РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА
Divortium (от глагола disvertere, расходиться; отсюда и другая форма слова divertium), собственно, развод брака по обоюдному согласию, в противоположность repudium, расторжению по требованию одной стороны. В Риме издревле господствовала полная свобода относительно расторжения браков (со стороны мужа), за исключением заключенных по обряду confarreatio патрицианских браков, которые считались ненарушимыми (Dion. Hal. 2, 25), пока и для них не введена была форма развода чрез diffarreatio, в случае преступления жены. Одни лишь браки жрецов, заключенные через confarreatio, остались навсегда ненарушимыми. Но хотя разводы допускались, однако на брак вообще смотрели как на столь священное учреждение, что они расторгались только в случаях крайней необходимости. Существовали законные основания для расторжения брака (Plut. Rom. 22) и расследование их подлежало семейному суду. Кто пренебрегал этим судом и легкомысленно разводился с женой, того постигала nota censoris. Val. Max. 2, 9, 2. В XII таблицах уже говорилось о расторжении браков, но определения их на этот счет нам неизвестны. Cic. Phil. 2, 28. Несмотря на это, многие писатели утверждают, что первый развод в Риме случился лишь в 234 г. до Р. Х. (Gell. 4, 3. 17, 21, Val. Max. 2, 1. 4 и др.), а это по многим причинам невозможно. Это было, скорее, первое расторжение брака, последовавшее без вины жены, из чего впоследствии ошибочно заключили, что это был вообще первый пример развода. С тех пор произвол заменил древнюю строгость нравов; разлюбить жену или пожелать вступить в новый брак считалось достаточным поводом к расторжению супружеских уз. Сулла женат был пять раз, Цезарь четыре раза, Помпей пять раз, Антоний, не считая его сожительства с Клеопатрой, четыре раза, а дочь Цицеронова была замужем три раза. Цицерон развелся с двумя женами без особенного к тому повода. Во время империи было еще хуже. Жены с таким же легкомыслием, как и мужья, пользовались признанным мало-помалу и за ними правом развода, который, впрочем, для виновной стороны был сопряжен с известными убытками относительно имущественных прав (см. Dos и Iudicium, 28). При христианских императорах стали относиться построже к этому делу, и древняя свобода в расторжении браков была ограничена.
Формы, в которых совершался развод, за исключением diffarreatio, не были предписаны законом. Муж обращался к жене со словами вроде: res tuas tibi habeto или agito, foras exi[1] и т. п. Отказывались также от брака устно через вестника; этот способ Августом возведен был в законную форму и требовалось, чтобы такой отказ происходил в присутствии семи свидетелей. Наконец, формула развода пересылалась письменно (libellus divortii).
Remancipatio есть лишь уничтожение так называемой manus, см. сл.