ХРАМ ЮПИТЕРА ГЕЛИОПОЛИТАНСКОГО (templum Iovis Heliopolitani) (рис. 50) — святилище сирийских богов, обнаруженное на восточном склоне Яникула в 1906 г. и раскопанное в 1908—1909 гг. Оно расположено на границе виллы Шарра Вурц, вероятно, на территории рощи Фуррины (Lucus Furrinae, q. v.): это теменос вокруг священного источника. Надпись свидетельствует, что он был посвящён Юпитеру Наилучшему Величайшему Гелиополитанскому, главному богу сирийской триады (CIL. VI. 422, 30765 и P. 3756; ILS. 4292). Видимо, можно выделить три основных строительных фазы. От первой сохранились только части с.220 стены периметра, позволяющие установить, что святилище было ориентировано по оси восток — запад. Предполагаемая датировка — середина I в. н. э. Между 176 и 181 гг. н. э. Марк Антоний Гайона перестроил его, сохранив прежнюю ориентацию. Эта реконструкция датируется по надписям (CIL. VI. 420, 30764, 36793, XIV. 24; ILS 398 и доп.). После разрушения второго храма был построен третий — в середине IV в., при Юлиане. Он имел совершенно иную ориентацию, чем предшествующие храмы и состоял из трёх частей: 1) в одном конце — маленький храм, построенный по плану базилики с тремя нефами; более широкий центральный неф заканчивался апсидой, а входили в храм через притвор, разделённый на три помещения; 2) прямоугольный центральный двор, в который вела дверь, расположенная в центре южной стороны; 3) святилище любопытной формы, состоящее из ромбовидной внутренней алтарной части с треугольным алтарём в центре, куда попадали через пристройку с апсидой в западном углу ромба, по сторонам от которого располагались маленькие передние неправильной пятиугольной формы. Внутри треугольного алтаря был замурован маленький идол из позолоченной бронзы — молодой Хадад, закутанный в драпировку, которая вверху обрамляет его лицо широким воротником, а вокруг его тела обвивается крупная змея. Вокруг него было помещено семь куриных яиц. В апсиде в западной части святилища, видимо, стояла египетская базальтовая статуя фараона чуть меньше натуральной величины, работа III в. до н. э., найденная разбитой на куски. В южной пятиугольной передней стоял Вакх, льющий вино из кувшина — тоже чуть меньше натуральной величины. Его лицо и кувшин были позолочены. А в северной пятиугольной передней найден фрагмент треугольного мраморного канделябра, украшенный по углам тремя фигурами танцующих Гор и, видимо, разбитый иконоборцами. Множество других скульптурных фрагментов, найденных поблизости, свидетельствует, что святилище было очень богато украшено и все многочисленные ниши, сконцентрированные преимущественно в западной части, предназначались для скульптур.
Рис. 50. План остатков храма Юпитера Гелиополитанского на территории рощи Фуррины, все периоды. |
О втором храме можно сказать лишь то, что он имел прямоугольную форму, а его границы образовывали (по крайней мере, частично) ряды кувшинов, установленных вертикально или горизонтально, чётко выровненных и закопанных в землю. Вне храма располагалась маленькая комната с мозаичными полами, куда по трубам поступала вода; предполагается, что это было помещение для омовения или инициации. Этот храм был разрушен пожаром, вероятно, около 341 г. н. э.
Взаимосвязь храма с водой, изобилие вотивных подношений, найденных здесь, и намеренный эклектизм строителей, опиравшихся на традиции не только Сирии, но и Египта и греко-римского мира, предполагают, что это был популярный культ, особенно привлекавший адептов из числа иноземного населения Рима и рабочих классов. Архитектура это подтверждает: она экзотична и эклектична, в ней много секретов и сюрпризов, комнат без окон и неожиданных апсид, но нет колонн, аллей и классических пропорций. Внутри храма и в теменосе найдено много простых могил; предполагается, что в них погребены люди, принесённые в жертву.
Gauckler P. Le Sanctuaire syrien du Janicule. Paris, 1912; Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 1. P. 525—529; Goodhue N. The Lucus Furrinae and the Syrian Sanctuary on the Janiculum. Amsterdam 1975; L’area dei «Santuario siriaco dei Gianicolo» / Ed. M. Mêle. Rome, 1982; Le Glay M. Sur l’implantation des sanctuaires orientaux à Rome // L’Urbs, espace urbain et histoire (Ier siècle av. J. C. — IIIe siècle ap. J. C.). Rome; Paris 1987. P. 545—562.