Мифы народов мира

ДЕДА́Л (Δαίδα­λος), в гре­че­ской мифо­ло­гии внук афин­ско­го царя Эрех­фея и сын Мети­о­на (Plat. Ion. 533a), по дру­гой вер­сии, сын Эвпал­ма и внук Мети­о­на (Apol­lod. III 15, 8). Изо­бре­та­тель сто­ляр­ных инстру­мен­тов и мастер­ства, искус­ней­ший архи­тек­тор и скуль­п­тор (Дедал — букв. «искус­ный»). Он жил в Афи­нах, откуда ему при­шлось бежать после того, как он сбро­сил с акро­по­ля сво­его уче­ни­ка и пле­мян­ни­ка Тало­са (у Гиги­на — имя пле­мян­ни­ка Пер­дикс; Hyg. Fab. 39), чьё мастер­ство вызы­ва­ло зависть Деда­ла. При­знан­ный винов­ным в аре­о­па­ге, Дедал после осуж­де­ния бежал на Крит к царю Мино­су (Apol­lod. III 15, 9). На Кри­те Дедал постро­ил по пору­че­нию Мино­са лаби­ринт для чудо­вищ­но­го Мино­тав­ра, рож­дён­но­го женой Мино­са Паси­фа­ей от быка. Ари­адне он устро­ил пло­щад­ку для пля­сок (Hom. Il. XVIII 590 след.). Дедал помог Ари­адне осво­бо­дить из лаби­рин­та Тесея: най­ти выход с помо­щью клуб­ка ниток (Verg. Aen. VI 27—30). Узнав о его пособ­ни­че­стве бег­ству Тесея и его спут­ни­ков, Минос заклю­чил Деда­ла вме­сте с сыном Ика­ром в лаби­ринт, откуда их осво­бо­ди­ла Паси­фая (Hyg. Fab. 40). Сде­лав кры­лья (скле­ив перья вос­ком), Дедал вме­сте с сыном уле­те­ли с ост­ро­ва. Икар, под­няв­шись слиш­ком высо­ко, упал в море, т. к. сол­неч­ный жар рас­то­пил воск. Опла­кав сына, Дедал добрал­ся в сици­лий­ский город Камик к царю Кока­лу (Ovid. Met. VIII 152—262). Минос, пре­сле­дуя Деда­ла, при­был ко дво­ру Кока­ла и решил хит­ро­стью выма­нить Деда­ла. Он пока­зал царю рако­ви­ну, в кото­рую надо было про­деть нит­ку. Кокал попро­сил Деда­ла это сде­лать, тот при­вя­зал нить к мура­вью, кото­рый, забрав­шись внутрь, протя­нул за собой нит­ку в спи­раль рако­ви­ны. Минос дога­дал­ся, что Дедал нахо­дит­ся у Кока­ла, и потре­бо­вал выдать масте­ра. Кокал пообе­щал это сде­лать, но пред­ло­жил Мино­су иску­пать­ся в ванне; там его погу­би­ли доче­ри Кока­ла, облив кипя­щей водой (Apol­lod. epit. I 13). Дедал же про­вёл оста­ток жиз­ни на Сици­лии. Миф о Деда­ле харак­те­рен для пери­о­да позд­ней клас­си­че­ской мифо­ло­гии, когда выдви­га­ют­ся герои, утвер­ждаю­щие себя не силой и ору­жи­ем, а наход­чи­во­стью и мастер­ст­вом.


Лит.: Лосев А. Ф., Антич­ная мифо­ло­гия в ее исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957, с. 206—234.

А. А. Тахо-Годи

Дошли немно­гие про­из­веде­ния антич­но­го искус­ства: сце­ны «Дедал и Икар», изо­бра­жаю­щие при­готов­ле­ния к полё­ту (релье­фы элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни из Вил­лы Аль­ба­ни, фрес­ка в Пом­пе­ях и др.). В 14—15 вв. миф нашёл вопло­ще­ние в книж­ной мини­а­тю­ре (иллю­ст­ра­ции к Овидию) и в пла­сти­ке (рельеф «Дедал при­вя­зы­ва­ет кры­лья Ика­ру» работы уче­ни­ков Дона­тел­ло), позд­нее и в живо­пи­си полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние сюже­ты: «паде­ние Ика­ра» (в кар­ти­нах Себастья­но дель Пьом­бо, Х. Холь­бей­на Млад­ше­го, Я. Тин­то­рет­то, П. Брей­ге­ля Стар­ше­го, Х. Боля, П. П. Рубен­са и др.) и «Дедал и Икар» (Джу­лио Рома­но, Д. Фети, А. ван Дей­ка, Ш. Леб­ре­на и дру­гих), в пла­сти­ке («Дедал и Икар» А. Кано­вы; «Паде­ние Ика­ра» О. Роде­на). Миф нашёл отра­же­ние в поэ­зии (И. В. Гёте — «Фауст», ч. 2, акт 3; В. Я. Брю­сов — «Дедал и Икар» и др.), в дра­ма­тур­гии (дра­ма Х. Эйлен­бер­га «Икар и Дедал»). Сре­ди музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ний 20 в. бале­ты «Полёт Ика­ра» И. Мар­ке­ви­ча и «Икар» Ж. Шифе­ра, кан­та­та П. Сан­ка­на «Леген­да об Ика­ре».

См. также:
ДЕДАЛ (Словарь античности)
ДЕДАЛ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 363.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Процессия плотников.
Фреска из Помпей (VI, 7, 8).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Икара.
Фреска III стиля из Помпей.
50—75 гг.
Лондон, Британский музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Икара.
Фреска из Помпей (дом жреца Аманда, I. 7. 7).
40—79 гг.
Помпеи, Дом жреца Аманда (I, 7, 7).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев. Северная и восточная стены.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Северная стена северной экседры-пинакотеки с центральной картиной «Дедал и Пасифая».
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА