Мифы народов мира

А́РГОС, АРГУС (греч. Ἄργος, лат. Ar­gus), в гре­че­ской мифо­ло­гии вели­кан, сын Геи-Зем­ли (Apol­lod. II 1, 2—3). Тело Аргоса было испещ­ре­но бес­чис­лен­ным мно­же­ст­вом глаз (по дру­гим вер­си­ям, сто или четы­ре гла­за), при­чём спа­ли одно­вре­мен­но толь­ко два гла­за. Гера при­ста­ви­ла неусып­но­го Аргоса стра­жем и пас­ту­хом к Ио, воз­люб­лен­ной Зев­са, пре­вра­щён­ной в коро­ву. По при­ка­зу Зев­са, не вынес­ше­го стра­да­ний Ио, Аргос был убит Гер­ме­сом, пред­ва­ри­тель­но усы­пив­шим его игрою на сви­ре­ли и рас­ска­зом о люб­ви Пана к наяде Сирин­ге. Гера пере­нес­ла гла­за Аргоса на опе­ре­ние пав­ли­на (Ovid. Met. I 624—723). Арха­и­че­ский образ Аргоса пере­пле­та­ет­ся с пред­став­ле­ни­я­ми об Арго­се — сыне Зев­са и Нио­бы, эпо­ни­ме горо­да Аргоса в Пело­пон­не­се и осно­ва­те­ле зем­леде­лия, а так­же с Арго­сом — пра­вну­ком преды­ду­ще­го и осво­бо­ди­те­лем людей от чудо­вищ (бык в Арка­дии, эхид­на); этот Аргос — пере­ход­ная фигу­ра от арха­и­ки к геро­из­му, в даль­ней­шем — пер­со­ни­фи­ка­ция звёзд­но­го неба (Ae­schyl. Prom. 569—679).

А. А. Тахо-Годи

См. также:
АРГОС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 101.
На официальном сайте septoletetotal.ru можно получить информацию о лечении боли в горле.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио, Арг и Гермес.
Фреска IV стиля.
60—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ГЛИПТИКА.
Ио, Аргус и Гермес (?).
Сардоникс. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Арг сторожит Ио.
Фреска IV стиля на западной стене Мацеллума.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Мацеллум (VII, 9, 7—8).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио и Арг.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
Четвертый стиль. 62—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА