Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ЮПИТЕРА ГЕЛИОПОЛИТАНСКОГО (templum Iovis He­lio­po­li­ta­ni) (рис. 50) — свя­ти­ли­ще сирий­ских богов, обна­ру­жен­ное на восточ­ном склоне Яни­ку­ла в 1906 г. и рас­ко­пан­ное в 1908—1909 гг. Оно рас­по­ло­же­но на гра­ни­це вил­лы Шар­ра Вурц, веро­ят­но, на терри­то­рии рощи Фурри­ны (Lu­cus Fur­ri­nae, q. v.): это теме­нос вокруг свя­щен­но­го источ­ни­ка. Над­пись свиде­тель­ст­ву­ет, что он был посвя­щён Юпи­те­ру Наи­луч­ше­му Вели­чай­ше­му Гелио­по­ли­тан­ско­му, глав­но­му богу сирий­ской три­а­ды (CIL. VI. 422, 30765 и P. 3756; ILS. 4292). Види­мо, мож­но выде­лить три основ­ных стро­и­тель­ных фазы. От пер­вой сохра­ни­лись толь­ко части с.220 сте­ны пери­мет­ра, поз­во­ля­ю­щие уста­но­вить, что свя­ти­ли­ще было ори­ен­ти­ро­ва­но по оси восток — запад. Пред­по­ла­гае­мая дати­ров­ка — середи­на I в. н. э. Меж­ду 176 и 181 гг. н. э. Марк Анто­ний Гай­о­на пере­стро­ил его, сохра­нив преж­нюю ори­ен­та­цию. Эта рекон­струк­ция дати­ру­ет­ся по над­пи­сям (CIL. VI. 420, 30764, 36793, XIV. 24; ILS 398 и доп.). После раз­ру­ше­ния вто­ро­го хра­ма был постро­ен тре­тий — в середине IV в., при Юли­ане. Он имел совер­шен­но иную ори­ен­та­цию, чем пред­ше­ст­ву­ю­щие хра­мы и состо­ял из трёх частей: 1) в одном кон­це — малень­кий храм, постро­ен­ный по пла­ну бази­ли­ки с тре­мя нефа­ми; более широ­кий цен­траль­ный неф закан­чи­вал­ся апсидой, а вхо­ди­ли в храм через при­твор, разде­лён­ный на три поме­ще­ния; 2) пря­мо­уголь­ный цен­траль­ный двор, в кото­рый вела дверь, рас­по­ло­жен­ная в цен­тре южной сто­ро­ны; 3) свя­ти­ли­ще любо­пыт­ной фор­мы, состо­я­щее из ром­бо­вид­ной внут­рен­ней алтар­ной части с тре­уголь­ным алта­рём в цен­тре, куда попа­да­ли через при­строй­ку с апсидой в запад­ном углу ром­ба, по сто­ро­нам от кото­ро­го рас­по­ла­га­лись малень­кие пере­д­ние непра­виль­ной пяти­уголь­ной фор­мы. Внут­ри тре­уголь­но­го алта­ря был заму­ро­ван малень­кий идол из позо­ло­чен­ной брон­зы — моло­дой Хадад, заку­тан­ный в дра­пи­ров­ку, кото­рая ввер­ху обрам­ля­ет его лицо широ­ким ворот­ни­ком, а вокруг его тела обви­ва­ет­ся круп­ная змея. Вокруг него было поме­ще­но семь кури­ных яиц. В апсиде в запад­ной части свя­ти­ли­ща, види­мо, сто­я­ла еги­пет­ская базаль­то­вая ста­туя фара­о­на чуть мень­ше нату­раль­ной вели­чи­ны, работа III в. до н. э., най­ден­ная раз­би­той на кус­ки. В южной пяти­уголь­ной пере­д­ней сто­ял Вакх, лью­щий вино из кув­ши­на — тоже чуть мень­ше нату­раль­ной вели­чи­ны. Его лицо и кув­шин были позо­ло­че­ны. А в север­ной пяти­уголь­ной пере­д­ней най­ден фраг­мент тре­уголь­но­го мра­мор­но­го кан­де­ляб­ра, укра­шен­ный по углам тре­мя фигу­ра­ми тан­цу­ю­щих Гор и, види­мо, раз­би­тый ико­но­бор­ца­ми. Мно­же­ство дру­гих скульп­тур­ных фраг­мен­тов, най­ден­ных побли­зо­сти, свиде­тель­ст­ву­ет, что свя­ти­ли­ще было очень бога­то укра­ше­но и все мно­го­чис­лен­ные ниши, скон­цен­три­ро­ван­ные пре­иму­ще­ст­вен­но в запад­ной части, пред­на­зна­ча­лись для скульп­тур.


Рис. 50. План остат­ков хра­ма Юпи­те­ра Гелио­по­ли­тан­ско­го на терри­то­рии рощи Фурри­ны, все пери­о­ды.

О вто­ром хра­ме мож­но ска­зать лишь то, что он имел пря­мо­уголь­ную фор­му, а его гра­ни­цы обра­зо­вы­ва­ли (по край­ней мере, частич­но) ряды кув­ши­нов, уста­нов­лен­ных вер­ти­каль­но или гори­зон­таль­но, чёт­ко выров­нен­ных и зако­пан­ных в зем­лю. Вне хра­ма рас­по­ла­га­лась малень­кая ком­на­та с моза­ич­ны­ми пола­ми, куда по тру­бам посту­па­ла вода; пред­по­ла­га­ет­ся, что это было поме­ще­ние для омо­ве­ния или ини­ци­а­ции. Этот храм был раз­ру­шен пожа­ром, веро­ят­но, око­ло 341 г. н. э.

Вза­и­мо­связь хра­ма с водой, изоби­лие вотив­ных под­но­ше­ний, най­ден­ных здесь, и наме­рен­ный эклек­тизм стро­и­те­лей, опи­рав­ших­ся на тра­ди­ции не толь­ко Сирии, но и Егип­та и гре­ко-рим­ско­го мира, пред­по­ла­га­ют, что это был попу­ляр­ный культ, осо­бен­но при­вле­кав­ший адеп­тов из чис­ла ино­зем­но­го насе­ле­ния Рима и рабо­чих клас­сов. Архи­тек­ту­ра это под­твер­жда­ет: она экзо­тич­на и эклек­тич­на, в ней мно­го сек­ре­тов и сюр­при­зов, ком­нат без окон и неожи­дан­ных апсид, но нет колонн, аллей и клас­си­че­ских про­пор­ций. Внут­ри хра­ма и в теме­но­се най­де­но мно­го про­стых могил; пред­по­ла­га­ет­ся, что в них погре­бе­ны люди, при­не­сён­ные в жерт­ву.

Gauck­ler P. Le Sanctuai­re sy­rien du Jani­cu­le. Pa­ris, 1912; Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 525—529; Good­hue N. The Lu­cus Fur­ri­nae and the Sy­rian Sanctua­ry on the Jani­cu­lum. Amster­dam 1975; L’area dei «San­tua­rio si­ria­co dei Gia­ni­co­lo» / Ed. M. Mêle. Ro­me, 1982; Le Glay M. Sur l’implan­ta­tion des sanctuai­res orien­taux à Ro­me // L’Urbs, es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (Ier sièc­le av. J. C. — IIIe sièc­le ap. J. C.). Ro­me; Pa­ris 1987. P. 545—562.

См. также:
Храм Юпитера Гелиополитанского (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 219—220.
© 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА