Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАДМ

Cad­mus, Κάδ­μος,

1) сын фини­кий­ско­го царя Аге­но­ра и Теле­фас­сы, брат Евро­пы, Фой­ни­ка и Кили­ка. Когда Зевс похи­тил Евро­пу, Аге­нор послал сво­их сыно­вей искать ее, с при­ка­за­ни­ем не преж­де вер­нуть­ся домой, как отыс­кав сест­ру. Кадм, в сопро­вож­де­нии сво­ей мате­ри Теле­фас­сы, пошел во Фра­кию, где и умер­ла его мать; затем он отпра­вил­ся в Дель­фы и полу­чил при­ка­за­ние ора­ку­ла пре­кра­тить поис­ки сест­ры, идти сле­дом за коро­вой и на том месте, где она ляжет отдох­нуть, постро­ить город. В Фокиде он нашел в ста­де Пела­го­на ука­зан­ную ора­ку­лом коро­ву и после­до­вал за ней в Бео­тию. На том месте, где коро­ва лег­ла на зем­лю, Кадм осно­вал город Фивы, кремль кото­ро­го в честь его име­ни был назван Кад­ме­ей. Желая при­не­сти жерт­ву богам (Зем­ле, Афине и Зев­су), Кадм послал неко­то­рых из сво­их спут­ни­ков к нахо­див­ше­му­ся вбли­зи источ­ни­ку Арея за водой. Но они были уби­ты Аре­евым дра­ко­ном, сыном Арея и ери­нии Тиль­фо­сы (Демет­ры), кото­рый сте­рег этот источ­ник. Тогда Кадм пошел туда сам и убил дра­ко­на. Зубы его, по сове­ту Афи­ны, он посе­ял и из них вырос­ли воору­жен­ные люди, кото­рые ста­ли бороть­ся друг с дру­гом и погиб­ли все, кро­ме 5: Ехи­о­на (зме­и­но­го), Удайя (поч­ве­но­го), Хто­ния (зем­ля­но­го), Пело­ра (испо­лин­ско­го), и Гипе­ре­но­ра (пре­силь­но­го). Эти страш­ные сыны зем­ли, Σπαρ­τοί (посе­ян­ные), были родо­на­чаль­ни­ка­ми фиван­ской зна­ти, поэто­му часто весь фиван­ский народ назы­ва­ет­ся поко­ле­ни­ем Спар­тов; появ­ле­ние же их из зем­ли обо­зна­ча­ет автох­то­нию Фивян. За уби­е­ние дра­ко­на Кадм дол­жен был послу­жить Арею 8 лет (вели­кий год), по исте­че­нии кото­рых Афи­на пре­до­ста­ви­ла ему вла­ды­че­ство над Фива­ми, а Зевс дал ему в супру­ги Гар­мо­нию (согла­сие), дочь Арея и Афро­ди­ты. В свадь­бе, про­ис­хо­див­шей в Кад­мее, при­ни­ма­ли уча­стие все боги; Кадм вру­чил Гар­мо­нии в виде сва­деб­но­го подар­ка пла­тье (πέπ­λος) и полу­чен­ное им от Афро­ди­ты или Евро­пы оже­ре­лье, с кото­рым была свя­за­на гибель его рода. В Само­фра­ке, куда в эпо­ху пере­се­ле­ния дорян пере­пра­ви­лась часть древ­них жите­лей Фив и свя­за­ла таким обра­зом фиван­ские пре­да­ния и куль­ты с тузем­ны­ми, рас­ска­зы­ва­ли, что здесь Кадм, будучи посвя­щен в само­фрак­ские таин­ства, соче­тал­ся бра­ком с Гар­мо­ни­ей и что она — дочь Зев­са и Елек­тры, сест­ра Дар­да­на и Иаси­о­на. Дети их были: Авто­ноя (мать Актео­на), Ино (мать Мели­кер­та), Семе­ла (мать Дио­ни­са), Ага­ва (мать Пен­фея) и Полидор. Потом отпра­вил­ся Кадм с Гар­мо­ни­ей в Илли­рию, к енхе­лей­цам, сде­лал­ся царем и оста­вил власть родив­ше­му­ся там сыну Илли­рию, после того как сам, обра­тив­шись вме­сте с Гар­мо­ни­ей в дра­ко­ны, всту­пил в Ели­сей­ские поля. По при­веден­ным пре­да­ни­ям, Кадм — фини­ки­ец, а Фивы — фини­кий­ская коло­ния; неко­то­рые даже счи­та­ют его егип­тя­ни­ном. Меж­ду тем древ­ней­шие гре­че­ские поэты ниче­го об этом не зна­ют; лишь Геро­дот пред­став­ля­ет Кад­ма тирий­цем (2, 49. 1, 2). Кадм (устро­и­тель) был пер­во­на­чаль­но фиван­ским богом, подоб­но само­фрак­ско­му Гер­ме­су-Кад­ми­лу, и толь­ко в позд­ней­шее вре­мя, когда ста­ли созна­вать ста­рин­ную связь Гре­ции с Восто­ком, когда стре­ми­лись выве­сти гре­че­ское бого­слу­же­ние и гре­че­скую куль­ту­ру имен­но из Егип­та и Фини­кии, сло­жи­лось пре­да­ние о каком-то Кад­ме, пере­се­лив­шем­ся из Фини­кии (или Егип­та), учредив­шем чуже­зем­ные рели­ги­оз­ные обряды, научив­шем пись­му, употреб­ле­нию метал­лов и т. д. и введ­шем вооб­ще более высо­кую куль­ту­ру;

2) Кадм из Миле­та, может быть, совре­мен­ник Гека­тея, один из древ­ней­ших лого­гра­фов (см. Λο­γογ­ρά­φοι), в суще­ст­во­ва­нии кото­ро­го вооб­ще сомне­ва­ет­ся Mül­ler в Fragm. hist. gr. и кото­ро­го так­же Schae­fer выда­ет за мифи­че­ское лицо. Он напи­сал κτί­σις Μι­λήτου καὶ τῆς ὅλης Ἰωνίης в 4 кни­гах. Это сочи­не­ние Дио­ни­сий счи­тал под­дель­ным.

См. также:
КАДМ (Словарь античности)
КАДМ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 228—229.
См. по теме: КОРЕБ • КЛИМЕНА • КЛЕОСТРАТ • БУТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Битва Кадма с драконом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА