Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПОПО́МПА, АПОПЕМПСИ́Я

Ἀπο­πέμ­πειν, ἀπο­πομ­πή, ἀπό­πεμ­ψις — ἀπό­λειψις, ἀπο­λείπειν, ἀπό­λειψιν γρά­ψασ­θαι, — выра­же­ния, кото­ры­ми обо­зна­ча­лось рас­тор­же­ние бра­ка, раз­вод; пер­вые употреб­ля­лись по отно­ше­нию к мужу, раз­во­дя­ще­му­ся с женой, вто­рые по отно­ше­нию к жене, покидаю­щей мужа. Впро­чем, в обы­ден­ном употреб­ле­нии это раз­ли­чие не стро­го соблюда­лось. Раз­во­ды в Афи­нах совер­ша­лись очень лег­ко и часто. Ἀπό­πεμ­ψις состо­я­ла в том, что муж про­сто отсы­лал жену и ее при­да­ное в дом того, под чьей вла­стью она нахо­ди­лась до бра­ка, т. е. к тому, кто был ее κύ­ριος. Напро­тив, от жены, желав­шей раз­во­да, тре­бо­ва­лось, чтобы она лич­но пред­ста­ви­ла архон­ту пись­мен­ное заяв­ле­ние, в кото­ром долж­ны были быть изло­же­ны осно­ва­ния для раз­во­да. Если обе сто­ро­ны соглас­ны были на раз­вод и если при том не воз­ни­ка­ло спо­ра из-за при­да­но­го, то он совер­шал­ся без даль­ней­ших юриди­че­ских фор­маль­но­стей. Про­те­сто­вать про­тив закон­но­сти раз­во­да муж мог посред­ст­вом пред­став­ле­ния архон­ту обви­не­ния ἀπο­λείψεως, а жена — посред­ст­вом обви­не­ния ἀπο­πέμ­ψεως. Ср. Plut. Alc. 8. Meier und Schö­mann, Att. Pro­cess, стр. 413 слл.

См. также:
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 116—117.
См. по теме: ЭПЕВНАКТЫ, ЭПЕЙНАКТЫ, ЕПЕЙНАКТЫ • ЭФЕБ, ЕФЕБ • АКВЕГАУСТ • АНХИСТИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА