ХРАМ ЮПИТЕРА ФЕРЕТРИЯ (aedes Iovis Feretri) — согласно Ливию (I. 10. 4—
Храм, вероятно, стоял на Капитолийской площади и всегда был маленьким зданием, хотя Ливий (I. 33. 9) пишет, что Анк Марций его расширил, причём в этом случае называет его aedes. Согласно Дионисию (II. 34), его длинные стороны не превышали 15 футов. Он изображён на монете Публия Корнелия Лентула Марцеллина, отчеканенной около 50 г. до н. э., как тетрастиль, колонны которого сгруппированы попарно вокруг широкого центрального входа, характер которого неясен (BMCRR I. P. 567 no. 4206; RRC 439/1). Колонны имеют как базы, так и капители и, видимо, относятся к этрусскому ордеру; треугольный фронтон высокий, но пустой. Во времена Августа храм пришёл в полный упадок и утратил большую часть крыши, и император восстановил его по совету Аттика (Nep. Att. 20. 3; Liv. IV. 20. 7; RGDA 19). Сообщается, что во время реставрации Август вошёл в храм и прочёл посвятительную надпись на льняном доспехе, посвящённом Коссом, что свидетельствует о том, что обычно святилище (adyton) храма было недоступно. Утверждение Дионисия (II. 34) о том, что в его дни ещё можно было видеть следы древнего сооружения, предполагает, что перестроенный храм сохранял размеры первоначального или они были в нём отмечены.
В храме, видимо, никогда не было культовой статуи, и она не изображена на вышеуказанных монетах. В храме находились не только посвящения, но и ритуальная утварь фециалов: скипетр, которым они клялись, и кремнёвый нож, которым закалывали жертвенную свинью (Paulus ex Fest. 81L). Вероятно, они хранились здесь в соответствии с одним из религиозных распоряжений Нумы, основателя коллегии фециалов (Dion. Hal. II. 72).
В античности предполагались различные версии происхождения эпитета Feretrius: от ferre (нести), feretrum (носилки) и ferire (закалывать); все они не вполне удовлетворительны, хотя сегодня большинство исследователей склоняется к ferire и ритуальному удару, который подразумевается в выражении foedus ferire, и связывает его со священной клятвой Юпитером Камнем (Iuppiter Lapis, см.: Cic. Fam. VII. 12. 2; Gell. I. 21. 4). Но эта взаимосвязь очень слаба.
Никаких следов храма идентифицировано не было, что вряд ли удивительно, учитывая его маленький размер и неясность сообщений источников о его местонахождении.