ХРАМ АПОЛЛОНА ПАЛАТИНСКОГО (aedes Apollinis Palatini; также templum, RGDA. 4. 19, Propert. II. 31. 9 и др.; delubrum, Plin. HN. XXXVI. 24 и 32) (рис. 63. 4) — второй храм Аполлона в Риме, обет о строительстве которого Октавиан дал во время войны против Секста Помпея в 36 г. до н. э.; работы начались в этом же году, но завершён и посвящён храм был в 28 г. до н. э. (Cass. Dio LIII. 1. 3). Днём его посвящения было 9 октября (Degrassi, A. Fasti Anni Numani et Iuliani (Inscriptiones Italiae 13. 2). Roma, 1963. P. 518—
Славился не только сам храм, но и его портики. Внутри стояли три культовые статуи: Аполлон работы Скопаса (Plin. HN. XXXVI. 25), Диана работы Тимофея (Plin. HN. XXXVI. 32) и Латона работы Кефисодота (Plin. HN. XXXVI. 24; ср. XXXVI. 34—
Об архитектурных деталях храма почти ничего не известно. Сервий (ad Aen. VIII. 720) сообщает, что храм был построен из цельных блоков лунского мрамора, и, возможно, он был диастилем (Vitruv. III. 3. 4).
Храм сообщался с колоннадами из жёлтого мрамора (giallo antico), где между колоннами стояли статуи пятидесяти дочерей Даная, а на открытой площади напротив них — конные статуи пятидесяти их женихов. В портиках располагалась также библиотека, разделённая на греческое и латинское отделения и украшенная портретами великих сочинителей. Участок, который они окружали, назывался площадью Аполлона, а библиотеки были достаточно велики, чтобы проводить в них заседания сената, что делалось довольно часто (Cass. Dio LIII. 1. 3; Suet. Aug. 29. 3). В этот храм были перенесены Сивиллины книги (Suet. Aug. 31. 1; Serv. ad Aen. VI. 72), которые уцелели, когда храм сгорел 18 марта 363 г. (Amm. Marc. XXIII. 3. 3).
Вопрос о местоположении этого храма весьма неясен. Согласно одной точке зрения, он должен находиться в винограднике Барберини, где несомненно стояло большое здание, почти наверняка храм, в центре площади, окружённой колоннами. Но на этой территории никогда не проводилось систематических раскопок, и характер и план этого здания совершенно неизвестны. Более распространённая точка зрения состоит в том, что храм Аполлона — это храм между домом Августов (Domus Augustiana) и лестницей Кака (Scalae Caci), который Ланчани назвал храмом Юпитера Защитника (Aedes Iovis Propugnatoris) и который часто именуется храмом Юпитера Победителя (Iuppiter Victor). Это бетонный подиум эпохи Августа, к которому ведёт широкая лестница, разбитая на несколько пролётов, «высокие ступени» (gradus celsi) (Ovid. Trist. III. 1. 59). Колоннады, видимо, обрамляли заднюю и боковые стороны площади перед храмом, а библиотека находилась в двух больших апсидальных залах с множеством ниш к юго-востоку от него. В ходе недавних раскопок дома Августа (Domus Augusti), расположенного северо-западнее, обнаружились весомые свидетельства в пользу этой локализации, хотя, конечно, здесь доступно очень маленькое пространство.
Бог этого храма назывался не только Палатинским (Palatinus), но и Корабельным (Navalis: Propert. IV. 1. 3), Акцием (Actius: Propert. IV. 6. 67), Актийским (Actiacus: Ovid. Met. XIII. 715) и Рамнунтским (Rhamnusius: Not. Reg. X). Не следует считать эти имена эпитетами в подлинном смысле слова, но последний, по-видимому, требует объяснения. Хёфер (Roscher
Lugli G. Roma antica: Il centro monumentale. Roma, 1946. P. 434—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 1. P. 31—
Bauer H. Das Kapitell des Apollo Palatinus-Tempels // MDAI(R). Bd. 76. 1969. S. 183—
Lugli G. Itinerario di Roma antica. Roma, 1975. P. 174—
Thompson D. L. The Meetings of the Roman Senate on the Palatine // AJA. Vol. 85. 1981. P. 335—
Carettoni G. Das Haus des Augustus auf dem Palatin. Mainz, 1983. S. 9—
Zanker P. Der Apollotempel auf dem Palatin: ausstattung und politische Sinnbezüde nach der Schlacht von Actium // ARID. Suppl. 10. 1983. S. 21—