ХРАМ ЮПИТЕРА ГЕЛИОПОЛИТАНСКОГО (templum Iovis Heliopolitani). Этот храм был воздвигнут на Яникуле, на месте рощи Фуррины (Lucus Furrinae, q. v.), вероятно, во второй половине I в. н. э. От него осталось очень мало следов. Найдены также более крупные руины здания, воздвигнутого в 176 г. н. э., но лишь четверть их расчищена. Этот храм, как и первый, состоял из открытого квадратного теменоса, ориентированного по сторонам света и разделённого на четыре равных части двумя пересекающимися рядами амфор; стена, окружающая теменос, тоже частично состояла из рядов амфор, что, видимо, имело некое неизвестное нам ритуальное значение. Найдено также две маленьких комнаты, одна — с принадлежностями для ритуального омовения. Ниже находился большой рыбный садок. В окружном рву, который скоро стал служить подземным хранилищем (favissa), найдены любопытные предметы. В надписях указана дата. Помимо двух с.295 алтарей, названных в статье Lucus Furrinae, имеется ещё один алтарь (неизвестного происхождения), посвящённый Юпитеру Гелиополитанскому и императору Коммоду 29 ноября 186 г. н. э. неким Марком Антонием Гайоной (M. Antonius Gaionas), который назван Cistiber Augustorum (?), т. е. quinque vir cis Tiberim[1] (CIL VI. 420 = 30764; ср. Hülzen Ch. Der Hain des Furrina am Janiculum // MDAI(R). Bd. 22. 1907. S. 244). Он также воздвиг алтарь, найденный в Порто (CIL XIV. 24):
Этот Гайона уже был известен из его надгробной надписи (IG XIV. 1512; CIL VI. 32316), где он упомянут как κίστιβερ и как δείπνοις κρείνας πολλὰ μετ’ εὐφροσύνης[3].
Найдена также плита (mensa) с посвящением Юпитеру Гелиополитанскому «за здравие, и возвращение, и победу» (pro salute et reditu, et Victoria) Марка Аврелия и Коммода (176 г. н. э., посвящена одновременно с Антониновой колонной в честь тех же самых побед), воздвигнутая тем же самым Гайоной, — её использовали как строительный материал для храма IV в., как и другое недатированное посвящение.
Со всем этим согласуется и одна из недавно найденных надписей, где Гайона назван «судьёй пиров» (δειπνοκρίτης); см. Cumont F. Gaionas le δειπνοκρίτης // CRAI. Vol. 61. 1917. P. 275—
Видимо, сооружение Гайоны было разрушено примерно в 341 г., в соответствии с эдиктами Константа и Констанция II, и на его месте построили здание, которое состояло из портиков, окружавших фонтан. Таким образом, самый последний храм, несомненно, был воздвигнут в правление Юлиана Отступника. Прямоугольный портик стал двором посреди нового храма (План трёх храмов, наложенных друг на друга, см.: Gauckler P. Le sanctuaire syrien du Janicule. P., 1912. Ill. XXXV, L, LI; idem. Les trois temples superposés du Lucus Furrinae // CRAI. Vol. 53. 1909. P. 617. Ill. I; idem. Nouvelles découvertes dans le sanctuaire syrien du Janicule // CRAI. Vol. 54. 1910. P. 378. Ill. I, II).
К востоку от него был ограждён восьмиугольный участок меньшего размера, в центре которого находилась треугольная масса каменной кладки — алтарь с с.296 бронзовой статуэткой бога, возможно, Крона, обвитого змеёй и окружённого семью куриными яйцами. По обе стороны от участка располагалось два маленьких святилища.
В западной части двора стоял храм, построенный по плану базилики: притвор, неф и два придела. В апсиде стояла статуя Юпитера Гелиополитанского, а в яме под ней находилась верхняя часть человеческого черепа — останки посвятительной жертвы. Кроме того, Гоклер отмечает, что голова статуи Вакха и две другие головы «сегментированы», то есть на макушке разделены на доли, и приписывает этому ритуальное значение; однако Кроуфорд сомневается в его правоте (Crawford
Обнаруженные предметы перенесены в музей Терм (Paribeni R. Le Terme di Diocleziano e il Museo Nazionale Romano. Ed. 4. Rome, 1922. P. 120—
См.: Gauckler P. Le bois sacré de la nymphe Furrina et le sanctuaire des Dieux syriens, au Janicule, à Rome // CRAI. Vol. 51. 1907. P. 135—