С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ АПОЛЛОНА ПАЛАТИНСКОГО (aedes Apol­li­nis Pa­la­ti­ni; templum (храм): Mon. Anc. IV. 1; Prop. II. 31. 9; Fes­tus, Vel­lei­us, Suet. Aug. 29 bis, Hist. Aug. Claud., Am­mia­nus, Schol. Per­sius, Serv. Aen. VI. 72; de­lub­rum (свя­ти­ли­ще): Plin. NH XXXVI. 24, 32; Ac­tia mo­nu­men­ta (Актий­ский памят­ник): Prop. IV. 6. 17) — вто­рой и гораздо более про­слав­лен­ный храм Апол­ло­на в Риме (As­con. ad Cic. Orat. in tog. cand. 90: «в наше вре­мя зна­ме­ни­тей­ший» (his tem­po­ri­bus no­bi­lis­si­ma), на Пала­тине в пре­де­лах поме­рия, на участ­ке, кото­рый был пора­жён мол­нией и поэто­му стал соб­ст­вен­но­стью государ­ства (Cass. Dio XLIX. 15. 5). Август дал обет постро­ить его в 36 г. до н. э., во вре­мя вой­ны про­тив Секс­та Пом­пея; стро­и­тель­ство нача­лось в этом же году, а посвя­щён храм был 9 октяб­ря 28 г. до н. э. (Vell. II. 81; Cass. Dio XLIX. 15. 5; LIII. 1. 3; Suet. Aug. 29; Asc. loc. cit.; Mon. Anc. IV. 1; Prop. IV. 6, esp. 11, 17, 67; Fast. Amit., Ant., Arv. ad VII id. Oct.; CIL. I2. p. 214, 245, 249, 331; ср. Hor. Carm. I. 31 — ода, напи­сан­ная в честь его посвя­ще­ния; слу­чай­ные упо­ми­на­ния о его место­на­хож­де­нии см.: Ovid. Fast. IV. 951; Fest. 258; Suet. Ne­ro 25); веро­ят­но, он изо­бра­жён на моне­те Кали­гу­лы (Co­hen H. Mon­naies frap­pées sous l’Em­pi­re. Ed. 2. Pa­ris, 1880—1892. 9, 10, 11; ср. Rich­mond O. L. The Temples of Apol­lo and Di­vus Augus­tus on Ro­man Coins // Es­says and Stu­dies pre­sen­ted to Wil­liam Rid­geway on his Six­tieth Birthday. Cambrid­ge, 1914. P. 203—206; BMCRE. Cal. 41—43, 58 †, 69) (см. так­же: Di­vus Augus­tus, templum).

с.17 Этот храм был самой вели­ко­леп­ной из постро­ек Авгу­ста (Joseph. Flav. BJ. II. 6. 1; Vell. loc. cit.); он был соору­жён из цель­ных бло­ков бело­го мра­мо­ра из Луны (Prop. II. 31. 9; Verg. Aen. VI. 69; VIII. 720 и Ser­vius ad loc.; Ovid. Trist. III. 1. 60), веро­ят­но, либо шести­ко­лон­ный про­стиль, либо вось­ми­ко­лон­ный перип­тер. Меж­ко­лон­ные интер­ва­лы втрое пре­вы­ша­ли диа­метр колонн (Vitr. III. 3. 4)1; на кры­ше нахо­ди­лась колес­ни­ца Солн­ца (Prop. II. 31. 11) и ста­туи работы Бупа­ла и Афе­нида (Plin. NH. XXXVI. 13); а две­ри укра­ша­ли релье­фы из сло­но­вой кости, один из кото­рых изо­бра­жал спа­се­ние Дельф от кель­тов, а вто­рой — судь­бу Нио­бид (Prop. II. 31. 12—16). Перед вхо­дом в храм сто­я­ла мра­мор­ная ста­туя бога и алтарь, окру­жён­ный четырь­мя быка­ми работы Миро­на (id. ib. 5—8). В цел­ле нахо­ди­лась ста­туя Апол­ло­на работы Ско­па­са (Plin. NH XXXVI. 25), Диа­ны — работы Тимо­фея (ib. 32) и Лато­ны — работы Кефи­со­до­та (ib. 24). Неяс­но, к чему отно­сит­ся дву­сти­шие Про­пер­ция:


dein­de in­ter mat­rem deus ip­se in­ter­que so­ro­rem
Pythius in lon­ga car­mi­ne ves­te so­nat[1]
(Prop. II. 31. 15—16)

— к этим ста­ту­ям в цел­ле (см. Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, T. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 68. Anm. 73) или к релье­фу на фрон­тоне (см.: Rothstein M. Die Ele­gien des Sex­tus Pro­per­tius. B., 1898. Ad loc.). Август поме­стил в храм золотые дары (Mon. Anc. XXIV. 54); в нём так­же хра­ни­лась кол­лек­ция перст­ней-печа­ток и дра­го­цен­ных кам­ней (dac­ty­liothe­ca), посвя­щён­ная Мар­цел­лом (Plin. NH. XXXVII. 11), вися­чие све­тиль­ни­ки (Ib. XXXIV. 14) и ста­туя Апол­ло­на Комей­ско­го, при­ве­зён­ная в Рим в прав­ле­ние Вера (Amm. XXIII. 6. 24).

О воз­мож­ном изо­бра­же­нии ста­туи Апол­ло­на Актий­ско­го см.: Ar­cus Con­stan­ti­ni (с. 37).

Храм сооб­щал­ся с пор­ти­ком и, воз­мож­но был им окру­жён (Mon. Anc. IV. 1; Vell. II. 81; Suet. Aug. 29; Cass. Dio LIII. 1. 3); пор­тик имел колон­ны из жёл­то­го мра­мо­ра (Prop. II. 31. 3), меж­ду кото­ры­ми нахо­ди­лись ста­туи пяти­де­ся­ти доче­рей Даная, а перед ними — кон­ные ста­туи их несчаст­ных супру­гов, сыно­вей Эгип­та (Prop. II. 31. 4; Schol. Pers. II. 56; Ovid. Trist. III. 1. 61—62). Воз­мож­но, вхо­дом в этот пор­тик слу­жи­ла арка Окта­вия (Ar­cus Oc­ta­vii (q. v.)). К пор­ти­ку при­мы­ка­ла — или, воз­мож­но, рас­по­ла­га­лась в нём — биб­лио­те­ка Апол­ло­на, состо­яв­шая из двух отде­ле­ний: одно для гре­че­ских, вто­рое для латин­ских книг (CIL. VI. 5188, 5189, 5884), укра­шен­ная порт­ре­та­ми зна­ме­ни­тых писа­те­лей в меда­льо­нах на сте­нах и доста­точ­но про­стор­ная для заседа­ний сена­та (Cass. Dio LIII. 1. 3; Suet. Aug. 29; Ovid. Trist. III. 1. 63; Tac. Ann. II. 37). Про­стран­ство, огра­ни­чен­ное пор­ти­ком, назы­ва­лось пло­ща­дью Апол­ло­на (area Apol­li­nis, So­lin. I. 18; For­ma Ur­bis Ro­mae Re­gio­num XIV. Ed. H. Jor­dan. Ber­lin, 1874. Frgs. I, 418, 421), или пло­ща­дью хра­ма Апол­ло­на (area aedis Apol­li­nis, CIL. VI. 32327, 23, lu­di saec. 203 г. до н. э.).

Сивил­ли­ны кни­ги были пере­не­се­ны сюда из хра­ма Юпи­те­ра на Капи­то­лии и поме­ще­ны под пьеде­ста­лом ста­туи Апол­ло­на (Suet. Aug. 29; Verg. Aen. VI. 72 и Serv. ad loc.; Tib. II. 5. 17); они уце­ле­ли, когда сам храм сго­рел (см. ниже). В этом хра­ме про­во­ди­лись неко­то­рые цере­мо­нии Веко­вых игр (lu­di sae­cu­la­res, с.18 CIL. VI. 32323, 32, 139 — 17 г. до н. э.; 32327, 7, 23 — 203 г. н. э.), он мимо­хо­дом упо­ми­на­ет­ся у Таци­та (Hist. I. 27; III. 65) и в «Жиз­не­опи­са­ни­ях авгу­стов» (Claud. 4) в свя­зи с заседа­ни­ем сена­та. Он фигу­ри­ру­ет в «Ноти­ции» (X рай­он), но сго­рел 18 мар­та 363 г. (Amm. Marc. XXIII. 3. 3). Бог, кото­ро­му покло­ня­лись в этом хра­ме, обыч­но имел эпи­тет Пала­тин­ский, хотя встре­ча­ют­ся так­же вари­ан­ты Кора­бель­ный (na­va­lis, Prop. IV. 1. 3), Акций2 (ib. IV. 6. 67), Актий­ский (Ovid. Met XIII. 715) и Рам­нунт­ский (Not. Reg. X; объ­яс­не­ния это­го име­ни см.: Ro­scher W. H. Aus­führli­ches Le­xi­con der grie­chi­schen und rö­mi­schen mytho­lo­gie. Leip­zig, 1884—1924. Bd. 4. S. 88).

Пер­во­на­чаль­но, если Рич­монд прав, фасад хра­ма был иони­че­ским, но Доми­ци­ан реста­ври­ро­вал его в коринф­ском орде­ре, если рельеф из гале­реи Уффи­ци интер­пре­ти­ро­ван вер­но (Jones H. S. No­tes on Ro­man His­to­ri­cal Sculptu­res // PBSR. Vol. 3. 1905. P. 241 f.; Rich­mond O. L. The Augus­tan Pa­la­tium // JRS. Vol. 4. 1914. P. 217—218).

Место­по­ло­же­ние хра­ма вызы­ва­ет мно­го спо­ров. Выдви­ну­ты три основ­ные тео­рии, соглас­но кото­рым его сле­ду­ет лока­ли­зо­вать: a) в саду вил­лы Мил­л­за; b) на терри­то­рии так назы­вае­мо­го вино­град­ни­ка Бар­бе­ри­ни, в цен­тре кото­ро­го сто­ит древ­няя цер­ковь Сан­та-Мария-ин-Пал­ла­ра или Сан-Себастья­но (о Рай­оне Пал­ла­дия или Пал­ла­рии см.: Do­mus Augus­tia­na, с. 165); c) к югу от дома Авгу­ста (Do­mus Augus­ti, q. v.), над Боль­шим Цир­ком, что пред­по­ла­га­ет его иден­ти­фи­ка­цию с руи­на­ми, извест­ны­ми как храм Юпи­те­ра Победи­те­ля или Защит­ни­ка (Jupi­ter Vic­tor или Pro­pug­na­tor, q. v.).

a) Первую тео­рию мож­но сра­зу отверг­нуть. Новые иссле­до­ва­ния фраг­мен­тов Мра­мор­но­го пла­на (for­ma Ur­bis) и новые рас­коп­ки пока­за­ли, что в саду к севе­ро-запа­ду от вил­лы Мил­л­за, веро­ят­но, не хва­ти­ло бы места для хра­ма и пло­ща­ди Апол­ло­на.

b) Вто­рая тео­рия, выдви­ну­тая Хюль­зе­ном, види­мо, луч­ше соот­вет­ст­ву­ет свиде­тель­ствам лите­ра­тур­ных источ­ни­ков (осо­бен­но Ovid. Trist. III. 1. 27 sqq.), чем третья (см. Area Pa­la­ti­na, Do­mus Augus­ti, Ro­ma quad­ra­ta). В насто­я­щее вре­мя неиз­вест­но, что́ нахо­дит­ся на этом участ­ке; а все види­мые руи­ны отно­сят­ся к прав­ле­нию Доми­ци­а­на (см. Do­mus Augus­tia­na, с. 165). Конеч­но, храм сго­рел в 363 г., но вполне есте­ствен­но, что какие-то следы от него сохра­ни­лись, и этот вопрос мог­ли бы раз­ре­шить рас­коп­ки про­дол­жи­тель­но­стью в несколь­ко дней.

c) Третья тео­рия в целом наи­бо­лее удо­вле­тво­ри­тель­на. От хра­ма остал­ся бетон­ный поди­ум эпо­хи Авгу­ста3 с длин­ной лест­ни­цей, обра­щён­ной на юго-запад. Всё это недав­но было рас­чи­ще­но, но отчёт об этих работах не пуб­ли­ко­вал­ся. Его юго-восточ­ная часть постро­е­на поверх наполь­ной моза­и­ки ком­на­ты и цемент­но­го пола откры­той цистер­ны, кото­рые отно­сят­ся к дому, дати­ру­е­мо­му немно­го более ран­ним пери­о­дом (воз­мож­но, пала­тин­ский дом, часть кото­ро­го была раз­ру­ше­на при стро­и­тель­стве хра­ма). В юго-запад­ной части хра­ма нахо­дил­ся гипо­ка­уст, пять пли­ток кото­ро­го име­ют клей­мо CIL XV. 145. 1; он при­над­ле­жал к дру­го­му (?) дому напро­тив с.19 хра­ма и был раз­ру­шен, чтобы постро­ить лест­ни­цу; свод­ча­тый фун­да­мент это­го дома мож­но видеть ниже, на поверх­но­сти хол­ма. Очень труд­но пред­по­ло­жить, ради како­го ещё хра­ма мог­ли сне­сти подоб­ный дом, если толь­ко это не был храм Апол­ло­на (Rich­mond O. L. Op. cit. P. 201—208). См. Par­ker J. H. His­to­ri­cal Pho­to­graphs. Ox­ford, 1870. P. 2794.

Кро­ме того, силь­ным аргу­мен­том в поль­зу сосед­ства хра­ма Апол­ло­на и домом Гор­тен­зия, конеч­но, слу­жит то, что хра­мо­вый уча­сток, види­мо, был куп­лен ради рас­ши­ре­ния это­го дома (contrac­tas emptio­ni­bus complu­res do­mus per pro­cu­ra­to­res, quo la­xior fie­ret ip­sius, pub­li­cis se usi­bus des­ti­na­re pro­fes­sus est; templum­que Apol­li­ni et cir­ca por­ti­cus fac­tu­rum pro­mi­sit, quod ab eo sin­gu­la­ri exstruc­tum mu­ni­fi­cen­tia est[2], Vell. Pat. II. 81).

Ещё одним аргу­мен­том явля­ет­ся то, что в эпо­ху Авгу­ста оба этих стро­е­ния свя­зы­ва­лись с хижи­ной Рому­ла и цита­де­лью Эванд­ра, кото­рые сто­я­ли на юго-запад­ном склоне хол­ма (Prop. IV. 1. 1; Verg. Aen. VIII. 98 sqq.).

Пред­став­ля­ет­ся так­же, что Юби­лей­ный гимн (Car­men Sae­cu­la­re), кото­рый пели на сту­пе­нях хра­ма, зву­чал бы куда про­ник­но­вен­нее, если напро­тив вид­нел­ся храм Диа­ны на Авен­тине, и хра­мы Вер­но­сти на Капи­то­лии и Чести и Доб­ле­сти у Капен­ских ворот (кото­рые тоже назва­ны в этом гимне) тоже нахо­ди­лись в поле зре­ния (The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies. Lon­don, 1910. P. 15; War­de Fowler W. The Car­men Sae­cu­la­re of Ho­ra­ce and Its Per­for­man­ce, June, 3 B. C. 17 // CQ. 1910. Vol. 4. P. 145)4.

С дру­гой сто­ро­ны, интер­пре­ти­ро­вать пас­са­жи о «Квад­рат­ном Риме» (Ro­ma Quad­ra­ta и т. д., q. v.), конеч­но, гораздо слож­нее. Перед хра­мом мало места для Пала­тин­ской пло­ща­ди, а пред­по­ло­же­ния иссле­до­ва­те­лей о том, что его фасад был обра­щён на севе­ро-восток, не соот­вет­ст­ву­ют самим руи­нам. Под фла­виан­ским Домом Авгу­стов мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать часть пор­ти­ка, тогда как биб­лио­те­ки, если вер­на их иден­ти­фи­ка­ция с дву­мя апсидаль­ны­ми зала­ми к юго-запа­ду от три­кли­ния это­го дома, были пол­но­стью пере­стро­е­ны Доми­ци­а­ном.

См.: Deg­la­ne M. H. Le pa­lais des Cé­sars au mont Pa­la­tin // Ga­zet­te Ar­cheo­lo­gi­que. Pa­ris, 1888. P. 147—155; Deg­la­ne M. H. Le Sta­de du Pa­la­tin // MEF­RA. 1889. T. 9. P. 191—197; Lan­cia­ni R. A. Il tem­pio di Apol­li­ne Pa­la­ti­no. Il tem­pio del­la vit­to­ria // BCAR. Vol. 11. 1883. P. 185—198; Pin­za G. Il tem­pio di Apol­lo Pa­la­ti­no // BCAR. Vol. 38. 1910. P. 3—41; Pin­za G. Nuo­ve os­ser­va­zio­ni in­tor­no al tem­pio di Apol­lo Pa­la­ti­no // BCAR. Vol. 41. 1913. P. 199—224; Hül­sen Ch. // MDAI(R). Bd. 5. 1890. S. 76—77; Hül­sen Ch. Un­ter­su­chun­gen zur To­po­gra­phie des Pa­la­tins // MDAI(R). Bd. 11. 1896. S. 193—212; Jor­dan H. Op. cit. S. 66—74; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. S. 107—109; Wis­sowa G. Re­li­gion und Kul­tus der Rö­mer. 2 Aufl. Mün­chen, 1912. S. 296; Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2. Vol. 11. 1921. P. 112—118; Rich­mond O. L. Op. cit. P. 193—226; Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 186—189; Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. by H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 65.

См. также:
Храм Аполлона Палатинского (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Сто­ит отме­тить, что Вит­ру­вий упо­ми­на­ет об этом хра­ме так: tan­quam est Apol­li­nis et Dia­nae aedis[3] — это един­ст­вен­ный при­мер двой­но­го име­ни. Крон отно­сит этот пас­саж к хра­му Апол­ло­на на Мар­со­вом поле (хотя и тогда это будет един­ст­вен­ный при­мер двой­но­го име­ни); он может это сде­лать бла­го­да­ря тому, что отвер­га­ет всё опи­са­ние бази­ли­ки в Фане Фор­ту­ны как под­дел­ку и, таким обра­зом, дати­ру­ет сочи­не­ние трак­та­та «Об архи­тек­ту­ре» до 33 г. до н. э., см.: Krohn F. Prae­fa­tio // Vit­ru­vii De ar­chi­tec­tu­ra lib­ri de­cem / Ed. F. Krohn. Lip­siae, 1912. P. vii.
  • 2Употреб­лял­ся пото­му, что Август при­пи­сы­вал свою победу при Акции (31 г. до н. э.) вме­ша­тель­ству Апол­ло­на.
  • 3Пер­во­на­чаль­но он был окру­жён сте­на­ми из тёса­но­го кам­ня, на кото­рых сто­я­ли колон­ны и сте­ны цел­лы.
  • 4Хюль­зен ука­зы­ва­ет, что гимн пели после жерт­во­при­но­ше­ния в хра­ме Апол­ло­на и Диа­ны (ср. с. 17, прим. 1) и повто­ря­ли его на Капи­то­лии (CIL. VI. 32323, l. 139 f.). См. так­же Den­ni­son W. The mo­ve­ments of the cho­rus chan­ting the Car­men sae­ca­la­re of Ho­ra­ce // Uni­ver­si­ty of Michi­gan Stu­dies. Vol. 1. 1904. P. 49—66.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]
    Даль­ше Пифий­ский бог, меж сест­рою и мате­рью стоя,
    Длин­ной одеж­дой покрыт, вещие гим­ны поет.
    (Пере­вод Л. Ост­ро­умо­ва)
  • [2]Он объ­явил, что мно­го­чис­лен­ные дома, при­об­ре­тен­ные через про­ку­ра­то­ров, чтобы его соб­ст­вен­ный (дом) был про­стор­нее, пред­на­зна­ча­ет для обще­ст­вен­ных нужд и обе­ща­ет соорудить храм Апол­ло­на с пор­ти­ка­ми вокруг него, что и было им осу­щест­вле­но с бес­при­мер­ной рос­ко­шью. (Пере­вод А. И. Неми­ров­ско­го с прав­кой).
  • [3]Как это сде­ла­но в хра­ме Апол­ло­на и Диа­ны. (Пере­вод Ф. А. Пет­ров­ско­го).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Apollo Palatinus, aedes, с. 16—19. Серым цве­том выде­ле­но допол­не­ние к ста­тье со с. 601.
    © 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Остатки храма Аполлона Палатинского и его реконструкция, выполненная в 1838 г. J. J. Clerget.

    Рим, Палатин.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Палатине.
    Подиум.
    28 г. до н. э.
    Рим, Палатин.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Палатине.
    Подиум.
    28 г. до н. э.
    Рим, Палатин.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА