С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ЮПИТЕРА ГРОМОВЕРЖЦА (aedes Iovis To­nan­tis; templa, Mar­tial; ναός, Cass. Dio cit.). Храм на Капи­то­лии, обе­то­ван­ный Авгу­стом в 26 г. до н. э. в память о том, как он чудом спас­ся от мол­нии во вре­мя Кан­та­брий­ской вой­ны, и посвя­щён­ный 1 сен­тяб­ря 22 г. до н. э. (RGDA IV. 5; Suet. Aug. 29; Mart. VII. 60. 2; Cass. Dio LIV. 4; Fast. Amit. Ant. Arv. ad Kal. Sept., CIL I2. P. 244, 248; VI. 2295)1. Имя «Юпи­тер Гро­мо­вер­жец» (Iup­pi­ter To­nans, ср.: Ovid. Fast. II. 69: «и Капи­то­лий­ско­му Гро­мо­верж­цу», Ca­pi­to­li­num­que To­nan­tem; Mart. V. 16. 5: «сер­по­нос­ный Гро­мо­вер­жец», fal­ci­fer To­nans) было пере­во­дом гре­че­ско­го Ζεὺς βρον­τῶν (Cass. Dio loc. cit.); транс­ли­те­ра­ция этой фор­мы встре­ча­ет­ся в двух над­пи­сях (CIL VI. 432, 2241). Храм про­сла­вил­ся сво­им вели­ко­ле­пи­ем (Suet. Aug. 29: в чис­ле «важ­ней­ших зда­ний» (ope­ra prae­ci­pua)): его сте­ны были постро­е­ны из сплош­но­го мра­мо­ра (Plin. NH XXXVI. 50), а внут­ри хра­ни­лось несколь­ко извест­ных про­из­веде­ний искус­ства (Plin. NH XXXIV. 78, 79). Август часто посе­щал этот храм, и сооб­ща­ет­ся, что одна­жды он видел сон, в кото­ром Юпи­тер сето­вал, что из-за попу­ляр­но­сти ново­го хра­ма чис­ло моля­щих­ся в вели­ком хра­ме того же бога замет­но умень­ши­лось. На это Август отве­тил, что Юпи­тер Гро­мо­вер­жец — все­го лишь при­врат­ник Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го, после чего пове­сил коло­коль­чи­ки на фрон­тон ново­го хра­ма, чтобы ука­зать на эту его роль (Suet. Aug. 91; ср. Mart. VII. 60. 1: Tar­peiae ve­ne­ran­de rec­tor aulae[1]). Это свиде­тель­ст­ву­ет, что храм дол­жен был сто­ять доволь­но близ­ко ко вхо­ду на Капи­то­лий­скую пло­щадь и, сле­до­ва­тель­но, на юго-восточ­ном склоне хол­ма, над фору­мом (ср. Claud. de sext. con­s. Hon. 44—46, где, веро­ят­но, име­ет­ся в виду этот храм; Jeep L. Zu Clau­dia­nus de VI con­su­la­tu Ho­no­rii: ein Beit­rag zur rö­mi­schen To­po­gra­phie // RhM. Bd. 27. 1872. S. 269—274)2. Он изо­бра­жён на моне­те Авгу­ста (Co­hen H. Mon­naies frap­pées sous l’Em­pi­re. 2e ed. Vol. 1. P., 1880. P. 178, cf. 179—180, 184—186; BMCRR II. 28. No. 44124415; BMCRE Aug. 362, ср. 363—365 и p. 57, n. (a)), как гек­са­стиль, со ста­ту­ей бога, кото­рый сто­ит пря­мо, опи­ра­ясь пра­вой рукой на ски­петр — воз­мож­но, это копия зна­ме­ни­той ста­туи Лео­ха­ра (Plin. NH XXXIV. 79). Мно­гие дру­гие упо­ми­на­ния в латин­ской поэ­зии о Юпи­те­ре Гро­мо­верж­це отно­сят­ся не к это­му хра­му, а к хра­му Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го.

(Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 47—48; Ro­scher W. Le­xi­kon der grie­chi­schen und rö­mi­schen Mytho­lo­gie. Bd. 2. Leip­zig, 1894. S. 747—748; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. S. 399—400).

См. также:
Храм Юпитера Громовержца (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ср. так­же CIL VI. 32323, стро­ка 31.
  • 2Воз­мож­но, к нему отно­сит­ся фун­да­мент, най­ден­ный в 1896 г. (см. Iup­pi­ter Con­ser­va­tor; Hül­sen Ch. Zur To­po­gra­phie des Ka­pi­tols // Beit­rä­ge zur al­ten Ge­schich­te und Geo­gra­phie: Festschrift für Hein­rich Kie­pert. B., 1898. S. 216—219; idem. Ca­pi­to­lium // RE Bd. 3. 1899. Sp. 1537; Gat­ti G. Sco­per­te sul Cam­pi­dog­lio // BCAR Vol. 24. 1896. P. 116—120; 187—190; idem. Ro­ma. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà a nel sub­ur­bio // NSA 1896. P. 161, 185, 369, 466).
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]О, Тар­пей­ских палат вла­ды­ка чти­мый. (Пере­вод В. А. Пет­ров­ско­го).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Iuppiter Tonans, aedes, с. 305—306.
    © 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев. Деталь.
    Правление Домициана.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Август
    Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
    АВЕРС: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
    РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, в обрезе: (IOVIS TON).
    2. Денарий, серебро
    Август
    Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
    АВЕРС: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
    РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева и справа в поле IOV TON.
    3. Аурей, золото
    Август
    Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
    АВЕРС: Непокрытая голова Августа вправо; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
    РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева IOVIS вниз, справа TONANT вверх.
    4. Аурей, золото
    Август
    Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
    АВЕРС: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
    РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева и справа в поле IOV TON.
    5. Аурей, золото
    Август
    Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
    АВЕРС: Непокрытая голова Августа вправо; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
    РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева и справа в поле IOV TON.
    6. Денарий, серебро
    Август
    Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
    АВЕРС: Непокрытая голова Августа вправо; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
    РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева IOVIS вниз, справа TONANT вверх.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА