Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИДО́НА, ЭЛИССА

Di­do, Δι­δώ или Eli­sa, Elis­sa, Ἔλισ­σα, фини­кий­ская царев­на и осно­ва­тель­ни­ца Кар­фа­ге­на. Она была доче­рью тир­ско­го царя Мут­го­на (или Бела, или Аге­но­ра), сест­рой Пиг­ма­ли­о­на, насле­до­вав­ше­го тир­ское цар­ство по смер­ти сво­его отца, и вышла замуж за сво­его дядю Акер­ба­са или Сихея (Verg. A. 1, 343), жре­ца Гер­ку­ле­со­ва. Когда Пиг­ма­ли­он убил Сихея, чтобы завла­деть его сокро­ви­ща­ми, Дидо­на бежа­ла со сво­и­ми богат­ства­ми в сопро­вож­де­нии мно­же­ства тирий­цев за море и спер­ва выса­ди­лась на берег на ост­ро­ве Кипр, а оттуда, после бла­го­по­луч­но­го пла­ва­ния, достиг­ла бере­гов Афри­ки. Здесь она купи­ла у царя Ярба­са столь­ко зем­ли, сколь­ко мож­но занять быча­чьей шку­рой, но раз­ре­за­ла шку­ру на узкие полос­ки и обве­ла ими зна­чи­тель­ное про­стран­ство зем­ли, где и постро­и­ла замок Бир­су (βύρ­σα, шку­ра). Когда город вско­ре стал про­цве­тать, Ярбас, желая захва­тить его в свою власть, стал искать руки Дидо­ны и угро­жал ей в слу­чае отка­за вой­ной. Чтобы избе­жать супру­же­ства с вар­ва­ром, Дидо­на, при­гото­вив костер, взо­шла на него и мечом сама лиши­ла себя жиз­ни. Кар­фа­ге­няне чти­ли ее как боги­ню. Iust. 18, 4—7. Вер­ги­лий в «Эне­иде» сооб­раз­но со сво­и­ми целя­ми дал дру­гой обо­рот ска­за­нию о Дидоне и отнес ее к вре­ме­нам Энея (см. Aeneas). У него Дидо­на кон­ча­ет жизнь на кост­ре по той при­чине, что люби­мый ею Эней, по опре­де­ле­нию судь­бы и по воле Юпи­те­ра, тай­но остав­ля­ет ее (Aen. 4). Дидо­на — это пер­во­на­чаль­но боги­ня-покро­ви­тель­ни­ца кар­фа­ген­ско­го крем­ля (фини­кий­ская Астар­та), пре­об­ра­зо­вав­ша­я­ся в исто­ри­че­ское лицо.

См. также:
ДИДОНА (Словарь античности)
ДИДОНА, ЭЛИССА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 398.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Смерть Дидоны.
Жозеф Сталлаерт (1825—1903).
Холст, масло.
Ок. 1872 г.
Брюссель, Бельгийские королевские музеи изобразительных искусств.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Покинутая Дидона.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
Четвертый стиль. Ок. 69—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель детского саркофага со сценами охоты (т. н. Саркофаг с мумией из Гроттароссы).
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Покинутая Дидона.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
Четвертый стиль. Ок. 62—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА