Э́ПОС, ЕПОС
Epos.
[1] I. У греков. Гомер обозначает епические песни везде словом ἀοιδή, в то время как ἔπος, ἔπεα значит у него — слово, речь, рассказ и история, в противоположность к μῦθος, который заключает понятие о субъективном изображении и представлении исторического. Лишь позднейшие писатели, начиная с Пиндара, употребляют слово ἔπη для обозначения стихотворения епического, в противоположность лирическому. Уже то простое соображение, что такой полный и законченный епос, как гомерический, не мог появиться в народе вдруг, без предшественников, должно убедить нас, что еще до Гомера существовала епическая поэзия. Только этим можно объяснить у Гомера, между прочим, твердость и определенность представлений о мире и богах, постоянные эпитеты последних, краткие упоминания о героях и сказаниях о них, как, напр., о Персее (Il. 14, 320), о Геракле, аргонавтах (Od. 12, 66), которые, очевидно были настолько известны, что Гомер мог напоминать о них своим слушателям самыми легкими намеками. Как греческая поэзия вообще, так и епическая песнь в особенности, возникла, вероятно, у богатого песнями фракийского народа в Пиерии, под Олимпом и Геликоном, от которого по Елладе распространился культ муз, богинь песнопений, и поэты которого — Евмолп, Орфей, Мусей, Фамирис, считались отцами всякого рода поэзии. Между тем как стихотворство первых трех мифических певцов считается преимущественно жреческой поэзией мистико-ентузиастического рода, произведениями которой были космогонии, изречения оракулов, гимны и т. п., [2] Фамирис (Il. 2, 594) является уже более епическим певцом, вроде Фемия и Демодока. Поэзия гимнов, служащая культу, приняла мало-помалу епический характер, вследствие того, что рассказывала, как и часть гомеровских гимнов, историю богов, их деяния и страдания. С этими мифическими сказаниями о богах и их почитании слились затем родовые и племенные сказания о царях и народах и дали материал для возникновения епоса. Догомеровские певцы, выступавшие при празднествах и поэтических состязаниях и способствовавшие своим пением оживлению и веселью пиров при царских дворах, брали какое-нибудь коротенькое событие, незначительный по объему случай из богатого сокровища сказаний прежних времен и разукрашивали его своей поэтической фантазией. Так, Демодок воспел у феаков любовь Арея и Афродиты, а из круга троянских сказаний — ссору Ахиллея с Одиссеем и взятие Трои с помощью деревянного коня (Od. 8, 74. 266. 499); Фемий, ифакский певец, воспел таким же образом печальное возвращение ахейцев из-под Илиона. Od. 1, 326. Таким образом, несомненно, что епические песнопения были в ходу в большей части Греции уже задолго до Гомера, особенно же развились они у ионического племени, которое, живя под благословенным небом Малой Азии и островов, опередило прочие племена в духовном развитии и особенно в поэзии; [3] а в этом племени Гомер прежде всех довел епос до самой высокой степени развития. От древнейших певцов унаследовал он материалы и метрическую форму — дактилический гексаметр, равно как и твердо определившийся епический стиль; то и другое было Гомером развито и усовершенствовано и навсегда осталось принадлежностью греческого епоса. Однако же Гомер существенно отличается от своих предшественников: они брали предметом своих кратких песнопений лишь отдельные деяния из мира героев или же внешним образом соединяли более длинные ряды их приключений; Гомер же из массы сказаний избирал один предмет и своим художественным творчеством, развивал его, следуя закону единства, в целый круг сказаний. Так, творения его, «Илиада» и «Одиссея», сделались прототипами героического епоса и служат вообще мерилом для характеристики этого рода поэзии. Эти произведения характеризуются спокойным, бесстрастным, но в то же время живым изображением объективного мира, которым, с точки зрения героического епоса, является идеальная, полная высоких деяний мифическая древность со своими богами и героями (см. Homerus). От обыкновенного героического епоса Гомера отличается дидактический религиозно-нравственный епос эолийца Гесиода из беотийской Аскры (жившего приблизительно на 100 лет позже Гомера) и его школы (см. Hesiodus). [4] Напротив, теснее примыкают к гомерическому епосу так называемые киклические епосы ионийцев, которые приблизительно с начала олимпиад писали в гомеровском роде, но уступали Гомеру по художественности и таланту и старались связать свои произведения с «Илиадой» и «Одиссеей» таким образом, чтобы все вместе составляли одно большое мифологическое целое из круга троянских и родственных с ними героических сказаний, ср.: Welcker, der epische Cyclus od. die homerischen Dichter (2 т., 1830 слл.,
[6] Ок. 5 в. по Р. Х. епическая поэзия обнаружила еще раз на короткое время признаки жизни, вследствие изучения софистики в виде так называемого мифографического епоса. К этому времени относятся: Квинт (Κόϊντος) смирнейский (называемый Calaber, так как одна из рукописей его произведения найдена в Калабрии в 15 в.), бездарный подражатель Гомера в своем τὰ μεθ’ Ὅμηρον (изд. Köchly, 1850; изд. текста 1853), далее Нонн из Панополя в Египте, написал в юности, будучи язычником, епос Βασσαρικά или Διονυσιακά (мифы о Дионисе) и позже, уже христианином, — епическую метафразу Евангелия от Иоанна; то и другое произведения сохранились. Он является истинным поэтом того времени, который особенной обработкой гексаметра, необычным риторически-страстным языком, игривой фантазией и высокопарным пафосом произвел впечатление новизны и пробудил на некоторое время интерес даже в тогдашний дряблый век; но все качества его поэзии совершенно противоречили характеру епоса. Изд. Дионис. Gräfe (2 тт., 1819) и Köchly (2 тт., 1858); Метафразы — Passow (1834). Вероятно, к началу 6 в. относятся: Трифиодор (Tryphiodoros или Triphiodoros), грамматик из Египта, написавший Ἰλίου ἅλωσις (изд. Wernicke, 1819, и Köchly, 1850), Коллуф из Ликополя в Египте, от которого сохранилась ἁρπαγὴ Ἑλένης (изд. Lennep, 1747, Bekker, 1816) и Мусей, оставивший маленький епос τὰ καθ’ Ἡρὼ καὶ Λέανδρον, отличающийся изящностью и теплотой чувства; во всяком случае, это лучшее епическое произведение времен империи (изд. Passow, 1810, Möbius, 1814). Иоанн Цецес, ученый, но не обладающий вкусом грамматик из Константинополя заключает греческий епос своими Ἰλιακά, в 12 в. Изд. Jacobs (1793) и Bekker (1816). [7] Рядом с мифическим или героическим епосом, примыкающим к Гомеру, выступает так называемый дидактический епос еллинов, в духе поэзии Гесиода. К этому разряду принадлежат философические стихотворения Ксенофана (περὶ φύσεως), Парменида из Елеи, род. ок. 516 г. до Р. Х. (περὶ φύσεως), Емпедокла из Акраганта, ок. 444 г. до Р. Х. (φυσικά и пр.), и александрийская дидактика; и тут и там поэтический элемент подчинен фактическому. Между александрийскими дидактиками упомянем Арата из Сол (Soli см. сл.) и Никандра колофонского, ок. 150 г. до Р. Х., от которого сохранились Θηριακά (средство против укушения ядовитых змей) и Ἀλεξιφάρμακα (средство против отравления кушаньями), оба запутаны, тяжеловаты и без поэтических достоинств. Лучшее изд. O. Schneider’а (1856). В позднейшие римские времена и после Р. Х. до византийских времен продолжали являться эти сухие, чуждые поэзии медицинские, астрономические, географические и другие практического направления стихотворения.
Александрийские ученые ставили в число наилучших епических поэтов Гомера, Гесиода, Паниасиса, Антимаха и может быть Хойрила.
[8] II. У римлян епос является тотчас же с началом их литературы, потому что уже Ливий Андроник переводил «Одиссею», а Невий тотчас же занялся современной историей в своем bellum punicum. Енний пользовался греческим дактилическим размером вместо сатурния и в своих annales дал образец обработки национальной истории. После него надо назвать Гостия, Фурия, Акция; их историко-епические произведения не сохранились. Цицерон воспел свое собственное консульство, П. Варрон Атацин — секванскую войну Цезаря; и в первые времена императоров не было недостатка в поэтах, возвеличивавших события своего времени в епических стихотворениях и панегириках. Позднее явились Лукан (Pharsalia), Силий Италик (Punica), пока Клавдиан не закончил этого направления своими многочисленными епическими произведениями в панегирическом духе. Весьма распространенная в Риме в 1 в. до Р. Х. любовь к изучению александрийских писателей повела к занятиям героическим епосом, но большая часть того, что сделано было в этой области поэзии, утрачено; епические произведения Варрона, Гельвия Цинны, Педона, Фурия Бибакула, Юла Антония, Эмилия Мацера и др. пропали; сохранились лишь Стаций (Thebais, Achilleis), Валерий Флакк (Argonautica), Клавдиан (raptus Proserpinae, Gigantomachia). Середину между обоими направлениями занимает Aeneis Вергилия, которая заслужила всеобщее одобрение обработкой отечественных сказаний и со стороны изложения сделалась образцом для последующих поэтов.
С особенной любовью римляне во все времена занимались дидактической поэзией; здесь надо указать на обработку епикурейской философии Лукреция, Georgica Вергилия, поэмы Овидия; но и в позднейшие времена писали в этом роде Граций Фалиск (Cynegetica), Манилий (Astronomica) и разные обрабатыватели Арата, Колумелла и Палладий (земледелие), Авзоний (Mosella), Авиен (география); наконец, в этой форме писались учебники риторики и метрики.