С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ЮПИТЕРА ГЕЛИОПОЛИТАНСКОГО (templum Iovis He­lio­po­li­ta­ni). Этот храм был воз­двиг­нут на Яни­ку­ле, на месте рощи Фурри­ны (Lu­cus Fur­ri­nae, q. v.), веро­ят­но, во вто­рой поло­вине I в. н. э. От него оста­лось очень мало сле­дов. Най­де­ны так­же более круп­ные руи­ны зда­ния, воз­двиг­ну­то­го в 176 г. н. э., но лишь чет­верть их рас­чи­ще­на. Этот храм, как и пер­вый, состо­ял из откры­то­го квад­рат­но­го теме­но­са, ори­ен­ти­ро­ван­но­го по сто­ро­нам све­та и разде­лён­но­го на четы­ре рав­ных части дву­мя пере­се­каю­щи­ми­ся ряда­ми амфор; сте­на, окру­жаю­щая теме­нос, тоже частич­но состо­я­ла из рядов амфор, что, види­мо, име­ло некое неиз­вест­ное нам риту­аль­ное зна­че­ние. Най­де­но так­же две малень­ких ком­на­ты, одна — с при­над­леж­но­стя­ми для риту­аль­но­го омо­ве­ния. Ниже нахо­дил­ся боль­шой рыб­ный садок. В окруж­ном рву, кото­рый ско­ро стал слу­жить под­зем­ным хра­ни­ли­щем (fa­vis­sa), най­де­ны любо­пыт­ные пред­ме­ты. В над­пи­сях ука­за­на дата. Поми­мо двух с.295 алта­рей, назван­ных в ста­тье Lu­cus Fur­ri­nae, име­ет­ся ещё один алтарь (неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния), посвя­щён­ный Юпи­те­ру Гелио­по­ли­тан­ско­му и импе­ра­то­ру Ком­мо­ду 29 нояб­ря 186 г. н. э. неким Мар­ком Анто­ни­ем Гай­о­ной (M. An­to­nius Gaio­nas), кото­рый назван Cis­ti­ber Augus­to­rum (?), т. е. quin­que vir cis Ti­be­rim[1] (CIL VI. 420 = 30764; ср. Hül­zen Ch. Der Hain des Fur­ri­na am Jani­cu­lum // MDAI(R). Bd. 22. 1907. S. 244). Он так­же воз­двиг алтарь, най­ден­ный в Пор­то (CIL XIV. 24): I. O. M. An­ge­lo He­lio­po­li­ta­no pro sa­lu­te Im­pe­ra­to­rum An­to­ni­ni et Com­mo­di[2].

Этот Гай­о­на уже был изве­стен из его над­гроб­ной над­пи­си (IG XIV. 1512; CIL VI. 32316), где он упо­мя­нут как κίσ­τι­βερ и как δείπ­νοις κρεί­νας πολ­λὰ μετ’ εὐφρο­σύνης[3].

Най­де­на так­же пли­та (men­sa) с посвя­ще­ни­ем Юпи­те­ру Гелио­по­ли­тан­ско­му «за здра­вие, и воз­вра­ще­ние, и победу» (pro sa­lu­te et re­di­tu, et Vic­to­ria) Мар­ка Авре­лия и Ком­мо­да (176 г. н. э., посвя­ще­на одно­вре­мен­но с Анто­ни­но­вой колон­ной в честь тех же самых побед), воз­двиг­ну­тая тем же самым Гай­о­ной, — её исполь­зо­ва­ли как стро­и­тель­ный мате­ри­ал для хра­ма IV в., как и дру­гое неда­ти­ро­ван­ное посвя­ще­ние.

Со всем этим согла­су­ет­ся и одна из недав­но най­ден­ных над­пи­сей, где Гай­о­на назван «судьёй пиров» (δειπ­νοκρί­της); см. Cu­mont F. Gaio­nas le δειπ­νοκρί­της // CRAI. Vol. 61. 1917. P. 275—284; Кюмон интер­пре­ти­ру­ет слож­ный текст δεσ­μὸς ὅπως κρα­τερὸς θῦμα θεοῖς πα­ρέχοι, ὃν δὴ Γαιωνᾶς δειπ­νοκρί­της ἔθε­το[4], выре­зан­ный на мра­мор­ной пли­те (с отвер­сти­ем в цен­тре, кото­рое сооб­ща­ет­ся с выем­кой в зад­ней части пли­ты), пред­по­ло­жив, что пли­та сто­я­ла вер­ти­каль­но в кон­це бас­сей­на, где дер­жа­ли рыбу для свя­щен­ных пиров, рас­по­ряди­те­лем кото­рых он являл­ся. Гоклер даже пред­по­ло­жил, что боль­шой рыб­ный садок под свя­ти­ли­щем суще­ст­во­вал ещё до Гай­о­ны. При­сут­ст­вие здесь пре­крас­ной ста­туи Вак­ха и фраг­мен­та ста­ту­эт­ки Кюмон объ­яс­ня­ет с помо­щью пред­по­ло­же­ния, что участ­ни­ки свя­щен­ных пиров напи­ва­лись до состо­я­ния алко­голь­но­го отрав­ле­ния (Cu­mont F. Op. cit. P. 281). Обна­ру­же­но так­же посвя­ще­ние Юпи­те­ру Малек-Ябруди­тан­ско­му (Iup­pi­ter Ma­le­ciab­ru­di­ta­nus) (то есть, богу-покро­ви­те­лю горо­да Ябруды в Анти­ли­ване). С дру­гой сто­ро­ны, Хюль­зен ука­зы­ва­ет, что если бы пли­та про­сто­я­ла вер­ти­каль­но доста­точ­но дол­гое вре­мя, то извест­ко­вые отло­же­ния в её ниж­ней части были бы тол­ще, одна­ко они рас­пре­де­ле­ны рав­но­мер­но; поэто­му он пред­по­чи­та­ет гипо­те­зу, что эта пли­та закры­ва­ла сокро­вищ­ни­цу, а отвер­стие пред­на­зна­ча­лось для под­но­ше­ний, и пред­по­ла­га­ет, что после раз­ру­ше­ния свя­ти­ли­ща это место исполь­зо­ва­лось как цистер­на для воды.

Види­мо, соору­же­ние Гай­о­ны было раз­ру­ше­но при­мер­но в 341 г., в соот­вет­ст­вии с эдик­та­ми Кон­стан­та и Кон­стан­ция II, и на его месте постро­и­ли зда­ние, кото­рое состо­я­ло из пор­ти­ков, окру­жав­ших фон­тан. Таким обра­зом, самый послед­ний храм, несо­мнен­но, был воз­двиг­нут в прав­ле­ние Юли­а­на Отступ­ни­ка. Пря­мо­уголь­ный пор­тик стал дво­ром посреди ново­го хра­ма (План трёх хра­мов, нало­жен­ных друг на дру­га, см.: Gauck­ler P. Le sanctuai­re sy­rien du Jani­cu­le. P., 1912. Ill. XXXV, L, LI; idem. Les trois temples su­per­po­sés du Lu­cus Fur­ri­nae // CRAI. Vol. 53. 1909. P. 617. Ill. I; idem. Nou­vel­les dé­cou­ver­tes dans le sanctuai­re sy­rien du Jani­cu­le // CRAI. Vol. 54. 1910. P. 378. Ill. I, II).

К восто­ку от него был ограж­дён вось­ми­уголь­ный уча­сток мень­ше­го раз­ме­ра, в цен­тре кото­ро­го нахо­ди­лась тре­уголь­ная мас­са камен­ной клад­ки — алтарь с с.296 брон­зо­вой ста­ту­эт­кой бога, воз­мож­но, Кро­на, обви­то­го зме­ёй и окру­жён­но­го семью кури­ны­ми яйца­ми. По обе сто­ро­ны от участ­ка рас­по­ла­га­лось два малень­ких свя­ти­ли­ща.

В запад­ной части дво­ра сто­ял храм, постро­ен­ный по пла­ну бази­ли­ки: при­твор, неф и два при­де­ла. В апсиде сто­я­ла ста­туя Юпи­те­ра Гелио­по­ли­тан­ско­го, а в яме под ней нахо­ди­лась верх­няя часть чело­ве­че­ско­го чере­па — остан­ки посвя­ти­тель­ной жерт­вы. Кро­ме того, Гоклер отме­ча­ет, что голо­ва ста­туи Вак­ха и две дру­гие голо­вы «сег­мен­ти­ро­ва­ны», то есть на макуш­ке разде­ле­ны на доли, и при­пи­сы­ва­ет это­му риту­аль­ное зна­че­ние; одна­ко Кро­уфорд сомне­ва­ет­ся в его право­те (Crawford J. R. Ca­pi­ta De­sec­ta and Marble Coif­fu­res // MAAR. Vol. 1. 1915. P. 103—119). В свя­ти­ли­ще так­же най­де­но несколь­ко могил; воз­мож­но, они при­над­ле­жат людям, при­не­сён­ным в жерт­ву.

Обна­ру­жен­ные пред­ме­ты пере­не­се­ны в музей Терм (Pa­ri­be­ni R. Le Ter­me di Dioc­le­zia­no e il Mu­seo Na­zio­na­le Ro­ma­no. Ed. 4. Ro­me, 1922. P. 120—122), но более ника­ких работ италь­ян­ское пра­ви­тель­ство не пред­при­ни­ма­ло.

См.: Gauck­ler P. Le bois sac­ré de la nym­phe Fur­ri­na et le sanctuai­re des Dieux sy­riens, au Jani­cu­le, à Ro­me // CRAI. Vol. 51. 1907. P. 135—159; idem. Les fouil­les du Lu­cus Fur­ri­nae, à Ro­me // CRAI. Vol. 52. 1908. P. 510—529; idem. La na­ti­vi­té de la dées­se sy­rien­ne Atar­ga­tis // CRAI. Vol. 53. 1909. P. 424—435; Les trois temples su­per­po­sés du Lu­cus Fur­ri­nae // CRAI. Vol. 53. 1909. P. 617—647; idem. Nou­vel­les dé­cou­ver­tes dans le sanctuai­re sy­rien du Jani­cu­le // CRAI. Vol. 54. 1910. P. 378—408; idem. Le bois sac­ré de la nym­phe Fur­ri­na et le sanctuai­re des dieux Sy­riens au Jani­cu­le // BCAR. Vol. 35. 1907. P. 45—81; idem. La sour­ce du Lu­cus Fur­ri­nae au Jani­cu­le // MEF­RA. T. 28. 1908. P. 283—336; idem. Le Coup­le hé­lio­po­li­tain et la Tria­de so­lai­re dans le sanctuai­re sy­rien du Lu­cus Fur­ri­nae à Ro­me // MEF­RA. T. 29. 1909. P. 242—268; Ni­co­le G., Da­rier G. Le sanctuai­re des dieux orien­taux au Jani­cu­le // Ibid. P. 1—86 (все эти ста­тьи пере­пе­ча­та­ны в кни­ге: Gauck­ler P. Le Sanctuai­re Sy­rien au Jani­cu­le. Pa­ris, 1912); Hül­zen Ch. Der Hain des Fur­ri­na am Jani­cu­lum // MDAI(R). Bd. 22. 1907. S. 225—254; idem. To­po­gra­phie der Stadt Rom // Geo­gra­phi­sches Jahrbuch. Bd. 34. 1911. S. 215—217; Cu­mont F. Gaio­nas le δειπ­νοκρί­της // CRAI. Vol. 61. 1917. P. 275—284; Lan­cia­ni R. A. Wan­de­rings in the Ro­man Cam­pag­na. Bos­ton; New Yourk, 1909. P. 170—179. Пол­ную биб­лио­гра­фию см.: Da­rier G. Les Fouil­les du Jani­cu­le a Ro­me. Ge­ne­ve, 1920.

См. также:
Храм Юпитера Гелиополитанского (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Квин­кве­вир по эту сто­ро­ну Тиб­ра.
  • [2]Юпи­те­ру Наи­луч­ше­му Вели­чай­ше­му Вест­ни­ку Гелио­по­ли­тан­ско­му за здра­вие импе­ра­то­ров Анто­ни­на и Ком­мо­да.
  • [3]Квин­кве­вир по эту сто­ро­ну Тиб­ра; на пирах мно­го судив­ший с радо­стью.
  • [4]Чтобы проч­ные узы, кото­рые нало­жил рас­по­ряди­тель пиров Гай­о­на, достав­ля­ли жерт­ву богам.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Iuppiter Heliopolitanus, templum, с. 294—296.
    © 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА