Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕДА́Л

Daedălus, Δαίδα­λος, (собств. худож­ник), сын Мети­о­на или Пала­ма­о­на, внук Евпа­ла­ма, пра­внук царя афин­ско­го Ере­хфея, совре­мен­ник Фесея и Миноя. Он счи­тал­ся изо­бре­та­те­лем ста­туй, пред­став­ля­ю­щих тело в дви­же­нии и с откры­ты­ми гла­за­ми, и раз­лич­ных орудий, напр. топо­ра, пилы, бура­ва, ватер­па­са и др. Он был так­же искус­ным зод­чим. Пле­мян­ни­ка и вме­сте с тем уче­ни­ка сво­его, Тала, кото­рый изо­брел гон­чар­ный ста­нок, токар­ное доло­то и дру­гие полез­ные орудия, он убил из зави­сти к его искус­ству, вслед­ст­вие чего дол­жен был бежать из Афин. Он отпра­вил­ся на ост­ров Крит к царю Миною, кото­ро­му выстро­ил близ горо­да Кнос­са лаби­ринт, под­зем­ное зда­ние со мно­ги­ми изви­ли­сты­ми про­хо­да­ми, в кото­рых лег­ко мож­но было заблудить­ся, для поме­ще­ния Мино­тав­ра. Кро­ме мно­гих дру­гих худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ний он устро­ил здесь так­же доче­ри Мино­е­вой Ари­адне место для хоро­во­дов, кото­рое затем изо­бра­же­но было Гефе­стом на щите Ахил­лея. Il. 18, 590. Когда Дедал дал Ари­адне нить, при помо­щи кото­рой Фесей выбрал­ся из изви­лин лаби­рин­та, то Миной заклю­чил его в лаби­рин­те вме­сте с сыном его Ика­ром; но Дедал под­ку­пил стра­жей и уле­тел через море на кры­льях, искус­но сде­лан­ных им из перьев. Во вре­мя поле­та Икар слиш­ком высо­ко под­нял­ся на воздух, так что от жара близ­ко­го солн­ца рас­пла­вил­ся воск, кото­рым слеп­ле­ны были перья: Икар упал в море (Икар­ское) и уто­нул. Ovid. met. 8, 183 слл. Труп его был уне­сен вол­на­ми на ост­ров близ Само­са (Ика­рию), где был погре­бен. Дедал при­был в Ниж­нюю Ита­лию, в город Кумы и здесь постро­ил храм Апол­ло­ну (Apol­lo Cumæus). Verg. A. 6, 14 слл. Тол­ко­ва­те­ли, желая объ­яс­нить суть мифа, рас­ска­зы­ва­ют, что Дедал (или же Икар) изо­брел пару­са и при помо­щи их спас­ся через море от вла­сти и от пре­сле­до­ва­ний Миноя. Из Кум Дедал при­был в Сици­лию, в город Камик к царю Кока­лу; Миной, настиг­ший его здесь, тре­бо­вал выда­чи его от Кока­ла, но доче­ри Кока­ла, полю­бив­шие Деда­ла за его искус­ство, уби­ли Миноя. Дедал, по пре­да­нию, посе­тил так­же и Сар­ди­нию. Умер он в Сици­лии. По дру­го­му ска­за­нию, он воз­вра­тил­ся из Кри­та в Афи­ны вме­сте с Фесе­ем. Дедал был мифи­че­ский родо­на­чаль­ник афин­ско­го рода Деда­лидов, к кото­ро­му при­над­ле­жал и Сократ, и мифи­че­ский пред­ста­ви­тель атти­че­ско­го и крит­ско­го искус­ства. См. Sculpto­res, 1.

См. также:
ДЕДАЛ (Мифы народов мира)
ДЕДАЛ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 369.
См. по теме: ДЕЙНО • ДЕО • ДОЛОН • ДОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев. Северная и восточная стены.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Северная стена северной экседры-пинакотеки с центральной картиной «Дедал и Пасифая».
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Процессия плотников.
Фреска из Помпей (VI, 7, 8).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Икара.
Фреска III стиля из Помпей.
50—75 гг.
Лондон, Британский музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Икара.
Фреска из Помпей (дом жреца Аманда, I. 7. 7).
40—79 гг.
Помпеи, Дом жреца Аманда (I, 7, 7).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА