Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭННАЭТЕРИ́ДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ

Ἐν­ναετη­ρίς (от ἐν­νἑα и ἔ­τος), в гре­че­ской хро­но­ло­гии вось­ми­лет­ний про­ме­жу­ток (поэто­му ино­гда назы­ва­ет­ся так­же ὀκταετη­ρίς), так что с девя­тым годом начи­нал­ся новый цикл. Про­ме­жу­ток этот состо­ял из 2922 дней, он делил­ся на 96 насто­я­щих и 3 вста­воч­ных меся­ца и назы­вал­ся «боль­шой год» (μέ­γας ἐνιαυτός). Веро­ят­но, это древ­ней­ший аст­ро­но­ми­че­ский цикл, по кото­ро­му счи­та­ли вре­мя в Афи­нах; навер­но, он суще­ст­во­вал уже со вре­ме­ни Соло­на. Если до это­го вре­ме­ни суще­ст­во­вал дру­гой цикл, то это была три­е­те­рида. Осно­ва­те­лем енна­е­те­риды счи­та­ет­ся Кле­о­страт с ост­ро­ва Тенедо­са, меж­ду Геро­до­том и атти­че­ским аст­ро­но­мом Мето­ном (432 г.); ее пер­вое нача­ло сле­ду­ет искать в древ­них празд­нич­ных пери­о­дах. Так, в куль­те Апол­ло­на мы встре­ча­ем вось­ми­лет­ний цикл; пифий­ские и олим­пий­ские игры были пер­во­на­чаль­но девя­ти­лет­не­го сро­ка. Через деле­ние на две части из енна­е­те­риды обра­зо­ва­лись пен­та­е­рида, а из нее через вто­рич­ное деле­ние — три­е­те­рида.

Под тем же име­нем празд­но­ва­лись каж­дые 9 лет мно­гие празд­ни­ки: Σεπ­τή­ριον как под­ра­жа­ние бою Апол­ло­на с пифий­ским дра­ко­ном, Ἡρωίς и Χα­ρίλα, при­мы­каю­щие к преды­ду­ще­му, но нося­щие уже вак­хи­че­ский харак­тер. Плу­тарх (quaest. gr. 12) опи­сы­ва­ет их и рас­ска­зы­ва­ет глав­ней­шим обра­зом о про­ис­хож­де­нии послед­не­го празд­ни­ка сле­дую­щее: когда вслед­ст­вие засу­хи настал голод, бед­ная девуш­ка при­шла к царю и умо­ля­ла его дать ей хле­ба; царь в гне­ве бро­сил ей в лицо (ее зва­ли Хари­ла) баш­мак, а она с отча­я­ния пове­си­лась. Тогда, при воз­рас­тав­шем все голо­де, Пифия на задан­ный ей вопрос отве­ти­ла, что голод будет до тех пор уве­ли­чи­вать­ся, пока не будет искуп­ле­на вина про­тив Хари­лы. Гнев богов был затем смяг­чен боль­ши­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми, повто­ряв­ши­ми­ся каж­дые 9 лет.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 471—472.
См. по теме: ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ • ХАРТА • КАТАБЛЕМЫ • МЕТРОНОМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА