СЛОН
Elephantus. Животное это имеет двоякое значение в древней истории: для искусства и для военного дела.
A. Для искусства: Давно уже, прежде чем узнали самых слонов, слоновая кость (ἐλέφας, ebur) употреблялась наряду с золотом, electrum и пр. для украшений. Od. 4, 73. 8, 404. Paus. 1, 12, 4. Гомер еще не называет животного, но ἐλέφας является у него неоднократно, как слоновая кость, употреблявшаяся наряду с золотом и серебром для украшения комнат; вероятно, ἐλέφας и означало первоначально кость и потом уже так было названо животное. Геродот — древнейший из дошедших до нас писателей, который называет этим именем животное. У Гомера слоновая кость употребляется при самых разнообразных предметах: ключ с ручкой из слоновой кости встречается в Od. 21, 7, украшенное слоновой костью и серебром кресло — ibid. 19, 56, украшенная слоновой костью, золотом и серебром кровать — 23, 200, ножны для меча из полированной слоновой кости — 8, 404. Ни один еллин не является под Троей со слоновой костью, но у троянца Мидона были удила, украшенные слоновою костью. Il. 5, 583. Будучи выполирована, она была ослепительной белизны (Od. 18, 196); по-видимому, также ее окрашивали в пурпурный цвет. Il. 4, 141. Греки получали из Индии (вследствие более чистого цвета эта кость предпочиталась) и из Африки слоновые клыки значительной величины. Посредством раскалывания и распиливания (ἐλ. πριστός), посредством размягчения, раскалывания и сгибанья (Sen. ep. 90), исчезнувшее, но в древности, несомненно, существовавшее искусство, — образовали пластинки от 12 до 20 дюймов ширины. Они обыкновенно в соединении с золотом (χρυσελεφάντινα ἀγάλματα) употреблялись для отделки сосудов, оружия, дверей и пр., равно как позже для статуй. Отдельные, особенно обнаженные, части изображались из слоновой кости посредством подпиливания, подчищения и отделки и затем соединялись обыкновенно опять-таки вместе с золотом на остове из дерева, глины или металла; но нужно было постоянно заботиться, чтобы слоновая кость не распадалась; сохранению ее содействовало вытирание маслом. Уже около 50 олимпиады (576 г. до Р. Х.) упоминается это искусство; величайшие произведения Фидия были такого рода.Также и у римлян слоновая кость служила для разнообразных украшений: sella curulis состояла из нее (Liv. 27, 4. 1, отсюда ebur curule, Ov. fast. 5, 51); статуи богов (Verg. G. 1, 480), сосуды, особенно столовая посуда, музыкальные инструменты, как флейты, лиры и т. д. выделывались из нее или, по крайней мере, отделывались ею.
1) В войнах Александра Великого против Азии впервые появились слоны в персидском войске, поставленные в небольшом количестве союзными индийцами. Arr. 3, 8. Из индийского похода Александр отослал 200 слонов в Карманию. Что он сам хотел употреблять их в своем войске, но не намеревался уничтожить главного значения фаланги гоплитов, а наоборот, хотел организовать соединение главных родов македонского и персидского вооружения, с большою вероятностью доказали Rüstow и Köchly. Gesh. des griech. Kriegswesens, стр. 365 слл. Наследники Александра осуществили этот план, и главная сила их войска заключалась в числе слонов. Они получались из Индии, почему за сатрапом этой страны, Евдемом, ухаживали все партии. У Селевка в битве при Ипсе было 400—
2) для римлян слоны были также крайне затруднительны, так как в первой стычке с Пирром, 282 г., лошади их, испугавшись слонов, повернули и вовлекли и пехоту в сумятицу и бегство. Liv. ep. 13, 7. Iust. 18, 1. Plin. 6, 8. Поэтому, когда им удалось захватить нескольких слонов, они стали приучать своих лошадей к их виду; скоро они увидели, что слоны, будучи ранены, поворачивают и производят в своем войске страшное поражение. Liv. 27, 14. Чтобы предупредить это, Гасдрубал издал приказание, чтобы управители слонов немедленно убивали их сами, вонзая острое железо между ушами. Liv. 27, 49. Огонь также пугал их, почему римляне посылали против линии слонов нарочно с этой целью устроенные колесницы (Liv. 13, 38), запряженные лошадьми и занятые солдатами, чтобы осыпать их стрелами и головнями. Трудно было переправлять слонов через моря и реки, и их обманывали тем, что на деревянные доски нарочно для этого устроенного плота накладывали землю. Liv. 21, 28. Pol. 3, 46. Римляне называли сначала слонов луканскими быками (bos Luca), так как они увидели их впервые в Лукании и бык был для них до тех пор самым крупным животным. Когда им удалось захватить многих из них, они сами употребляли их на войне, первый раз против Филиппа Македонского (Liv. 31, 36); но существенной части римского войска они никогда не составляли. Охотнее они пользовались ими для увеселений в цирке. Разные роды боя слонов, которые как лучшая часть venationis приберегались обыкновенно для последнего дня (Cic. ad. fam. 7, 1), напр. против медведей, быков, также вооруженных луком нумидийцев, упоминают Ливий (44, 18) и особенно Плиний (8, 6 сл.); ср. Plut. Pomp. 52. Еще и во время императоров, напр. Коммода (Dio Cass. 72, 10), слоны выводились в цирке. При этом римляне имели очень высокое понятие о способностях и уме этих животных; Цицерон (в указ. месте) приравнивает их почти к людям, а Плиний (8. 1) приписывает им даже religio siderum, solisque et Lunae veneratio. Для въездов впервые употребил их Помпей, и затем держать слонов осталось преимуществом императоров. Лишь Корнифицию Август разрешил ездить на слонах всякий раз, когда он возвращался с пира (Dio Cass. 49, 71). Heinrich к Ювеналию, стр. 454.
|
||
1.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 34—35 гг. | ||
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучистом венце и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?). РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVI В центре, большими буквами: S. C. | ||
2.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 35—36 гг. | ||
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучистом венце и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?). РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVII В центре, большими буквами: S. C. | ||
3.
AE 13, бронза Антиох I Сотер Антиохия, 281—261 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Македонский щит с якорем на выпуклости в центре. РЕВЕРС: Рогатый слон вправо; сверху — ΒΑ, снизу — ΑΝ. | ||
4.
Сестерций, медь Тит Рим, 80 г. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII В центре, большими буквами: S. C. РЕВЕРС: DIVI / AVG. / VESP. — вверху в три линии. Божественный Веспасиан, в лучистом венце и в тоге, сидит вправо на троне на квадриге, запряженной четырьмя слонами с погонщиками; он держит длинный скипетр и Викторию. В обрезе: S. P. Q. R. | ||
5.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 36—37 гг. | ||
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучистом венце и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?). РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXIIX В центре, большими буквами: S. C. | ||
6.
Денарий, серебро Тит Рим, 80 г. | ||
АВЕРС: IMP. TITVS CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. — голова Тита в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: TR. P. IX IMP. XV COS. VIII P. P. — слон идет влево. | ||
7.
AE 14, бронза Александр I Балас Антиохия, 153—146 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Диониса в венке вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — слон влево; справа — монограмма. | ||
8.
Драхма, серебро Антиох III Великий вероятно, Апамея на Оронте, 223—187 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха III в диадеме вправо. РЕВЕРС: BAΣIΛEΩΣ ANTIOΧOΥ — слон, стоящий вправо, справа — монограмма ΜΗΙ. | ||
9.
Денарий, серебро Марк Цецилий Метелл Рим, 127 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, в горельефе, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской; звезда на шейной пластине шлема (CRR: на назатыльнике); под подбородком X; за головой ROMA (вверх). Круг из точек. РЕВЕРС: Македонский щит, в центре которого голова слона вправо; вокруг щита M. METELLVS Q. F.; все внутри лаврового венка. | ||
10.
Денарий, серебро Марк Цецилий Метелл Рим, 82—80 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона, в диадеме, вправо; волосы колечками; под подбородком X; сзади головы ROMA. РЕВЕРС: Македонский щит, в центре которого голова слона вправо; вокруг щита M. METELLVS Q. F.; все внутри лаврового венка. |