Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ПИСЬМО

Epistŏla (epis­tu­la). Пись­ма у гре­ков и рим­лян писа­лись извест­но­го рода чер­ны­ми чер­ни­ла­ми (тушем) на дере­вян­ных дощеч­ках, покры­тых вос­ком (ta­bel­lae, pu­gil­la­res, см. Dip­ty­cha), или на папи­ру­се (char­ta). Затем бума­га скла­ды­ва­лась, а дощеч­ки кла­лись одна на дру­гую — обма­ты­ва­лись нит­кой (ob­li­ga­re), нит­ка потом при­пе­ча­ты­ва­лась (ob­sig­na­re si­gil­lo, σφρα­γίς), Plaut. Bacch. 4, 4, 64. Cic. ad Att. 8, 5. Знат­ные рим­ляне ред­ко писа­ли сами свои пись­ма; у них были для это­го рабы или воль­ноот­пу­щен­ни­ки, назы­вав­ши­е­ся lib­ra­rii ab epis­tu­lis, ama­nuen­ses. Для пере­да­чи писем слу­жи­ли част­ные курье­ры, назы­вае­мые ta­bel­la­rii. Лишь во вре­ме­на импе­ра­то­ров орга­ни­зо­ва­но было нечто вро­де поч­то­во­го ведом­ства, см. Cur­sus pub­li­cus. В нача­ле пись­ма регу­ляр­но ста­ви­лось имя отпра­ви­те­ля, кото­рый при­вет­ст­ву­ет полу­ча­те­ля, напр., M. Tul­lius Ci­ce­ro C. Iulio Cae­sa­ri s. d. (sa­lu­tem di­cit). В кон­це пись­ма писа­лось обык­но­вен­но va­le или cu­ra ut va­leas. У гре­ков же обык­но­вен­ным при­вет­ст­ви­ем было χαίρειν, а в заклю­че­ние пись­ма ста­ви­лось ἔρ­ρω­σο.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484.
См. по теме: ПОЧТА • AB EPISTULIS • АВТОНОМИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Полифем, получающий письмо от Галатеи.
Фреска IV стиля.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель, деталь: кормилица Федры приносит Ипполиту любовное послание от Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель, деталь: кормилица Федры приносит Ипполиту любовное послание от Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Правая торцовая панель: Федра, жена Тесея и мачеха Ипполита, вручает служанке письмо к пасынку с признанием в любви.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА