ХРАМ АПОЛЛОНА ПАЛАТИНСКОГО (aedes Apollinis Palatini; templum (храм): Mon. Anc. IV. 1; Prop. II. 31. 9; Festus, Velleius, Suet. Aug. 29 bis, Hist. Aug. Claud., Ammianus, Schol. Persius, Serv. Aen. VI. 72; delubrum (святилище): Plin. NH XXXVI. 24, 32; Actia monumenta (Актийский памятник): Prop. IV. 6. 17) — второй и гораздо более прославленный храм Аполлона в Риме (Ascon. ad Cic. Orat. in tog. cand. 90: «в наше время знаменитейший» (his temporibus nobilissima), на Палатине в пределах померия, на участке, который был поражён молнией и поэтому стал собственностью государства (Cass. Dio XLIX. 15. 5). Август дал обет построить его в 36 г. до н. э., во время войны против Секста Помпея; строительство началось в этом же году, а посвящён храм был 9 октября 28 г. до н. э. (Vell. II. 81; Cass. Dio XLIX. 15. 5; LIII. 1. 3; Suet. Aug. 29; Asc. loc. cit.; Mon. Anc. IV. 1; Prop. IV. 6, esp. 11, 17, 67; Fast. Amit., Ant., Arv. ad VII id. Oct.; CIL. I2. p. 214, 245, 249, 331; ср. Hor. Carm. I. 31 — ода, написанная в честь его посвящения; случайные упоминания о его местонахождении см.: Ovid. Fast. IV. 951; Fest. 258; Suet. Nero 25); вероятно, он изображён на монете Калигулы (Cohen H. Monnaies frappées sous l’Empire. Ed. 2. Paris, 1880—
с.17 Этот храм был самой великолепной из построек Августа (Joseph. Flav. BJ. II. 6. 1; Vell. loc. cit.); он был сооружён из цельных блоков белого мрамора из Луны (Prop. II. 31. 9; Verg. Aen. VI. 69; VIII. 720 и Servius ad loc.; Ovid. Trist. III. 1. 60), вероятно, либо шестиколонный простиль, либо восьмиколонный периптер. Межколонные интервалы втрое превышали диаметр колонн (Vitr. III. 3. 4)1; на крыше находилась колесница Солнца (Prop. II. 31. 11) и статуи работы Бупала и Афенида (Plin. NH. XXXVI. 13); а двери украшали рельефы из слоновой кости, один из которых изображал спасение Дельф от кельтов, а второй — судьбу Ниобид (Prop. II. 31. 12—
deinde inter matrem deus ipse interque sororem Pythius in longa carmine veste sonat[1] (Prop. II. 31. 15— |
— к этим статуям в целле (см. Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. I, T. 3 (Ch. Hülsen). Berlin, 1906. S. 68. Anm. 73) или к рельефу на фронтоне (см.: Rothstein M. Die Elegien des Sextus Propertius. B., 1898. Ad loc.). Август поместил в храм золотые дары (Mon. Anc. XXIV. 54); в нём также хранилась коллекция перстней-печаток и драгоценных камней (dactyliotheca), посвящённая Марцеллом (Plin. NH. XXXVII. 11), висячие светильники (Ib. XXXIV. 14) и статуя Аполлона Комейского, привезённая в Рим в правление Вера (Amm. XXIII. 6. 24).
О возможном изображении статуи Аполлона Актийского см.: Arcus Constantini (с. 37).
Храм сообщался с портиком и, возможно был им окружён (Mon. Anc. IV. 1; Vell. II. 81; Suet. Aug. 29; Cass. Dio LIII. 1. 3); портик имел колонны из жёлтого мрамора (Prop. II. 31. 3), между которыми находились статуи пятидесяти дочерей Даная, а перед ними — конные статуи их несчастных супругов, сыновей Эгипта (Prop. II. 31. 4; Schol. Pers. II. 56; Ovid. Trist. III. 1. 61—
Сивиллины книги были перенесены сюда из храма Юпитера на Капитолии и помещены под пьедесталом статуи Аполлона (Suet. Aug. 29; Verg. Aen. VI. 72 и Serv. ad loc.; Tib. II. 5. 17); они уцелели, когда сам храм сгорел (см. ниже). В этом храме проводились некоторые церемонии Вековых игр (ludi saeculares, с.18 CIL. VI. 32323, 32, 139 — 17 г. до н. э.; 32327, 7, 23 — 203 г. н. э.), он мимоходом упоминается у Тацита (Hist. I. 27; III. 65) и в «Жизнеописаниях августов» (Claud. 4) в связи с заседанием сената. Он фигурирует в «Нотиции» (X район), но сгорел 18 марта 363 г. (Amm. Marc. XXIII. 3. 3). Бог, которому поклонялись в этом храме, обычно имел эпитет Палатинский, хотя встречаются также варианты Корабельный (navalis, Prop. IV. 1. 3), Акций2 (ib. IV. 6. 67), Актийский (Ovid. Met XIII. 715) и Рамнунтский (Not. Reg. X; объяснения этого имени см.: Roscher
Первоначально, если Ричмонд прав, фасад храма был ионическим, но Домициан реставрировал его в коринфском ордере, если рельеф из галереи Уффици интерпретирован верно (Jones
Местоположение храма вызывает много споров. Выдвинуты три основные теории, согласно которым его следует локализовать: a) в саду виллы Миллза; b) на территории так называемого виноградника Барберини, в центре которого стоит древняя церковь Санта-Мария-ин-Паллара или Сан-Себастьяно (о Районе Палладия или Палларии см.: Domus Augustiana, с. 165); c) к югу от дома Августа (Domus Augusti, q. v.), над Большим Цирком, что предполагает его идентификацию с руинами, известными как храм Юпитера Победителя или Защитника (Jupiter Victor или Propugnator, q. v.).
a) Первую теорию можно сразу отвергнуть. Новые исследования фрагментов Мраморного плана (forma Urbis) и новые раскопки показали, что в саду к северо-западу от виллы Миллза, вероятно, не хватило бы места для храма и площади Аполлона.
b) Вторая теория, выдвинутая Хюльзеном, видимо, лучше соответствует свидетельствам литературных источников (особенно Ovid. Trist. III. 1. 27 sqq.), чем третья (см. Area Palatina, Domus Augusti, Roma quadrata). В настоящее время неизвестно, что́ находится на этом участке; а все видимые руины относятся к правлению Домициана (см. Domus Augustiana, с. 165). Конечно, храм сгорел в 363 г., но вполне естественно, что какие-то следы от него сохранились, и этот вопрос могли бы разрешить раскопки продолжительностью в несколько дней.
c) Третья теория в целом наиболее удовлетворительна. От храма остался бетонный подиум эпохи Августа3 с длинной лестницей, обращённой на юго-запад. Всё это недавно было расчищено, но отчёт об этих работах не публиковался. Его юго-восточная часть построена поверх напольной мозаики комнаты и цементного пола открытой цистерны, которые относятся к дому, датируемому немного более ранним периодом (возможно, палатинский дом, часть которого была разрушена при строительстве храма). В юго-западной части храма находился гипокауст, пять плиток которого имеют клеймо CIL XV. 145. 1; он принадлежал к другому (?) дому напротив с.19 храма и был разрушен, чтобы построить лестницу; сводчатый фундамент этого дома можно видеть ниже, на поверхности холма. Очень трудно предположить, ради какого ещё храма могли снести подобный дом, если только это не был храм Аполлона (Richmond
Кроме того, сильным аргументом в пользу соседства храма Аполлона и домом Гортензия, конечно, служит то, что храмовый участок, видимо, был куплен ради расширения этого дома (contractas emptionibus complures domus per procuratores, quo laxior fieret ipsius, publicis se usibus destinare professus est; templumque Apollini et circa porticus facturum promisit, quod ab eo singulari exstructum munificentia est[2], Vell. Pat. II. 81).
Ещё одним аргументом является то, что в эпоху Августа оба этих строения связывались с хижиной Ромула и цитаделью Эвандра, которые стояли на юго-западном склоне холма (Prop. IV. 1. 1; Verg. Aen. VIII. 98 sqq.).
Представляется также, что Юбилейный гимн (Carmen Saeculare), который пели на ступенях храма, звучал бы куда проникновеннее, если напротив виднелся храм Дианы на Авентине, и храмы Верности на Капитолии и Чести и Доблести у Капенских ворот (которые тоже названы в этом гимне) тоже находились в поле зрения (The Year’s Work in Classical Studies. London, 1910. P. 15; Warde Fowler W. The Carmen Saeculare of Horace and Its Performance, June, 3
С другой стороны, интерпретировать пассажи о «Квадратном Риме» (Roma Quadrata и т. д., q. v.), конечно, гораздо сложнее. Перед храмом мало места для Палатинской площади, а предположения исследователей о том, что его фасад был обращён на северо-восток, не соответствуют самим руинам. Под флавианским Домом Августов можно идентифицировать часть портика, тогда как библиотеки, если верна их идентификация с двумя апсидальными залами к юго-западу от триклиния этого дома, были полностью перестроены Домицианом.
См.: Deglane M. H. Le palais des Césars au mont Palatin // Gazette Archeologique. Paris, 1888. P. 147—
ПРИМЕЧАНИЯ
Дальше Пифийский бог, меж сестрою и матерью стоя, Длинной одеждой покрыт, вещие гимны поет. (Перевод Л. Остроумова) |