Мифы народов мира

ДЕ́МОН (Δαίμων), в гре­че­ской мифо­ло­гии обоб­щён­ное пред­став­ле­ние о неко­ей неопре­де­лён­ной и неоформ­лен­ной боже­ст­вен­ной силе, злой или (реже) бла­го­де­тель­ной, часто опре­де­ля­ю­щей жиз­нен­ную судь­бу чело­ве­ка. Это мгно­вен­но воз­ни­каю­щая и мгно­вен­но ухо­дя­щая страш­ная роко­вая сила, кото­рую нель­зя назвать по име­ни, с кото­рой нель­зя всту­пить ни в какое обще­ние. Вне­зап­но нахлы­нув, он мол­ние­нос­но про­из­во­дит какое-либо дей­ст­вие и тут же бес­след­но исче­за­ет. В этом обра­зе оче­вид­ны руди­мен­ты т. н. вне­зап­но­го пре­а­ни­миз­ма (по тер­ми­но­ло­гии Г. Узе­не­ра, демон — не что иное, как «бог дан­но­го мгно­ве­ния»). Ино­гда олим­пий­ские боги тоже назы­ва­ют­ся демо­на­ми, но толь­ко в обоб­щён­но-неопре­де­лён­ном смыс­ле или в слу­чае, когда бог не про­явил себя инди­виду­аль­но и скры­ва­ет своё имя. Демон непо­сред­ст­вен­но воздей­ст­ву­ет на чело­ве­ка, гото­вит беду (Hom. Od. XII 295), пре­льща­ет (XVI 194), насы­ла­ет беды (XIX 512), зло­ве­щие сны (XX 87). Демон направ­ля­ет чело­ве­ка на путь, веду­щий к каким-либо собы­ти­ям, часто ката­стро­фи­че­ским (Hom. Od. VI 172; VII 248; Il. XXI 92). Демон вызы­ва­ет неожи­дан­но ту или иную мысль (Hom. Il. IX 600; Od. III 27). Иной раз демон дей­ст­ву­ет бла­го­де­тель­но (Od. IX 381), встре­ча­ет­ся эпи­тет ὀλβιοδαίμων, «счаст­ли­во­де­мо­ни­че­ский». Демон при­рав­ни­ва­ет­ся к судь­бе, все собы­тия чело­ве­че­ской жиз­ни нахо­дят­ся под его вли­я­ни­ем (Ae­schyl. Pers. 725; Soph. frg. 592; Eur. Andr. 971). Есть демон рож­де­ния (Pind. Ol. XIII 105), демон добра и зла (Pind. Pyth. III 34), харак­тер чело­ве­ка — его демон (He­rac­lit. frg. 119), каж­до­му чело­ве­ку в жиз­ни доста­ёт­ся свой демон (Plat. Phaed. 107d). Демо­ны мыс­лят­ся так­же низ­ши­ми боже­ства­ми, посред­ни­ка­ми меж­ду бога­ми и людь­ми. У Геси­о­да поко­ле­ние «золо­то­го века» после сво­его исчез­но­ве­ния пре­вра­ти­лось в «бла­гост­ных демо­нов», кото­рые охра­ня­ют людей и взи­ра­ют на пра­вые и непра­вые дела (Hes. Opp. 121—126). В рим­ской мифо­ло­гии демо­ну соот­вет­ст­ву­ет гений. Ран­не­хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о демоне свя­за­ны с обра­зом злой демо­ни­че­ской, бесов­ской силы (см. Бесы).


Лит.: Лосев А. Ф., Антич­ная мифо­ло­гия в ее исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957, с. 46—60; Horst P. C. van, Δαίμων, «Mne­mo­sy­ne», ser. 3, 10, 1940, с. 61—68; Nowak H., Zur Entwick­lungsge­schich­te des Beg­rif­fes Dai­mon, Bonn, 1960.

А. Ф. Лосев

В опи­са­ни­ях мифо­ло­гий раз­лич­ных наро­дов демон — услов­ное обо­зна­че­ние тех сверхъ­есте­ствен­ных пер­со­на­жей, кото­рые не явля­ют­ся бога­ми и зани­ма­ют по срав­не­нию с бога­ми низ­шее место в иерар­хии (или нахо­дят­ся на низ­ших уров­нях в дан­ной мифо­ло­ги­че­ской систе­ме). В более узком и точ­ном смыс­ле демо­ны — злые духи. Соглас­но клас­си­фи­ка­ции, пред­ло­жен­ной Г. Узе­не­ром и под­дер­жан­ной Э. Кас­си­ре­ром, сле­ду­ет раз­ли­чать демо­на (духа) как обо­зна­че­ние слу­чай­но­го мифо­ло­ги­че­ско­го обра­за, созда­вае­мо­го из любо­го пред­ме­та, попа­даю­ще­го в поле дей­ст­вия мифо­ло­ги­че­ской мыс­ли, и гения как обо­зна­че­ние мифо­ло­ги­че­ско­го сим­во­ла судь­бы и лич­но­сти чело­ве­ка.


Лит.: Use­ner G., Göt­ter­na­men. Ver­such einer Leh­re von der re­li­giö­sen Beg­riffsbil­dung, Bonn, 1896; Cas­si­rer E., Phi­lo­sophie der sym­bo­li­schen For­men, Bd 2 — Das Mythi­sche Den­ken, B., 1925.

В. В. Ива­нов

См. также:
ДЕМОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДЕМОН (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 366—367.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Сисифа.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Ахилл за жертвоприношением.
IV в. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Орест, убивающий свою мать Клитемнестру.
Этрусское бронзовое зеркало.
IV—III вв. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Демон, грозящий Тезею. Деталь.
III—II вв. до н. э.
Тарквиния, Гробница Чудовища (Гробница Орка, Гробница Мурины).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Демон подземного царства Тухулха.
Этрусский надгробный рисунок.
IV—III вв. до н. э.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Лицо демона Харона.
Последние десятилетия IV в. до н. э.
Сартеано, Некрополь Пьяначче, Гробница Дьявольской Квадриги.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Принесение в жертву троянских пленников.
II—I вв. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Лицо Харона из гробницы Франсуа.
IV в. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Демон Харон. Деталь.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА