Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ГОСПОДИН

Do­mi­nus (гос­по­дин), про­из­во­дит­ся то от da­re (давать), то, вер­нее, от do­ma­re (δα­μάω, сан­скрит­ское damjâmi, укро­щать); фор­ма du­be­nus, нахо­дя­ща­я­ся у Феста (p. 67 M), веро­ят­но, опис­ка вме­сто du­me­nus. По пер­во­на­чаль­но­му рим­ско­му воз­зре­нию, кто-нибудь мог быть гос­по­ди­ном лишь отно­си­тель­но вещей (ср. Do­mi­nium) и так как на рабов смот­ре­ли как на вещи, то do­mi­nus про­ти­во­по­став­лял­ся ser­vis. В древ­ней­шие вре­ме­на и дети нахо­ди­лись в дей­ст­ви­тель­ном вла­де­нии (do­mi­nium) отца; поэто­му обы­чай, по кото­ро­му дети назы­ва­ли отца do­mi­nus, о чем упо­ми­на­ет­ся Све­то­ни­ем (Oct. 53) и Мар­ти­а­ли­ем (1, 82), без сомне­ния, отно­сит­ся к глу­бо­кой древ­но­сти. Когда во вре­ме­на импе­рии утон­чен­ные гре­че­ские нра­вы более и более про­ник­ли во все обще­ст­вен­ные отно­ше­ния, тогда назва­ния do­mi­nus и do­mi­na ста­ли употреб­лять­ся, как выра­же­ния веж­ли­во­сти, спер­ва при друж­ном обра­ще­нии бра­тьев к бра­тьям (Sen. ep. 106), мужа к жене (Suet. Claud. 39) и наобо­рот (Verg. A. 2, 214), подоб­но тому как и у гре­ков супру­га назы­ва­лась δέσ­ποινα, одна­ко и при менее близ­ких отно­ше­ни­ях муж­чи­ны назы­ва­ли взрос­лых девиц do­mi­na, κυ­ρία, и отда­лен­ные зна­ко­мые при­вет­ст­во­ва­ли друг дру­га сло­ва­ми do­mi­nus или do­mi­ne fra­ter (Sen. ep. 3).

Но в осо­бен­но­сти во вре­ме­на импе­рии под­лая лесть ста­ра­лась почтить импе­ра­то­ров этим име­нем, как един­ст­вен­ных достой­ных гос­под и вла­сти­те­лей. Август и Тибе­рий стро­жай­ше вос­пре­ти­ли употреб­ле­ние это­го титу­ла (пер­вый из них даже издал осо­бый указ по это­му пово­ду Suet. Oct. 53), счи­тая это лич­ным для себя оскорб­ле­ни­ем, так как они не жела­ют власт­во­вать над раба­ми, но в каче­стве prin­ci­pes — над сво­бод­ны­ми рим­ля­на­ми. Tac. ann. 2, 87. Suet. Tib. 27. Кали­гу­ла уже охот­но допус­кал употреб­ле­ние это­го титу­ла (Dio Cass. 58, 3), Доми­ци­ан тре­бо­вал его (Suet. Dom. 13), и бо́льшая часть его пре­ем­ни­ков (лишь Авре­ли­ан и Юли­ан вос­пре­ти­ли его) про­сто при­ни­ма­ли этот титул. Даже Тра­ян, кото­ро­го Пли­ний (pan. 2. 7. 45. 55) вос­хва­ля­ет за то стро­гое раз­ли­чие, кото­рое он делал меж­ду do­mi­na­tio к prin­ci­pa­tus, во всех пись­мах им же при­вет­ст­ву­ет­ся сло­вом do­mi­ne (ep. 10). На моне­тах обо­зна­че­ние импе­ра­то­ра титу­лом do­mi­nus встре­ча­ет­ся лишь со вре­мен Кара­кал­лы.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 426—427.
См. по теме: ДОНАЦИЯ • ЭДИКТАЛЫ • ЭКДИК • DELATIO NOMINIS •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Юпитер с эгидой.
Паросский мрамор.
II—III вв. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Юпитер с эгидой.
Паросский мрамор.
II—III вв. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Юпитер с эгидой.
Паросский мрамор.
II—III вв. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Юпитер с эгидой.
Паросский мрамор.
II—III вв. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Юпитер с эгидой.
Паросский мрамор.
II—III вв. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА