Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВСАДНИКИ, ЭКВИ́ТЫ

[1] Equĭtes, в раз­лич­ные вре­ме­на име­ли раз­лич­ное зна­че­ние, поче­му здесь надо раз­ли­чать несколь­ко пери­о­дов.

1-й пери­од. С Рому­ла до Грак­хов equi­tes были частью рим­ско­го вой­ска, так что име­ли чисто воен­ное зна­че­ние и посто­ян­но сме­ня­лись, пото­му что тот, кто выхо­дил в отстав­ку, по окон­ча­нии сро­ка служ­бы пере­ста­вал быть eques. Ромул обра­зо­вал этот раз­ряд вой­ска сле­дую­щим обра­зом: он велел выбрать по 100 equi­tes из каж­дой из корен­ных 3 триб — рам­нов, тици­ев и люце­ров, так что на каж­дую из 30 курий при­хо­ди­лось по 10 equi­tes. Каж­дые 100 чело­век состав­ля­ли цен­ту­рию и назы­ва­лись по име­ни той три­бы, кото­рой они были пред­ста­ви­те­ля­ми, каж­дые 30 чело­век состав­ля­ли тур­му, и каж­дые 10 чело­век име­ли сво­его деку­ри­о­на. Общим началь­ни­ком их был Tri­bu­nus Ce­le­rum (см.). Тулл Гости­лий, по обыч­ной тра­ди­ции, к 300 Рому­ло­вым всад­ни­кам при­ба­вил 300 всад­ни­ков, в чис­ле 10 турм, из тогдаш­них жите­лей Аль­бы, кото­рые и долж­ны были пере­се­лить­ся в Рим (Liv. 1, 30), но не изме­нил чис­ла цен­ту­рий. Это изве­стие мож­но отне­сти с гораздо боль­шей веро­ят­но­стью к допу­ще­нию цен­ту­рии люце­ров к цен­ту­ри­ям рам­нов и тици­ев. Тарк­ви­ний Приск удво­ил чис­ло equi­tes по той же тра­ди­ции, так что при нем было уже 1200 всад­ни­ков (400 рам­нов, имен­но 200 prio­res, 200 pos­te­rio­res и т. д.). Liv. 1, 36. Cic. r. p. 2, 20. Но веро­ят­но, что Тарк­ви­ний Приск удво­ил лишь чис­ло 300 ce­le­res, так что с тех пор было 200 рам­нов, 100 prio­res, 100 pos­te­rio­res и т. д. Из этих 1200 (вер­нее, веро­ят­но, 600) equi­tes Сер­вий Тул­лий соста­вил, надо думать, 6 цен­ту­рий (см. Sex suffra­gia) и при­ба­вил к ним 12 цен­ту­рий новых или пле­бей­ских всад­ни­ков, в чис­ле 2400 (вер­нее, 1200) чело­век, все­го, сле­до­ва­тель­но, не 3600, а 1800, како­вое чис­ло дол­го сохра­ня­лось. Со вре­ме­ни Сер­вия Тул­лия для того, кто желал посту­пить во всад­ни­ки, тре­бо­вал­ся извест­ный ценз, веро­ят­но в 10 раз пре­вы­шав­ший мини­маль­ный ценз 1-го клас­са. [2] Все, состо­яв­шие в 18 цен­ту­ри­ях и при­знан­ные сна­ча­ла со сто­ро­ны кон­су­лов, потом со сто­ро­ны цен­зо­ров и вне­сен­ные в спи­сок, полу­ча­ли от государ­ства equ­us pub­li­cus, т. е. день­ги на покуп­ку бое­во­го коня, назы­вае­мые aes equestre, в сум­ме 10000 ассов (секс­тан­тар­ных), и вдо­ба­вок на содер­жа­ние коня, aes hor­dea­rium, в раз­ме­ре 2000 ассов, см. Aes. Эти сум­мы отно­сят­ся, одна­ко, не к древ­ней­шим и пер­во­на­чаль­ным вре­ме­нам, а к тому вре­ме­ни, когда денеж­ные окла­ды были нор­ми­ро­ва­ны по секс­тан­тар­но­му раз­ме­ру. Все вре­мя, пока всад­ник имел equ­us, он имел пра­во голо­со­ва­ния в 18 цен­ту­ри­ях и мог удер­жи­вать за собой коня и по исте­че­нии сро­ка служ­бы, даже в том слу­чае, когда посту­пал в сенат; так было до тех пор, пока одним пле­бис­ци­том, упо­ми­нае­мым у Цице­ро­на (r. p. 4, 2), не было опре­де­ле­но, что всад­ник, посту­пая в сенат, дол­жен воз­вра­тить equ­us pub­li­cus и не име­ет уже после это­го пра­ва голо­са во всад­ни­че­ских цен­ту­ри­ях.

Кро­ме 1800 equi­tes 18 цен­ту­рий были еще с пер­вых вре­мен рес­пуб­ли­ки, 409 г. до Р. Х., equi­tes equo pub­li­co, не при­над­ле­жав­шие к цен­ту­ри­ям. Но это учреж­де­ние Вале­рия Попли­ко­лы, кажет­ся, пало, после того как вошли в силу equi­tes equo pri­va­to. Имен­но с 403 г. до Р. Х. обра­зо­ва­лось новое всад­ни­че­ство вслед­ст­вие того, что во вре­мя оса­ды Вей­ев мно­гие моло­дые люди, обла­дав­шие всад­ни­че­ским цен­зом, заяви­ли жела­ние посту­пить во всад­ни­ки и нести служ­бу на соб­ст­вен­ных конях. Сенат при­нял прось­бу и с тех пор рядом со всад­ни­ка­ми в соб­ст­вен­ном смыс­ле, equo pub­li­co, суще­ст­во­ва­ла осо­бая кава­ле­рия из бога­той моло­де­жи, не вла­дев­шей ни equ­us pub­li­cus, ни всад­ни­че­ским досто­ин­ст­вом, ни пра­вом голо­са в 18 цен­ту­ри­ях.

[3] 2-й пери­од. Всад­ни­ки, как посто­ян­ное сосло­вие рим­ско­го наро­да (or­do eques­ter), зани­мав­шее сред­нее место меж­ду сена­том и наро­дом, воз­ник­ли в 123 г. до Р. Х. вслед­ст­вие lex iudi­cia­ria Гая Сем­п­ро­ния Грак­ха. Этим зако­ном было уста­нов­ле­но, что все име­ю­щие всад­ни­че­ский ценз (400000 сестер­ци­ев = 1000000 секс­тан­тар­ных ассов) и извест­ный воз­раст, име­ют пра­во на судей­ские места. Пере­пи­сан­ные в lex граж­дане заня­ли судеб­ные долж­но­сти и назы­ва­лись iudi­ces. Но ско­ро всех граж­дан, обла­даю­щих 400000 сестер­ци­ев и при­зван­ных или могу­щих быть при­зван­ны­ми к долж­но­сти судьи, нача­ли назы­вать всад­ни­ка­ми, хотя это был титул, не име­ю­щий сам по себе ника­ко­го зна­че­ния. Государ­ст­вен­ные откуп­щи­ки, pub­li­ca­ni, как самые бога­тые люди, обра­зо­ва­ли ядро это­го ново­го сосло­вия (см. Pub­li­ca­ni), и меж­ду ними и пар­ти­ей сена­та воз­ник­ла ожив­лен­ная борь­ба, про­дол­жав­ша­я­ся до Авгу­ста. С его еди­но­вла­сти­ем исчез дух каст, и хотя Август при­знал в досто­ин­стве всад­ни­ков всех граж­дан, вла­де­ю­щих 400000 сестер­ци­ев и утвер­дил наслед­ст­вен­ность это­го зва­ния, но сосло­вие всад­ни­ков утра­ти­ло вся­кое зна­че­ние и быст­ры­ми шага­ми пошло к упад­ку. Оно поте­ря­ло и судеб­ные долж­но­сти и государ­ст­вен­ные отку­пы; золо­тое коль­цо — знак всад­ни­че­ско­го досто­ин­ства — пере­шло к дру­гим граж­да­нам (см. An­nu­lus), исчез­ло, нако­нец, и самое имя eques, так что equi­tes назы­ва­лись толь­ко еще те, кото­рые име­ли equ­us pub­li­cus и состо­я­ли в древ­них всад­ни­че­ских тур­мах. С целью под­нять сосло­вие, Август выде­лил часть его, име­ю­щую сена­тор­ский ценз, и дал ей имя equi­tes il­lustres и дру­гие отли­чия; но осталь­ная часть всад­ни­ков постра­да­ла от это­го еще более. В воен­ной служ­бе они и без того уже дав­но не поль­зо­ва­лись ника­ким зна­че­ни­ем, и с тех пор как Сци­пи­он во 2-ю пуни­че­скую вой­ну набрал мно­го кон­ных вспо­мо­га­тель­ных войск, зна­че­ние это нача­ло падать окон­ча­тель­но и рим­ские всад­ни­ки совсем исчез­ли из рим­ско­го вой­ска. Так назы­вае­мые equi­tes были капи­та­ли­сты, государ­ст­вен­ные откуп­щи­ки или же зани­ма­ли в то же вре­мя офи­цер­ские места. [4] Осо­бен­но со вре­мен Авгу­ста equi­tes equo pub­li­co при­зы­ва­лись к выс­ше­му роду служ­бы. Из их среды импе­ра­то­ры выби­ра­ли сво­их ami­ci, co­mi­tes, совет­ни­ков, выс­ших чинов­ни­ков, намест­ни­ков, вся­ко­го рода prae­fec­ti и т. д. Импе­ра­тор так­же жало­вал титул eques equo pub­li­co (при­чем equ­us pub­li­cus более уже не дава­ли) в награ­ду заслу­жен­ным офи­це­рам. Шесть всад­ни­че­ских турм (так разде­ле­ны были они по при­ме­ру ста­рин­но­го деле­ния на Ram­nes, Ti­ties и Lu­ce­res — prio­res и pos­te­rio­res), состо­я­щие под началь­ст­вом se­vi­ri и prin­ceps iuven­tu­tis, не име­ли ника­ко­го зна­че­ния как кор­по­ра­ция. Ино­гда, одна­ко, они соби­ра­лись, для совер­ше­ния, напр., древ­них sac­ra и для re­cog­ni­tio, кото­рую иско­ни про­из­во­дил цен­зор при цен­зе каж­дые пять лет; re­cog­ni­tio состо­я­ла в том, что всад­ни­ки под­хо­ди­ли пооди­ноч­ке к цен­зо­ру, кото­рый их под­вер­гал испы­та­нию и одоб­рял (сло­ва­ми tra­duc equ­um) или же отвер­гал (сло­ва­ми ven­de equ­um). Август уста­но­вил еже­год­ную re­cog­ni­tio и поста­вил ее в связь со ста­рин­ной transvec­tio. Это тор­же­ство, справ­ляв­ше­е­ся в июль­ские иды, состо­я­ло в том, что всад­ник, в парад­ном оде­я­нии, совер­шал тор­же­ст­вен­но про­езд от хра­ма Мар­са или Чести (Ho­nos) через форум в Капи­то­лий. Кор­пус всад­ни­ков соби­рал­ся так­же и в дни рож­де­ния импе­ра­то­ров, при выбо­ре патро­на и в дру­гих незна­чи­тель­ных слу­ча­ях.

Зна­ки всад­ни­че­ско­го досто­ин­ства были: 1) tra­bea (см.); 2) an­gus­tus cla­vus на туни­ке (см. Tu­ni­ca в ст. Ves­ti­men­ta; 3) an­nu­lus aure­us (см. An­nu­lus); 4) осо­бое место в теат­ре, со вре­ме­ни lex Ros­cia theat­ra­lis, на так назы­вае­мых qua­tuor­de­cim se­des.

3-й пери­од. Когда Кон­стан­тин пере­нес рези­ден­ции в Визан­тию, всад­ни­че­ские тур­мы дали нача­ло город­ской всад­ни­че­ской кор­по­ра­ции, сто­я­щей по ран­гу меж­ду сена­том и цеха­ми. Они поль­зо­ва­лись еще кое-каки­ми при­ви­ле­ги­я­ми и были в мило­сти у неко­то­рых импе­ра­то­ров. Нако­нец это учреж­де­ние совер­шен­но исчез­ло.

Ср.: Zumpt, über die röm. Rit­ter und den Rit­terstand in Rom (1840). Mar­quardt, his­tor. equi­tum Ro­man. 1, IV (1840). Nie­meyer, de equi­ti­bus Rom. (1851).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 490—491.
См. по теме: ДОНАЦИЯ • ЭДИКТАЛЫ • ЭКДИК • DELATIO NOMINIS •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика со сценой гладиаторского боя (т. н. «Симмахиева мозаика»).
Мрамор, известняк и стеклянная паста.
III в.
Мадрид, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА