), все с раз­лич­ною вме­сти­мо­стью и т. д.; затем cur­sus cla­bu­la­ris для покла­жи. Курье­ры меня­ли лоша­дей на каж­дой стан­ции, за собою на сво­ей лоша­ди име­ли свои чемо­да­ны. На побоч­ных доро­гах лоша­ди сто­я­ли нагото­ве для экс­трен­ных поездок. Поч­то­вых денег не пла­ти­лось; этот рас­ход долж­ны были нести про­вин­ции, маги­ст­ра­ты или кури­а­лы горо­дов. Впро­чем, позд­ней­шие импе­ра­то­ры, начи­ная с Гад­ри­а­на, неред­ко сни­ма­ли эти рас­хо­ды с про­вин­ций и пере­но­си­ли их на государ­ст­вен­ную каз­ну, хотя толь­ко вре­мен­но. На каж­дой стан­ции были поч­то­вые чинов­ни­ки, в кото­рые назна­ча­лись пре­иму­ще­ст­вен­но отстав­ные сол­да­ты и на кото­рых воз­ла­га­лось попе­че­ние о стан­ци­он­ных делах; они в свою оче­редь состо­я­ли под над­зо­ром чрез­вы­чай­ных инспек­то­ров. Впро­чем, все это учреж­де­ние, осо­бен­но в после­дую­щие сто­ле­тия, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные зако­ны и стро­гий над­зор, не было сво­бод­но от зло­употреб­ле­ний, как дока­зы­ва­ют гром­кие и посто­ян­ные жало­бы всех писа­те­лей. Часто бра­лись взят­ки, и выс­шие пра­ви­тель­ст­вен­ные учреж­де­ния уме­ли извле­кать нема­ло неза­кон­ных выгод из поч­то­во­го ведом­ства.

Были, одна­ко, не толь­ко сухо­пут­ные поч­то­вые сооб­ще­ния, но и мор­ские. Досто­вер­но извест­но это об Остии, где суще­ст­во­вал импе­ра­тор­ский почт­мей­стер для отправ­ки писем (pro­cu­ra­tor pu­gil­la­tio­nis et [т. е. имен­но] ad na­ves va­gas). Отсюда выхо­ди­ли кораб­ли (na­ves va­gae или fu­ga­ces или cur­so­riæ) по раз­лич­ным направ­ле­ни­ям к ост­ро­вам и глав­ным пор­там Сре­ди­зем­но­го моря. Веро­ят­но, в Брун­ди­зии был вто­рой такой же почт­мей­стер.

Поч­то­вое учреж­де­ние пере­жи­ло паде­ние рим­ской импе­рии и про­дол­жа­ло суще­ст­во­вать спер­ва у ост­готов, ван­да­лов и фран­ков, потом в про­дол­же­ние всех сред­них веков. Ср.: E. Hartmann. Ge­schich­te der Pos­ten von den äl­tes­ten Zei­ten bis zur Ge­genwart (1868). Hu­de­mann, Ge­schich­te des rö­mi­schen Postwe­sens wäh­rend der Kai­ser­zeit (1875; дополн. 1878).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 360—361.
См. по теме: ПИСЬМО • AB EPISTULIS • АВТОНОМИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА