С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ АПОЛЛОНА ПАЛАТИНСКОГО (aedes Apol­li­nis Pa­la­ti­ni; templum (храм): Mon. Anc. IV. 1; Prop. II. 31. 9; Fes­tus, Vel­lei­us, Suet. Aug. 29 bis, Hist. Aug. Claud., Am­mia­nus, Schol. Per­sius, Serv. Aen. VI. 72; de­lub­rum (свя­ти­ли­ще): Plin. NH XXXVI. 24, 32; Ac­tia mo­nu­men­ta (Актий­ский памят­ник): Prop. IV. 6. 17) — вто­рой и гораздо более про­слав­лен­ный храм Апол­ло­на в Риме (As­con. ad Cic. Orat. in tog. cand. 90: «в наше вре­мя зна­ме­ни­тей­ший» (his tem­po­ri­bus no­bi­lis­si­ma), на Пала­тине в пре­де­лах поме­рия, на участ­ке, кото­рый был пора­жён мол­нией и поэто­му стал соб­ст­вен­но­стью государ­ства (Cass. Dio XLIX. 15. 5). Август дал обет постро­ить его в 36 г. до н. э., во вре­мя вой­ны про­тив Секс­та Пом­пея; стро­и­тель­ство нача­лось в этом же году, а посвя­щён храм был 9 октяб­ря 28 г. до н. э. (Vell. II. 81; Cass. Dio XLIX. 15. 5; LIII. 1. 3; Suet. Aug. 29; Asc. loc. cit.; Mon. Anc. IV. 1; Prop. IV. 6, esp. 11, 17, 67; Fast. Amit., Ant., Arv. ad VII id. Oct.; CIL. I2. p. 214, 245, 249, 331; ср. Hor. Carm. I. 31 — ода, напи­сан­ная в честь его посвя­ще­ния; слу­чай­ные упо­ми­на­ния о его место­на­хож­де­нии см.: Ovid. Fast. IV. 951; Fest. 258; Suet. Ne­ro 25); веро­ят­но, он изо­бра­жён на моне­те Кали­гу­лы (Co­hen H. Mon­naies frap­pées sous l’Em­pi­re. Ed. 2. Pa­ris, 1880—1892. 9, 10, 11; ср. Rich­mond O. L. The Temples of Apol­lo and Di­vus Augus­tus on Ro­man Coins // Es­says and Stu­dies pre­sen­ted to Wil­liam Rid­geway on his Six­tieth Birthday. Cambrid­ge, 1914. P. 203—206; BMCRE. Cal. 41—43, 58 †, 69) (см. так­же: Di­vus Augus­tus, templum).

с.17 Этот храм был самой вели­ко­леп­ной из постро­ек Авгу­ста (Joseph. Flav. BJ. II. 6. 1; Vell. loc. cit.); он был соору­жён из цель­ных бло­ков бело­го мра­мо­ра из Луны (Prop. II. 31. 9; Verg. Aen. VI. 69; VIII. 720 и Ser­vius ad loc.; Ovid. Trist. III. 1. 60), веро­ят­но, либо шести­ко­лон­ный про­стиль, либо вось­ми­ко­лон­ный перип­тер. Меж­ко­лон­ные интер­ва­лы втрое пре­вы­ша­ли диа­метр колонн (Vitr. III. 3. 4)1; на кры­ше нахо­ди­лась колес­ни­ца Солн­ца (Prop. II. 31. 11) и ста­туи работы Бупа­ла и Афе­нида (Plin. NH. XXXVI. 13); а две­ри укра­ша­ли релье­фы из сло­но­вой кости, один из кото­рых изо­бра­жал спа­се­ние Дельф от кель­тов, а вто­рой — судь­бу Нио­бид (Prop. II. 31. 12—16). Перед вхо­дом в храм сто­я­ла мра­мор­ная ста­туя бога и алтарь, окру­жён­ный четырь­мя быка­ми работы Миро­на (id. ib. 5—8). В цел­ле нахо­ди­лась ста­туя Апол­ло­на работы Ско­па­са (Plin. NH XXXVI. 25), Диа­ны — работы Тимо­фея (ib. 32) и Лато­ны — работы Кефи­со­до­та (ib. 24). Неяс­но, к чему отно­сит­ся дву­сти­шие Про­пер­ция:


dein­de in­ter mat­rem deus ip­se in­ter­que so­ro­rem
Pythius in lon­ga car­mi­ne ves­te so­nat[1]
(Prop. II. 31. 15—16)

— к этим ста­ту­ям в цел­ле (см. Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, T. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 68. Anm. 73) или к релье­фу на фрон­тоне (см.: Rothstein M. Die Ele­gien des Sex­tus Pro­per­tius. B., 1898. Ad loc.). Август поме­стил в храм золотые дары (Mon. Anc. XXIV. 54); в нём так­же хра­ни­лась кол­лек­ция перст­ней-печа­ток и дра­го­цен­ных кам­ней (dac­ty­liothe­ca), посвя­щён­ная Мар­цел­лом (Plin. NH. XXXVII. 11), вися­чие све­тиль­ни­ки (Ib. XXXIV. 14) и ста­туя Апол­ло­на Комей­ско­го, при­ве­зён­ная в Рим в прав­ле­ние Вера (Amm. XXIII. 6. 24).

О воз­мож­ном изо­бра­же­нии ста­туи Апол­ло­на Актий­ско­го см.: Ar­cus Con­stan­ti­ni (с. 37).

Храм сооб­щал­ся с пор­ти­ком и, воз­мож­но был им окру­жён (Mon. Anc. IV. 1; Vell. II. 81; Suet. Aug. 29; Cass. Dio LIII. 1. 3); пор­тик имел колон­ны из жёл­то­го мра­мо­ра (Prop. II. 31. 3), меж­ду кото­ры­ми нахо­ди­лись ста­туи пяти­де­ся­ти доче­рей Даная, а перед ними — кон­ные ста­туи их несчаст­ных супру­гов, сыно­вей Эгип­та (Prop. II. 31. 4; Schol. Pers. II. 56; Ovid. Trist. III. 1. 61—62). Воз­мож­но, вхо­дом в этот пор­тик слу­жи­ла арка Окта­вия (Ar­cus Oc­ta­vii (q. v.)). К пор­ти­ку при­мы­ка­ла — или, воз­мож­но, рас­по­ла­га­лась в нём — биб­лио­те­ка Апол­ло­на, состо­яв­шая из двух отде­ле­ний: одно для гре­че­ских, вто­рое для латин­ских книг (CIL. VI. 5188, 5189, 5884), укра­шен­ная порт­ре­та­ми зна­ме­ни­тых писа­те­лей в меда­льо­нах на сте­нах и доста­точ­но про­стор­ная для заседа­ний сена­та (Cass. Dio LIII. 1. 3; Suet. Aug. 29; Ovid. Trist. III. 1. 63; Tac. Ann. II. 37). Про­стран­ство, огра­ни­чен­ное пор­ти­ком, назы­ва­лось пло­ща­дью Апол­ло­на (area Apol­li­nis, So­lin. I. 18; For­ma Ur­bis Ro­mae Re­gio­num XIV. Ed. H. Jor­dan. Ber­lin, 1874. Frgs. I, 418, 421), или пло­ща­дью хра­ма Апол­ло­на (area aedis Apol­li­nis, CIL. VI. 32327, 23, lu­di saec. 203 г. до н. э.).

Сивил­ли­ны кни­ги были пере­не­се­ны сюда из хра­ма Юпи­те­ра на Капи­то­лии и поме­ще­ны под пьеде­ста­лом ста­туи Апол­ло­на (Suet. Aug. 29; Verg. Aen. VI. 72 и Serv. ad loc.; Tib. II. 5. 17); они уце­ле­ли, когда сам храм сго­рел (см. ниже). В этом хра­ме про­во­ди­лись неко­то­рые цере­мо­нии Веко­вых игр (lu­di sae­cu­la­res, с.18 CIL. VI. 32323, 32, 139 — 17 г. до н. э.; 32327, 7, 23 — 203 г. н. э.), он мимо­хо­дом упо­ми­на­ет­ся у Таци­та (Hist. I. 27; III. 65) и в «Жиз­не­опи­са­ни­ях авгу­стов» (Claud. 4) в свя­зи с заседа­ни­ем сена­та. Он фигу­ри­ру­ет в «Ноти­ции» (X рай­он), но сго­рел 18 мар­та 363 г. (Amm. Marc. XXIII. 3. 3). Бог, кото­ро­му покло­ня­лись в этом хра­ме, обыч­но имел эпи­тет Пала­тин­ский, хотя встре­ча­ют­ся так­же вари­ан­ты Кора­бель­ный (na­va­lis, Prop. IV. 1. 3), Акций2 (ib. IV. 6. 67), Актий­ский (Ovid. Met XIII. 715) и Рам­нунт­ский (Not. Reg. X; объ­яс­не­ния это­го име­ни см.: Ro­scher W. H. Aus­führli­ches Le­xi­con der grie­chi­schen und rö­mi­schen mytho­lo­gie. Leip­zig, 1884—1924. Bd. 4. S. 88).

Пер­во­на­чаль­но, если Рич­монд прав, фасад хра­ма был иони­че­ским, но Доми­ци­ан реста­ври­ро­вал его в коринф­ском орде­ре, если рельеф из гале­реи Уффи­ци интер­пре­ти­ро­ван вер­но (Jones H. S. No­tes on Ro­man His­to­ri­cal Sculptu­res // PBSR. Vol. 3. 1905. P. 241 f.; Rich­mond O. L. The Augus­tan Pa­la­tium // JRS. Vol. 4. 1914. P. 217—218).

Место­по­ло­же­ние хра­ма вызы­ва­ет мно­го спо­ров. Выдви­ну­ты три основ­ные тео­рии, соглас­но кото­рым его сле­ду­ет лока­ли­зо­вать: a) в саду вил­лы Мил­л­за; b) на терри­то­рии так назы­вае­мо­го вино­град­ни­ка Бар­бе­ри­ни, в цен­тре кото­ро­го сто­ит древ­няя цер­ковь Сан­та-Мария-ин-Пал­ла­ра или Сан-Себастья­но (о Рай­оне Пал­ла­дия или Пал­ла­рии см.: Do­mus Augus­tia­na, с. 165); c) к югу от дома Авгу­ста (Do­mus Augus­ti, q. v.), над Боль­шим Цир­ком, что пред­по­ла­га­ет его иден­ти­фи­ка­цию с руи­на­ми, извест­ны­ми как храм Юпи­те­ра Победи­те­ля или Защит­ни­ка (Jupi­ter Vic­tor или Pro­pug­na­tor, q. v.).

a) Первую тео­рию мож­но сра­зу отверг­нуть. Новые иссле­до­ва­ния фраг­мен­тов Мра­мор­но­го пла­на (for­ma Ur­bis) и новые рас­коп­ки пока­за­ли, что в саду к севе­ро-запа­ду от вил­лы Мил­л­за, веро­ят­но, не хва­ти­ло бы места для хра­ма и пло­ща­ди Апол­ло­на.

b) Вто­рая тео­рия, выдви­ну­тая Хюль­зе­ном, види­мо, луч­ше соот­вет­ст­ву­ет свиде­тель­ствам лите­ра­тур­ных источ­ни­ков (осо­бен­но Ovid. Trist. III. 1. 27 sqq.), чем третья (см. Area Pa­la­ti­na, Do­mus Augus­ti, Ro­ma quad­ra­ta). В насто­я­щее вре­мя неиз­вест­но, что́ нахо­дит­ся на этом участ­ке; а все види­мые руи­ны отно­сят­ся к прав­ле­нию Доми­ци­а­на (см. Do­mus Augus­tia­na, с. 165). Конеч­но, храм сго­рел в 363 г., но вполне есте­ствен­но, что какие-то следы от него сохра­ни­лись, и этот вопрос мог­ли бы раз­ре­шить рас­коп­ки про­дол­жи­тель­но­стью в несколь­ко дней.

c) Третья тео­рия в целом наи­бо­лее удо­вле­тво­ри­тель­на. От хра­ма остал­ся бетон­ный поди­ум эпо­хи Авгу­ста3 с длин­ной лест­ни­цей, обра­щён­ной на юго-запад. Всё это недав­но было рас­чи­ще­но, но отчёт об этих работах не пуб­ли­ко­вал­ся. Его юго-восточ­ная часть постро­е­на поверх наполь­ной моза­и­ки ком­на­ты и цемент­но­го пола откры­той цистер­ны, кото­рые отно­сят­ся к дому, дати­ру­е­мо­му немно­го более ран­ним пери­о­дом (воз­мож­но, пала­тин­ский дом, часть кото­ро­го была раз­ру­ше­на при стро­и­тель­стве хра­ма). В юго-запад­ной части хра­ма нахо­дил­ся гипо­ка­уст, пять пли­ток кото­ро­го име­ют клей­мо CIL XV. 145. 1; он при­над­ле­жал к дру­го­му (?) дому напро­тив с.19 хра­ма и был раз­ру­шен, чтобы постро­ить лест­ни­цу; свод­ча­тый фун­да­мент это­го дома мож­но видеть ниже, на поверх­но­сти хол­ма. Очень труд­но пред­по­ло­жить, ради како­го ещё хра­ма мог­ли сне­сти подоб­ный дом, если толь­ко это не был храм Апол­ло­на (Rich­mond O. L. Op. cit. P. 201—208). См. Par­ker J. H. His­to­ri­cal Pho­to­graphs. Ox­ford, 1870. P. 2794.

Кро­ме того, силь­ным аргу­мен­том в поль­зу сосед­ства хра­ма Апол­ло­на и домом Гор­тен­зия, конеч­но, слу­жит то, что хра­мо­вый уча­сток, види­мо, был куп­лен ради рас­ши­ре­ния это­го дома (contrac­tas emptio­ni­bus complu­res do­mus per pro­cu­ra­to­res, quo la­xior fie­ret ip­sius, pub­li­cis se usi­bus des­ti­na­re pro­fes­sus est; templum­que Apol­li­ni et cir­ca por­ti­cus fac­tu­rum pro­mi­sit, quod ab eo sin­gu­la­ri exstruc­tum mu­ni­fi­cen­tia est[2], Vell. Pat. II. 81).

Ещё одним аргу­мен­том явля­ет­ся то, что в эпо­ху Авгу­ста оба этих стро­е­ния свя­зы­ва­лись с хижи­ной Рому­ла и цита­де­лью Эванд­ра, кото­рые сто­я­ли на юго-запад­ном склоне хол­ма (Prop. IV. 1. 1; Verg. Aen. VIII. 98 sqq.).

Пред­став­ля­ет­ся так­же, что Юби­лей­ный гимн (Car­men Sae­cu­la­re), кото­рый пели на сту­пе­нях хра­ма, зву­чал бы куда про­ник­но­вен­нее, если напро­тив вид­нел­ся храм Диа­ны на Авен­тине, и хра­мы Вер­но­сти на Капи­то­лии и Чести и Доб­ле­сти у Капен­ских ворот (кото­рые тоже назва­ны в этом гимне) тоже нахо­ди­лись в поле зре­ния (The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies. Lon­don, 1910. P. 15; War­de Fowler W. The Car­men Sae­cu­la­re of Ho­ra­ce and Its Per­for­man­ce, June, 3 B. C. 17 // CQ. 1910. Vol. 4. P. 145)4.

С дру­гой сто­ро­ны, интер­пре­ти­ро­вать пас­са­жи о «Квад­рат­ном Риме» (Ro­ma Quad­ra­ta и т. д., q. v.), конеч­но, гораздо слож­нее. Перед хра­мом мало места для Пала­тин­ской пло­ща­ди, а пред­по­ло­же­ния иссле­до­ва­те­лей о том, что его фасад был обра­щён на севе­ро-восток, не соот­вет­ст­ву­ют самим руи­нам. Под фла­виан­ским Домом Авгу­стов мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать часть пор­ти­ка, тогда как биб­лио­те­ки, если вер­на их иден­ти­фи­ка­ция с дву­мя апсидаль­ны­ми зала­ми к юго-запа­ду от три­кли­ния это­го дома, были пол­но­стью пере­стро­е­ны Доми­ци­а­ном.

См.: Deg­la­ne M. H. Le pa­lais des Cé­sars au mont Pa­la­tin // Ga­zet­te Ar­cheo­lo­gi­que. Pa­ris, 1888. P. 147—155; Deg­la­ne M. H. Le Sta­de du Pa­la­tin // MEF­RA. 1889. T. 9. P. 191—197; Lan­cia­ni R. A. Il tem­pio di Apol­li­ne Pa­la­ti­no. Il tem­pio del­la vit­to­ria // BCAR. Vol. 11. 1883. P. 185—198; Pin­za G. Il tem­pio di Apol­lo Pa­la­ti­no // BCAR. Vol. 38. 1910. P. 3—41; Pin­za G. Nuo­ve os­ser­va­zio­ni in­tor­no al tem­pio di Apol­lo Pa­la­ti­no // BCAR. Vol. 41. 1913. P. 199—224; Hül­sen Ch. // MDAI(R). Bd. 5. 1890. S. 76—77; Hül­sen Ch. Un­ter­su­chun­gen zur To­po­gra­phie des Pa­la­tins // MDAI(R). Bd. 11. 1896. S. 193—212; Jor­dan H. Op. cit. S. 66—74; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. S. 107—109; Wis­sowa G. Re­li­gion und Kul­tus der Rö­mer. 2 Aufl. Mün­chen, 1912. S. 296; Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2. Vol. 11. 1921. P. 112—118; Rich­mond O. L. Op. cit. P. 193—226; Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 186—189; Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. by H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 65.

См. также:
Храм Аполлона Палатинского (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Сто­ит отме­тить, что Вит­ру­вий упо­ми­на­ет об этом хра­ме так: tan­quam est Apol­li­nis et Dia­nae aedis[3] — это един­ст­вен­ный при­мер двой­но­го име­ни. Крон отно­сит этот пас­саж к хра­му Апол­ло­на на Мар­со­вом поле (хотя и тогда это будет един­ст­вен­ный при­мер двой­но­го име­ни); он может это сде­лать бла­го­да­ря тому, что отвер­га­ет всё опи­са­ние бази­ли­ки в Фане Фор­ту­ны как под­дел­ку и, таким обра­зом, дати­ру­ет сочи­не­ние трак­та­та «Об архи­тек­ту­ре» до 33 г. до н. э., см.: Krohn F. Prae­fa­tio // Vit­ru­vii De ar­chi­tec­tu­ra lib­ri de­cem / Ed. F. Krohn. Lip­siae, 1912. P. vii.
  • 2Употреб­лял­ся пото­му, что Август при­пи­сы­вал свою победу при Акции (31 г. до н. э.) вме­ша­тель­ству Апол­ло­на.
  • 3Пер­во­на­чаль­но он был окру­жён сте­на­ми из тёса­но­го кам­ня, на кото­рых сто­я­ли колон­ны и сте­ны цел­лы.
  • 4Хюль­зен ука­зы­ва­ет, что гимн пели после жерт­во­при­но­ше­ния в хра­ме Апол­ло­на и Диа­ны (ср. с. 17, прим. 1) и повто­ря­ли его на Капи­то­лии (CIL. VI. 32323, l. 139 f.). См. так­же Den­ni­son W. The mo­ve­ments of the cho­rus chan­ting the Car­men sae­ca­la­re of Ho­ra­ce // Uni­ver­si­ty of Michi­gan Stu­dies. Vol. 1. 1904. P. 49—66.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]
    Даль­ше Пифий­ский бог, меж сест­рою и мате­рью стоя,
    Длин­ной одеж­дой покрыт, вещие гим­ны поет.
    (Пере­вод Л. Ост­ро­умо­ва)
  • [2]Он объ­явил, что мно­го­чис­лен­ные дома, при­об­ре­тен­ные через про­ку­ра­то­ров, чтобы его соб­ст­вен­ный (дом) был про­стор­нее, пред­на­зна­ча­ет для обще­ст­вен­ных нужд и обе­ща­ет соорудить храм Апол­ло­на с пор­ти­ка­ми вокруг него, что и было им осу­щест­вле­но с бес­при­мер­ной рос­ко­шью. (Пере­вод А. И. Неми­ров­ско­го с прав­кой).
  • [3]Как это сде­ла­но в хра­ме Апол­ло­на и Диа­ны. (Пере­вод Ф. А. Пет­ров­ско­го).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Apollo Palatinus, aedes, с. 16—19. Серым цве­том выде­ле­но допол­не­ние к ста­тье со с. 601.
    © 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Палатине.
    Подиум.
    28 г. до н. э.
    Рим, Палатин.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Остатки храма Аполлона Палатинского и его реконструкция, выполненная в 1838 г. J. J. Clerget.

    Рим, Палатин.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Палатине.
    Подиум.
    28 г. до н. э.
    Рим, Палатин.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА