Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ АПОЛЛОНА ПАЛАТИНСКОГО (aedes Apol­li­nis Pa­la­ti­ni; так­же templum, RGDA. 4. 19, Pro­pert. II. 31. 9 и др.; de­lub­rum, Plin. HN. XXXVI. 24 и 32) (рис. 63. 4) — вто­рой храм Апол­ло­на в Риме, обет о стро­и­тель­стве кото­ро­го Окта­виан дал во вре­мя вой­ны про­тив Секс­та Пом­пея в 36 г. до н. э.; работы нача­лись в этом же году, но завер­шён и посвя­щён храм был в 28 г. до н. э. (Cass. Dio LIII. 1. 3). Днём его посвя­ще­ния было 9 октяб­ря (Deg­ras­si, A. Fas­ti An­ni Nu­ma­ni et Iulia­ni (Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 2). Ro­ma, 1963. P. 518—519). Храм вызы­вал все­об­щее вос­хи­ще­ние как самое рос­кош­ное и вели­ко­леп­ное стро­е­ние нача­ла прав­ле­ния Авгу­ста. Он был постро­ен на участ­ке, пора­жён­ном мол­нией (Cass. Dio XLIX. 15. 5) и пото­му объ­яв­лен­ном государ­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­стью.

Сла­вил­ся не толь­ко сам храм, но и его пор­ти­ки. Внут­ри сто­я­ли три куль­то­вые ста­туи: Апол­лон работы Ско­па­са (Plin. HN. XXXVI. 25), Диа­на работы Тимо­фея (Plin. HN. XXXVI. 32) и Лато­на работы Кефи­со­до­та (Plin. HN. XXXVI. 24; ср. XXXVI. 34—35). На кры­ше была уста­нов­ле­на колес­ни­ца Солн­ца и скульп­ту­ры Бупа­ла и Афе­нида (Plin. HN. XXXVI. 13). Две­ри укра­ша­ли релье­фы из сло­но­вой кости, на кото­рых было изо­бра­же­но напа­де­ние кель­тов на Дель­фы и истреб­ле­ние Нио­бид (Prop. II. 31. 12—16). По углам алта­ря сто­я­ли четы­ре быка работы Миро­на (Prop. II. 31. 5—8). В хра­ме хра­ни­лась кол­лек­ция рез­ных гемм, посвя­щён­ная Мар­цел­лом (Plin. HN. XXXVII. 11).

Об архи­тек­тур­ных дета­лях хра­ма почти ниче­го не извест­но. Сер­вий (ad Aen. VIII. 720) сооб­ща­ет, что храм был постро­ен из цель­ных бло­ков лун­ско­го мра­мо­ра, и, воз­мож­но, он был диа­сти­лем (Vit­ruv. III. 3. 4).

Храм сооб­щал­ся с колон­на­да­ми из жёл­то­го мра­мо­ра (gial­lo an­ti­co), где меж­ду колон­на­ми сто­я­ли ста­туи пяти­де­ся­ти доче­рей Даная, а на откры­той пло­ща­ди напро­тив них — кон­ные ста­туи пяти­де­ся­ти их жени­хов. В пор­ти­ках рас­по­ла­га­лась так­же биб­лио­те­ка, разде­лён­ная на гре­че­ское и латин­ское отде­ле­ния и укра­шен­ная порт­ре­та­ми вели­ких сочи­ни­те­лей. Уча­сток, кото­рый они окру­жа­ли, назы­вал­ся пло­ща­дью Апол­ло­на, а биб­лио­те­ки были доста­точ­но вели­ки, чтобы про­во­дить в них заседа­ния сена­та, что дела­лось доволь­но часто (Cass. Dio LIII. 1. 3; Suet. Aug. 29. 3). В этот храм были пере­не­се­ны Сивил­ли­ны кни­ги (Suet. Aug. 31. 1; Serv. ad Aen. VI. 72), кото­рые уце­ле­ли, когда храм сго­рел 18 мар­та 363 г. (Amm. Marc. XXIII. 3. 3).

Вопрос о место­по­ло­же­нии это­го хра­ма весь­ма неясен. Соглас­но одной точ­ке зре­ния, он дол­жен нахо­дить­ся в вино­град­ни­ке Бар­бе­ри­ни, где несо­мнен­но сто­я­ло боль­шое зда­ние, почти навер­ня­ка храм, в цен­тре пло­ща­ди, окру­жён­ной колон­на­ми. Но на этой терри­то­рии нико­гда не про­во­ди­лось систе­ма­ти­че­ских рас­ко­пок, и харак­тер и план это­го зда­ния совер­шен­но неиз­вест­ны. Более рас­про­стра­нён­ная точ­ка зре­ния состо­ит в том, что храм Апол­ло­на — это храм меж­ду домом Авгу­стов (Do­mus Augus­tia­na) и лест­ни­цей Кака (Sca­lae Ca­ci), кото­рый Лан­ча­ни назвал хра­мом Юпи­те­ра Защит­ни­ка (Aedes Iovis Pro­pug­na­to­ris) и кото­рый часто име­ну­ет­ся хра­мом Юпи­те­ра Победи­те­ля (Iup­pi­ter Vic­tor). Это бетон­ный поди­ум эпо­хи Авгу­ста, к кото­ро­му ведёт широ­кая лест­ни­ца, раз­би­тая на несколь­ко про­лё­тов, «высо­кие сту­пе­ни» (gra­dus cel­si) (Ovid. Trist. III. 1. 59). Колон­на­ды, види­мо, обрам­ля­ли зад­нюю и боко­вые сто­ро­ны пло­ща­ди перед хра­мом, а биб­лио­те­ка нахо­ди­лась в двух боль­ших апсидаль­ных залах с мно­же­ст­вом ниш к юго-восто­ку от него. В ходе недав­них рас­ко­пок дома Авгу­ста (Do­mus Augus­ti), рас­по­ло­жен­но­го севе­ро-запад­нее, обна­ру­жи­лись весо­мые свиде­тель­ства в поль­зу этой лока­ли­за­ции, хотя, конеч­но, здесь доступ­но очень малень­кое про­стран­ство.

Бог это­го хра­ма назы­вал­ся не толь­ко Пала­тин­ским (Pa­la­ti­nus), но и Кора­бель­ным (Na­va­lis: Pro­pert. IV. 1. 3), Акци­ем (Ac­tius: Pro­pert. IV. 6. 67), Актий­ским (Ac­tia­cus: Ovid. Met. XIII. 715) и Рам­нунт­ским (Rham­nu­sius: Not. Reg. X). Не сле­ду­ет счи­тать эти име­на эпи­те­та­ми в под­лин­ном смыс­ле сло­ва, но послед­ний, по-види­мо­му, тре­бу­ет объ­яс­не­ния. Хёфер (Ro­scher W. H., ed. Aus­führli­ches Le­xi­kon der grie­chi­schen und rö­mi­schen Mytho­lo­gie. Leip­zig 1884—1937. Bd. 4. S. 88) колеб­лет­ся меж­ду дву­мя вари­ан­та­ми: либо это пере­нос, обу­слов­лен­ный частым соеди­не­ни­ем Неме­зиды и Арте­ми­ды, либо куль­то­вая ста­туя — Апол­лон работы Ско­па­са — изна­чаль­но про­ис­хо­ди­ла из Рам­нун­та. Конеч­но, послед­ний вари­ант гораздо прав­до­по­доб­нее.


Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 434—441, 468—479;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 31—32;
Bauer H. Das Ka­pi­tell des Apol­lo Pa­la­ti­nus-Tem­pels // MDAI(R). Bd. 76. 1969. S. 183—204;
Lug­li G. Iti­ne­ra­rio di Ro­ma an­ti­ca. Ro­ma, 1975. P. 174—179;
Thompson D. L. The Mee­tings of the Ro­man Se­na­te on the Pa­la­ti­ne // AJA. Vol. 85. 1981. P. 335—339;
Ca­ret­to­ni G. Das Haus des Augus­tus auf dem Pa­la­tin. Mainz, 1983. S. 9—16;
Zan­ker P. Der Apol­lo­tem­pel auf dem Pa­la­tin: ausstat­tung und po­li­ti­sche Sinnbe­zü­de nach der Schlacht von Ac­tium // ARID. Suppl. 10. 1983. S. 21—40.

См. также:
Храм Аполлона Палатинского (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 14.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Остатки храма Аполлона Палатинского и его реконструкция, выполненная в 1838 г. J. J. Clerget.

Рим, Палатин.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Палатине.
Подиум.
28 г. до н. э.
Рим, Палатин.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Палатине.
Подиум.
28 г. до н. э.
Рим, Палатин.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА