Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕ́МОН

Dae­mon, Δαίμων. У Гоме­ра бог назы­ва­ет­ся θεός или δαίμων, с тем толь­ко раз­ли­чи­ем, что θεός озна­ча­ет бога само­го по себе, в бла­жен­ном спо­кой­ст­вии и отда­ле­нии от мира чело­ве­че­ско­го, а δαίμων — бога в его отно­ше­нии к людям, насколь­ко он вли­я­ет бла­готвор­но или пагуб­но на их судь­бу, ока­зы­вая бла­го­де­я­ние и помощь или наво­дя страх. Позд­нее воз­ник осо­бен­ный класс боже­ст­вен­ных существ, кото­рых ста­ли назы­вать демо­на­ми. Так напр., Геси­од (opp. et dd. 122) гово­рит, что люди золо­то­го века, по окон­ча­нии сво­ей зем­ной жиз­ни, сде­ла­лись демо­на­ми, доб­ры­ми сверхъ­есте­ствен­ны­ми суще­ства­ми, хра­ни­те­ля­ми людей, и что они, носясь невиди­мо повсюду на зем­ле, наблюда­ют за прав­дой и неправ­дой и дару­ют богат­ство. Одна­ко это место из Геси­о­да при­зна­ют за позд­ней­шую встав­ку, пото­му что вера в демо­нов не дохо­дит до столь древ­них вре­мен. Уче­ние о них лишь у фило­со­фов полу­чи­ло пол­ное раз­ви­тие. С того вре­ме­ни, как ста­ли и геро­ям возда­вать боже­ские поче­сти, демо­нам дали место в середине меж­ду бога­ми и геро­я­ми, и по мере того как боги все более и более ста­ли уда­лять­ся от сме­ше­ния с миром, демо­ны напол­ня­ли обра­зо­вав­шу­ю­ся меж­ду бога­ми и людь­ми про­пасть в каче­стве посред­ни­ков, близ­ких людям, спо­соб­ных чув­ст­во­вать и стра­дать подоб­но им и дея­тель­но вли­я­ю­щих на их судь­бы. По уче­нию Пла­то­на (symp. 202. E), они, подоб­но хри­сти­ан­ским анге­лам, при­но­сят на зем­лю веле­ния и дары богов и воз­но­сят к богам прось­бы и молит­вы людей. Из чис­ла фило­со­фов осо­бен­но нео­пла­то­ни­ки 1-го хри­сти­ан­ско­го века раз­ви­ли уче­ние о демо­нах; эти пред­став­ле­ния пере­шли и в народ­ные веро­ва­ния и там нашли поч­ву для даль­ней­ше­го раз­ви­тия в куль­те геро­ев и в чест­во­ва­нии умер­ших. Демо­ны, невиди­мо окру­жаю­щие людей и при­но­ся­щие сча­стие и несча­стие, разде­ля­лись по раз­ли­чию сво­их свойств на доб­рых и злых, на духов-хра­ни­те­лей и духов-мучи­те­лей (ἀλάσ­το­ρες), под вли­я­ни­ем кото­рых, как пола­га­ли, сто­ят и отдель­ные лица и целые роды, горо­да и стра­ны. На осно­ва­нии уче­ния Сокра­та и Пла­то­на обра­зо­ва­лось пове­рье, что у каж­до­го чело­ве­ка есть свой демон, охра­ня­ю­щий его с мину­ты рож­де­ния и руко­во­дя­щий им в нрав­ст­вен­ном отно­ше­нии, а так как демо­нов разде­ля­ли на доб­рых и злых, то со вре­ме­нем каж­до­му чело­ве­ку ста­ли при­пи­сы­вать два демо­на, доб­ро­го и зло­го.

У рим­лян dii in­di­ge­tes, как напр. Ромул, Эней и Латин, рав­но как и ge­nii были подоб­ны­ми суще­ства­ми. Иудеи и хри­сти­ане впо­след­ст­вии объ­яви­ли всех язы­че­ских богов демо­на­ми, и при­том злы­ми демо­на­ми, беса­ми.

См. также:
ДЕМОН (Мифы народов мира)
ДЕМОН (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 369—370.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Сисифа.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Лицо Харона из гробницы Франсуа.
IV в. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Демон подземного царства Тухулха.
Этрусский надгробный рисунок.
IV—III вв. до н. э.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Ахилл за жертвоприношением.
IV в. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Орест, убивающий свою мать Клитемнестру.
Этрусское бронзовое зеркало.
IV—III вв. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Демон, грозящий Тезею. Деталь.
III—II вв. до н. э.
Тарквиния, Гробница Чудовища (Гробница Орка, Гробница Мурины).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Лицо демона Харона.
Последние десятилетия IV в. до н. э.
Сартеано, Некрополь Пьяначче, Гробница Дьявольской Квадриги.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Принесение в жертву троянских пленников.
II—I вв. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Демон Харон. Деталь.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА