ЭЛЕВСИ́НИИ, ЕЛЕВСИНИИ
[1] Eleusinia, τὰ Ἐλευσίνια, культ Деметры и Персефоны в Елевсине, городе в аттическом деме того же имени, расположенном в 2 милях от Афин на мегарской границе. В древнее время он, вероятно, состоял из сельских праздников, относившихся к земледелию, посеву, жатве и основанию благонравной жизни, но позже, когда с представлением об умирании и оживании семени, имевшем мифический образ в истории Персефоны, соединяли более глубокие религиозные идеи о бессмертии, он принял мистический характер и сделался тайным культом, в который посвящались посредством особых таинственных обрядов, и тайн коего никто не должен был выдавать. Деметра сама учредила свой культ в Елевсине, когда она искала похищенную Персефону (см. Δημήτηρ); к этому культу Деметры и Персефоны еще в ранние времена присоединился культ Диониса — Иакха, пришедший, вероятно, из Беотии через фракийцев, представителем коих был Евмольп (см. Eumolpus). В позднейший период орфики оказали влияние на елевсинскую систему богов тем, что, уничтожив прежнюю греческую определенность личностей богов, они смешали фракийско-фригийские божества: Рею-Кибелу, Диониса-Загрея и Гекату с Деметрой, Иакхом и Персефоной. Елевсинский культ в древнейшее время исполняли только еливсинцы; со времени же соединения Елевсина с Афинами в одно государство, что мифически изображается победой над Евмольпом афинского царя Ерехтея, Афины приняли участие в елевсинском культе и распространили его далее. С этого времени ежегодные празднества елевсинских богов справлялись отчасти в Афинах, отчасти в Елевсине, но таким образом, что Елевсин всегда оставался главным местом культа. Празднование относилось к изменяющемуся положению Персефоны, сход которой (κάθοδος) в ад и брак с Гадесом осенью, когда хлеба исчезают с полей и делаются озимые посевы, праздновали по всей Греции, тогда как весной праздновалось ее возвращение (ἄνοδος) на землю и к матери, равно как ее брак с цветущим Дионисом. Поэтому елевсинские празднества распадались на весенние и осенние. [2] Весною главным праздником были Малые Елевсинии, справлявшиеся в Анфестерионе (февраль — март) в предместии Аграх на Илиссе при Ἐλευσίνιον ἐν Ἄγραις с таинственными, в частности неизвестными обрядами. Они были учреждены, по преданию, в честь Геркулеса, который как иностранец не мог быть посвящен по тогдашним законам в Великие Елевсинии; ср. Struve, Bilder-Kreis von Eleusis (1870). Осенью праздновали между временем жатвы и посева от 15 числа Боедромиона (сентябрь — октябрь) в течение 9 дней Великие Елевсинии. Порядок дней трудно определить. В первые дни были разные приготовления к главной части праздника, жертвы, очищения, омовения, с торжественной процессией к морю (ἅλαδε μύσται), посты, шумные процессии и т. п. На
Главный надзор за Елевсиниями имел ἄρχων βασιλεύς, помощниками которого были 4 избранные народом епимелета, причем двое были из рода Евмолпидов и Кериков и двое из остальных афинян. Жречество было в потомственном владении древних священных родов. [6] Высшим жреческим саном был гиерофант (ἱεροφάντης, ὁ τὰ μυστήρια δεικνύων, имевший помощницу ἱερόφαντις), из рода Евмолпидов. Он должен был при мистической драме показывать священные символы (δεῖξις τῶν ἱερῶν). Впрочем, кажется, что он это, как и многое другое, делал сообща с дадухом (δᾳδοῦχος); обоим приписывается особенно μυεῖν τὰ Ἐλευσίνια; специально гиерофанту принадлежало пение, по которому и назван род Евмолпидов, тогда как специальной обязанностью дадуха была почетная должность держать факел. Сан дадуха занимал прежде происходящий от Триптолема род Каллия и Гиппоника, позже, до последних времен язычества — Ликомиды. Гиерокерик (герольд) и епибомий (ἱεροκήρυξ и ἐπιβώμιος, ὁ ἐπὶ βωνῷ, блюститель алтаря) имели тоже много общих обязанностей, касавшихся, по-видимому, главнейше жертвоприношений. Род первого производил себя от Гермеса и дочери Кекропа или от Керика, сына Евмолпа. Елевсинские жреческие роды образовали священный совет, имевший в своих руках ἐξήγησις τῶν ἱερῶν καὶ ὁσίων и часть судейских обязанностей касательно елевсинского культа.
Елевсинские мистерии были долго в большом почете у греков. Блестящий период их был во время между персидскими войнами и периодом просвещения, но и в этот период легкомыслие и знаки недоверия встречались лишь у отдельных лиц из высших сословий, как у Алкибиада и его друзей, тогда как государство и весь народ сохраняли уважение к их святости вплоть до времен империи. После Антонинов начались разрушения в Елевсине, а после того как около конца 4 в. монахи в сопровождении вестгота Алариха совершенно опустошили священное место, Феодосий окончательно уничтожил тайный праздник.
Ср.: O. Müller, статью Eleusinia в Allg. Encycl. I, 33, стр. 268—