Мифы народов мира

КАДМ (Κάδ­μος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын фини­кий­ско­го царя Аге­но­ра, осно­ва­тель Фив (в Бео­тии). Послан­ный отцом вме­сте с дру­ги­ми бра­тья­ми на поис­ки Евро­пы, Кадм после дол­гих неудач во Фра­кии обра­тил­ся к дель­фий­ско­му ора­ку­лу Апол­ло­на и полу­чил ука­за­ние пре­кра­тить поис­ки и сле­до­вать за коро­вой, кото­рая ему повстре­ча­ет­ся при выхо­де из свя­ти­ли­ща; там, где коро­ва ляжет отдох­нуть, Кадм дол­жен осно­вать город. В ука­зан­ном месте Кад­му при­шлось всту­пить в борь­бу с дра­ко­ном, рас­тер­зав­шим его спут­ни­ков. Убив чудо­ви­ще кам­ня­ми, Кадм по сове­ту Афи­ны засе­ял поле его зуба­ми, из кото­рых вырос­ли воору­жён­ные люди (спар­ты), тут же всту­пив­шие в еди­но­бор­ство друг с дру­гом. Пяте­ро остав­ших­ся в живых ста­ли родо­на­чаль­ни­ка­ми знат­ней­ших фиван­ских родов в осно­ван­ной Кад­мом кре­по­сти Кад­мее, вокруг кото­рой вырос­ли Фивы (Eur. Phoen. 638—675; Ovid. Met. III 6—130; Apol­lod. III 4, 1). Так как уби­тый Кад­мом дра­кон был сыном бога Аре­са, Кад­му при­шлось в тече­ние 8 лет нести иску­пи­тель­ную служ­бу у бога, после чего Арес по воле Зев­са выдал за Кад­ма свою дочь Гар­мо­нию и при­гла­сил на их свадь­бу всех богов (Pind. Pyth. III 88—94). От это­го бра­ка, по тра­ди­ци­он­ной вер­сии, у Кад­ма роди­лись сын Полидор, буду­щий дед Лая, и четы­ре доче­ри: Авто­ноя (мать Актео­на), Ино, Ага­ва и Семе­ла (Hes. Theog. 975—978). В ста­ро­сти Кадм вме­сте с Гар­мо­ни­ей пере­се­ли­лись в Илли­рию, где они пре­вра­ти­лись в змей и в кон­це кон­цов ока­за­лись в эли­зи­у­ме (Apoll. Rhod. VI 516 след.; Apol­lod. III 5, 4). В исто­ри­че­ское вре­мя Кад­му при­пи­сы­ва­ли изо­бре­те­ние гре­че­ско­го пись­ма.

В мифе о Кад­ме ска­зоч­ные моти­вы стран­ст­вий бога­ты­ря и поедин­ка с чудо­ви­щем соеди­ни­лись с вос­по­ми­на­ни­я­ми о свя­зях, суще­ст­во­вав­ших ещё в микен­скую эпо­ху меж­ду Фива­ми и государ­ства­ми Малой Азии. Най­ден­ные в Фивах цилин­дри­че­ские печа­ти мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния (14 в. до н. э.) свиде­тель­ст­ву­ют о том, что эти вза­и­моот­но­ше­ния носи­ли доста­точ­но интен­сив­ный харак­тер. Посколь­ку в резуль­та­те фольк­лор­но­го пере­осмыс­ле­ния исто­ри­че­ских дан­ных Кадм ока­зал­ся выход­цем из Фини­кии, ему и было при­пи­са­но тра­ди­ци­ей изо­бре­те­ние гре­че­ско­го алфа­ви­та (кото­рый в кон. 9 — нач. 8 вв. до н. э. воз­ник из фини­кий­ско­го пись­ма).

В. Н. Ярхо

См. также:
КАДМ (Словарь античности)
КАДМ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 607.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Битва Кадма с драконом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА