Мифы народов мира

ПЕРСЕ́Й (Περ­σεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии пред­ок Герак­ла, сын аргос­ской царев­ны Данаи и Зев­са. Золотым дождём Зевс про­ник в мед­ный терем, где была запер­та Даная её отцом Акри­си­ем, знав­шим о сво­ей смер­ти от руки вну­ка. Даная с Пер­се­ем были в ящи­ке бро­ше­ны в море раз­гне­ван­ным царём, но вылов­ле­ны рыба­ком Дик­ти­сом у ост­ро­ва Сериф. Пер­сей был вос­пи­тан в доме Дик­ти­са, а затем отправ­лен царём ост­ро­ва Полидек­том, влю­бив­шим­ся в Данаю, на розыс­ки гор­го­ны Меду­зы. Пер­сею помог­ли Афи­на и Гер­мес. По сове­ту богов Пер­сей достиг сна­ча­ла пре­де­лов край­не­го запа­да, где оби­та­ли граи, имев­шие на трёх сестёр один зуб и один глаз. Овла­дев и зубом, и гла­зом, он вер­нул их гра­ям в обмен на ука­за­ние пути к ним­фам, обла­дав­шим кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми, шап­кой-невидим­кой и заплеч­ной сум­кой. Пер­сей полу­чил от нимф эти дары и воору­жил­ся ост­рым кри­вым ножом, подар­ком Гер­ме­са. Под­няв­шись в воздух на кры­ла­тых сан­да­ли­ях, Пер­сей отру­бил голо­ву смерт­ной Меду­зе, одной из трёх сестёр-гор­гон, глядясь в бле­стя­щий щит, протя­ну­тый Афи­ной, чтобы не встре­тить­ся взглядом с гла­за­ми Меду­зы, пре­вра­щав­ши­ми всё живое в камень. От дру­гих гор­гон Пер­сей скрыл­ся с помо­щью шап­ки-невидим­ки, спря­тав голо­ву Меду­зы в заплеч­ную сум­ку. В Эфи­о­пии Пер­сей спас Анд­ро­меду, цар­скую дочь, отдан­ную на съе­де­ние мор­ско­му чудо­ви­щу, и взял Анд­ро­меду в жёны, рас­крыв заго­вор её роди­ча, отверг­ну­то­го жени­ха, пре­вра­щён­но­го вме­сте со сво­и­ми сообщ­ни­ка­ми в камень. Вер­нув­шись на ост­ров Сериф, Пер­сей спас свою мать от при­тя­за­ний Полидек­та, пре­вра­тив его и всех его при­вер­жен­цев в камен­ные ста­туи и сде­лав Дик­ти­са пра­ви­те­лем ост­ро­ва. Пер­сей с Анд­ро­медой яви­лись в Аргос, откуда бежал Акри­сий, спа­са­ясь в Лариссе. Тут, участ­вуя в состя­за­ни­ях, Пер­сей неча­ян­но дис­ком убил сво­его деда, после чего, не желая пра­вить в Арго­се, пере­брал­ся в Тиринф, оста­вив в обмен сво­е­му тиринф­ско­му роди­чу наследие деда. Дары, с помо­щью кото­рых Пер­сей совер­шил свои подви­ги, были воз­вра­ще­ны Гер­ме­су и ним­фам. Голо­ву Меду­зы водру­зи­ла на свою эгиду Афи­на (Apol­lod. II 4, 1—4).

Мифы о Пер­сее типич­ны для ста­нов­ле­ния геро­и­че­ской мифо­ло­гии и утвер­жде­ния вла­сти олим­пий­цев на зем­ле через сво­их потом­ков. Замет­ны чер­ты ска­зоч­ных сюже­тов (осво­бож­де­ние цар­ской доче­ри и награ­да), а так­же древ­них фети­шист­ских моти­вов (шап­ка-невидим­ка, кры­ла­тые сан­да­лии и др.).


Лит.: Woodward J. M., Per­seus, Camb., 1937; Langlotz E., Per­seus, Hdlb., 1951.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 304—305.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персей с головой Медузы.
Мрамор.
Римская оригинальная работа времен Флавиев-Траяна.
Остия, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Убийство Медузы Персеем в присутствии Афины и рождение Пегаса. Метопа фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персей с головой Медузы.
Мрамор.
Римская оригинальная работа времен Флавиев-Траяна.
Остия, Археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей с головой Медузы.
Фреска в комнате 30 (diaeta), примыкающей к большому портику.
Середина I в. н. э.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Сан-Марко, комната 30.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска IV стиля из Помпей (VI, 9, 6).
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
8. НАДПИСИ. Рим.
Хвалебная надпись в честь консула Луция Эмилия Павла, победившего лигуров в 181 г. до н. э. и Персея, царя Македонии, в 168 г. до н. э.
Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL XI 1829 = CIL I, p. 194 = ILLRP 81 = ILS 57.
Рим, Музей Римской культуры.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Персей и Андромеда.
Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персей с головой Медузы.
Мрамор.
Римская оригинальная работа времен Флавиев-Траяна.
Остия, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Персей Македонский
Пелла или Амфиполь, 173—171 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Персея в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΠΕΡΣΕΩΣ — орел стоит на пучке молний; сверху и слева — две монограммы, между лапами — буква Φ; все внутри венка; внизу — изображение плуга.
2. Драхма, серебро
Персей Македонский
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
3. Тетрадрахма, серебро
Филипп V
Пелла или Амфиполь, 184—179 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Филиппа V в образе Персея влево и гарпа (меч Персея) над его плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ — дубина; вверху — монограмма магистрата Зоила, внизу — две монограммы; все внутри венка. Слева — звезда.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА