ПЕНА́ТЫ (Penates, от penus, penetralia — внутренняя, потайная часть жилища, храма), в римской мифологии божества-хранители. Пенаты — фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впоследствии пенатами назывались все почитавшиеся фамилией боги дома, домашнего очага (Serv. Verg. Aen. II 514). Как и лары, с которыми пенаты иногда отождествляются (Arnobius III 40), были символом родного дома и домашнего очага.
Пенаты государственные, пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжественных клятвах пенаты призывались вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в город Лавиний, а потом были помещены в Риме во внутренней части храма Весты. Имена пенатов и их изображения хранились в тайне от непосвящённых, приближаться к ним могли только жрецы и весталки (Serv. Verg. Aen. III 12), что породило самые различные толкования сущности и происхождения пенатов. Считалось, что это деревянные или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда полученные родоначальником троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранившимся в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию салиев. Нигидий Фигул считал пенатами Аполлона и Нептуна, строившего стены Трои (Serv. Verg. Aen. I 379; VIII 285). Некоторые причисляли к пенатам Весту, поскольку полководцы, отправляясь в провинции, а магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавинии, другие — великих богов, от которых всё произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону, Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), которых соединил Тарквиний Древний, посвящённый в самофракийские мистерии. Этруски считали пенатами Цереру, Палес и Фортуну (Macrob. Sat. I 10, 16; III 4, 11; III 14, 6—