ДЕ́МОН (Δαίμων), в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает. В этом образе очевидны рудименты т. н. внезапного преанимизма (по терминологии Г. Узенера, демон — не что иное, как «бог данного мгновения»). Иногда олимпийские боги тоже называются демонами, но только в обобщённо-неопределённом смысле или в случае, когда бог не проявил себя индивидуально и скрывает своё имя. Демон непосредственно воздействует на человека, готовит беду (Hom. Od. XII 295), прельщает (XVI 194), насылает беды (XIX 512), зловещие сны (XX 87). Демон направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим (Hom. Od. VI 172; VII 248; Il. XXI 92). Демон вызывает неожиданно ту или иную мысль (Hom. Il. IX 600; Od. III 27). Иной раз демон действует благодетельно (Od. IX 381), встречается эпитет ὀλβιοδαίμων, «счастливодемонический». Демон приравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием (Aeschyl. Pers. 725; Soph. frg. 592; Eur. Andr. 971). Есть демон рождения (Pind. Ol. XIII 105), демон добра и зла (Pind. Pyth. III 34), характер человека — его демон (Heraclit. frg. 119), каждому человеку в жизни достаётся свой демон (Plat. Phaed. 107d). Демоны мыслятся также низшими божествами, посредниками между богами и людьми. У Гесиода поколение «золотого века» после своего исчезновения превратилось в «благостных демонов», которые охраняют людей и взирают на правые и неправые дела (Hes. Opp. 121—
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 46—
В описаниях мифологий различных народов демон — условное обозначение тех сверхъестественных персонажей, которые не являются богами и занимают по сравнению с богами низшее место в иерархии (или находятся на низших уровнях в данной мифологической системе). В более узком и точном смысле демоны — злые духи. Согласно классификации, предложенной Г. Узенером и поддержанной Э. Кассирером, следует различать демона (духа) как обозначение случайного мифологического образа, создаваемого из любого предмета, попадающего в поле действия мифологической мысли, и гения как обозначение мифологического символа судьбы и личности человека.
Лит.: Usener G., Götternamen. Versuch einer Lehre von der religiösen Begriffsbildung, Bonn, 1896; Cassirer E., Philosophie der symbolischen Formen, Bd 2 — Das Mythische Denken, B., 1925.