ВСАДНИКИ, ЭКВИ́ТЫ
[1] Equĭtes, в различные времена имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов.
1-й период. С Ромула до Гракхов equites были частью римского войска, так что имели чисто военное значение и постоянно сменялись, потому что тот, кто выходил в отставку, по окончании срока службы переставал быть eques. Ромул образовал этот разряд войска следующим образом: он велел выбрать по 100 equites из каждой из коренных 3 триб — рамнов, тициев и люцеров, так что на каждую из 30 курий приходилось по 10 equites. Каждые 100 человек составляли центурию и назывались по имени той трибы, которой они были представителями, каждые 30 человек составляли турму, и каждые 10 человек имели своего декуриона. Общим начальником их был Tribunus Celerum (см.). Тулл Гостилий, по обычной традиции, к 300 Ромуловым всадникам прибавил 300 всадников, в числе 10 турм, из тогдашних жителей Альбы, которые и должны были переселиться в Рим (Liv. 1, 30), но не изменил числа центурий. Это известие можно отнести с гораздо большей вероятностью к допущению центурии люцеров к центуриям рамнов и тициев. Тарквиний Приск удвоил число equites по той же традиции, так что при нем было уже 1200 всадников (400 рамнов, именно 200 priores, 200 posteriores и т. д.). Liv. 1, 36. Cic. r. p. 2, 20. Но вероятно, что Тарквиний Приск удвоил лишь число 300 celeres, так что с тех пор было 200 рамнов, 100 priores, 100 posteriores и т. д. Из этих 1200 (вернее, вероятно, 600) equites Сервий Туллий составил, надо думать, 6 центурий (см. Sex suffragia) и прибавил к ним 12 центурий новых или плебейских всадников, в числе 2400 (вернее, 1200) человек, всего, следовательно, не 3600, а 1800, каковое число долго сохранялось. Со времени Сервия Туллия для того, кто желал поступить во всадники, требовался известный ценз, вероятно в 10 раз превышавший минимальный ценз 1-го класса. [2] Все, состоявшие в 18 центуриях и признанные сначала со стороны консулов, потом со стороны цензоров и внесенные в список, получали от государства equus publicus, т. е. деньги на покупку боевого коня, называемые aes equestre, в сумме 10000 ассов (секстантарных), и вдобавок на содержание коня, aes hordearium, в размере 2000 ассов, см. Aes. Эти суммы относятся, однако, не к древнейшим и первоначальным временам, а к тому времени, когда денежные оклады были нормированы по секстантарному размеру. Все время, пока всадник имел equus, он имел право голосования в 18 центуриях и мог удерживать за собой коня и по истечении срока службы, даже в том случае, когда поступал в сенат; так было до тех пор, пока одним плебисцитом, упоминаемым у Цицерона (r. p. 4, 2), не было определено, что всадник, поступая в сенат, должен возвратить equus publicus и не имеет уже после этого права голоса во всаднических центуриях.
Кроме 1800 equites 18 центурий были еще с первых времен республики, 409 г. до Р. Х., equites equo publico, не принадлежавшие к центуриям. Но это учреждение Валерия Попликолы, кажется, пало, после того как вошли в силу equites equo privato. Именно с 403 г. до Р. Х. образовалось новое всадничество вследствие того, что во время осады Вейев многие молодые люди, обладавшие всадническим цензом, заявили желание поступить во всадники и нести службу на собственных конях. Сенат принял просьбу и с тех пор рядом со всадниками в собственном смысле, equo publico, существовала особая кавалерия из богатой молодежи, не владевшей ни equus publicus, ни всадническим достоинством, ни правом голоса в 18 центуриях.
[3] 2-й период. Всадники, как постоянное сословие римского народа (ordo equester), занимавшее среднее место между сенатом и народом, возникли в 123 г. до Р. Х. вследствие lex iudiciaria Гая Семпрония Гракха. Этим законом было установлено, что все имеющие всаднический ценз (400000 сестерциев = 1000000 секстантарных ассов) и известный возраст, имеют право на судейские места. Переписанные в lex граждане заняли судебные должности и назывались iudices. Но скоро всех граждан, обладающих 400000 сестерциев и призванных или могущих быть призванными к должности судьи, начали называть всадниками, хотя это был титул, не имеющий сам по себе никакого значения. Государственные откупщики, publicani, как самые богатые люди, образовали ядро этого нового сословия (см. Publicani), и между ними и партией сената возникла оживленная борьба, продолжавшаяся до Августа. С его единовластием исчез дух каст, и хотя Август признал в достоинстве всадников всех граждан, владеющих 400000 сестерциев и утвердил наследственность этого звания, но сословие всадников утратило всякое значение и быстрыми шагами пошло к упадку. Оно потеряло и судебные должности и государственные откупы; золотое кольцо — знак всаднического достоинства — перешло к другим гражданам (см. Annulus), исчезло, наконец, и самое имя eques, так что equites назывались только еще те, которые имели equus publicus и состояли в древних всаднических турмах. С целью поднять сословие, Август выделил часть его, имеющую сенаторский ценз, и дал ей имя equites illustres и другие отличия; но остальная часть всадников пострадала от этого еще более. В военной службе они и без того уже давно не пользовались никаким значением, и с тех пор как Сципион во 2-ю пуническую войну набрал много конных вспомогательных войск, значение это начало падать окончательно и римские всадники совсем исчезли из римского войска. Так называемые equites были капиталисты, государственные откупщики или же занимали в то же время офицерские места. [4] Особенно со времен Августа equites equo publico призывались к высшему роду службы. Из их среды императоры выбирали своих amici, comites, советников, высших чиновников, наместников, всякого рода praefecti и т. д. Император также жаловал титул eques equo publico (причем equus publicus более уже не давали) в награду заслуженным офицерам. Шесть всаднических турм (так разделены были они по примеру старинного деления на Ramnes, Tities и Luceres — priores и posteriores), состоящие под начальством seviri и princeps iuventutis, не имели никакого значения как корпорация. Иногда, однако, они собирались, для совершения, напр., древних sacra и для recognitio, которую искони производил цензор при цензе каждые пять лет; recognitio состояла в том, что всадники подходили поодиночке к цензору, который их подвергал испытанию и одобрял (словами traduc equum) или же отвергал (словами vende equum). Август установил ежегодную recognitio и поставил ее в связь со старинной transvectio. Это торжество, справлявшееся в июльские иды, состояло в том, что всадник, в парадном одеянии, совершал торжественно проезд от храма Марса или Чести (Honos) через форум в Капитолий. Корпус всадников собирался также и в дни рождения императоров, при выборе патрона и в других незначительных случаях.
Знаки всаднического достоинства были: 1) trabea (см.); 2) angustus clavus на тунике (см. Tunica в ст. Vestimenta; 3) annulus aureus (см. Annulus); 4) особое место в театре, со времени lex Roscia theatralis, на так называемых quatuordecim sedes.
3-й период. Когда Константин перенес резиденции в Византию, всаднические турмы дали начало городской всаднической корпорации, стоящей по рангу между сенатом и цехами. Они пользовались еще кое-какими привилегиями и были в милости у некоторых императоров. Наконец это учреждение совершенно исчезло.
Ср.: Zumpt, über die röm. Ritter und den Ritterstand in Rom (1840). Marquardt, histor. equitum Roman. 1, IV (1840). Niemeyer, de equitibus Rom. (1851).