Мифы народов мира

ПОСЕЙДО́Н (Πο­σειδῶν), в гре­че­ской мифо­ло­гии один из глав­ных олим­пий­ских богов, вла­ды­ка моря, сын Кро­но­са и Реи, брат Зев­са и Аида (Hes. Theog. 453—457), с кото­ры­ми он поде­лил гос­под­ство над миром. Бро­сив жре­бий, он полу­чил в удел море (Зевс — небо, Аид — под­зем­ное цар­ство) (Hom. Il. XV 187—194). Древ­ней­шее пред­став­ле­ние о Посей­доне свя­за­но с пло­до­ро­ди­ем зем­ли, про­пи­тан­ной вла­гой, поэто­му имя Посей­дон мож­но пони­мать в его дорий­ской фор­ме как «супруг зем­ли» в име­ни­тель­ном паде­же (П. Креч­мер) (Po­tei­dan — pot = pos, корень сло­ва ука­зы­ва­ет на «супру­же­ство» и da = ga, «зем­ля») или в зва­тель­ном паде­же (И. Б. Гоф­ман), отсюда эпи­те­ты Посей­до­на — «коле­ба­тель зем­ли» (Hom. Od. V 366), «зем­ледер­жец» (I 68). С дру­гой сто­ро­ны, древ­ней­ший Посей­дон свя­зан с индо­ев­ро­пей­ским зооморф­ным демо­ном пло­до­ро­дия, высту­пав­шим в обли­ке коня или быка, и таким обра­зом сбли­жа­ет­ся с неис­ся­кае­мой порож­даю­щей силой зем­ных недр, а зна­чит, и с вод­ной сти­хи­ей. Отсюда в име­ни Посей­до­на видят вопло­ще­ние теку­чей пло­до­нос­ной сущ­но­сти, кото­рая выра­же­на в застыв­шей фор­ме риту­аль­но­го обра­ще­ния: «вла­ды­ка вод» (А. Кар­нуа, А. Хой­бек), так как дорийск. Po­tei­dan раз­ла­га­ет­ся: po­tei, «вла­ды­ка» в зва­тель­ном паде­же, и при­ла­га­тель­ное daon, «вод­ный», «водя­ной» в зва­тель­ном паде­же, обра­зо­ван­ное от индо­ев­ро­пей­ско­го кор­ня da-, da­nu-, ука­зы­ваю­ще­го на вла­гу и реку (ср. осет. Дон­бет­ты­ра, наиме­но­ва­ния рек Дон, Днепр, Дунай). С рас­се­ле­ни­ем гре­че­ских пле­мён на ост­ро­вах Посей­до­на ста­ли отож­дествлять не толь­ко с вла­гой, дару­ю­щей жизнь зем­ле, но и с про­сто­ра­ми моря. Олим­пий­ский Посей­дон нераз­рыв­но свя­зан имен­но с мор­ской сти­хи­ей, сохра­нив в каче­стве руди­мен­тов эпи­те­ты, ука­зы­ваю­щие на былую связь с зем­лёй, мифы о зооморф­ных ипо­ста­сях Посей­до­на — коне и быке и пре­да­ния о Посей­доне, сво­им тре­зуб­цем выби­ваю­щем из зем­ли прес­ную вла­гу источ­ни­ков.

Арха­и­че­ские чер­ты у олим­пий­ско­го Посей­до­на нахо­дят выра­же­ние в его буй­ном нра­ве, попыт­ках сохра­нить свою неза­ви­си­мость. Вынуж­ден­ный при­знать гла­вен­ство Зев­са, он счи­та­ет себя рав­ным ему (Hom. Il. XV 185 след., 194—199). Посей­дон участ­ву­ет в мяте­же про­тив Зев­са и его спа­са­ет от оков Фети­да (I 398—400). Он в сою­зе с Герой, вос­поль­зо­вав­шись сном Зев­са, пода­ёт помощь ахей­цам, вызы­вая гнев гро­мо­верж­ца, и угро­жа­ет ему непри­ми­ри­мой враж­дой (XV 212—217). Посей­дон идёт на помощь ахей­цам с мечом, схо­жим с мол­нией, пред­во­ди­тель­ст­вуя их воин­ст­вом (XIV 384—388). Посей­дон нена­видит тро­ян­цев, царь кото­рых Лао­медонт в своё вре­мя не запла­тил ему и Апол­ло­ну обу­слов­лен­ной пла­ты. Посей­дон наслал на Трою страш­ное мор­ское чудо­ви­ще, угро­жав­шее цар­ской доче­ри Геси­оне, спа­сён­ной Герак­лом (Apol­lod. II 5, 9).

Он один идёт про­тив реше­ния олим­пий­цев воз­вра­тить домой Одис­сея, нена­видя его за ослеп­ле­ние Поли­фе­ма (Hom. Od. I 68—75), хотя Зевс уве­рен, что Посей­дон не может спо­рить со все­ми бес­смерт­ны­ми и посту­пать само­власт­но (I 77—79). Одна­ко Посей­дон не успо­ка­и­ва­ет­ся и насы­ла­ет на Одис­сея страш­ную бурю, раз­би­вая его плот и сво­им тре­зуб­цем взбудо­ра­жи­вая море, тучи и вет­ры (V 291—319). Посей­дон ярост­но дей­ст­ву­ет сво­им тре­зуб­цем, желая или под­нять бурю, или погу­бить кого-либо из геро­ев. Он раз­би­ва­ет ска­лу и губит Аяк­са Оилида за его нече­сти­вую похваль­бу (IV 505—511). Трезу­бец Посей­до­на — некий древ­ний фетиш, наде­лён­ный маги­че­ской силой. Имен­но в спо­ре с Афи­ной Посей­дон выби­ва­ет тре­зуб­цем источ­ник, даруя его жите­лям Атти­ки (Ovid. Met. VI 75—77). Но Посей­до­ну было вполне доста­точ­но креп­ко уда­рить ладо­нью по кораб­лю феа­ков, чтобы пре­вра­тить его в ска­лу и втис­нуть эту ска­лу в мор­ское дно (Hom. Od. XIII 162—164). Посей­дон не живёт на Олим­пе, вла­дея соб­ст­вен­ным рос­кош­ным двор­цом на дне моря в Эгах (V 381). Посей­дон мчит­ся на колес­ни­це, запря­жён­ной длин­но­гри­вы­ми коня­ми, по морю (V 380). Мор­ская тём­но-синяя бур­ли­вая вол­на и есть сам Посей­дон, посто­ян­но име­ну­е­мый «сине­куд­рым», «тем­но­вла­сым» (Hom. Il. XIV 390). Облик Посей­до­на стра­шен, могуч и сти­хи­ен. Под его сто­пою тре­пе­щут леса. Сво­его двор­ца в Эгах он дости­га­ет, сде­лав три-четы­ре шага с фра­кий­ских гор (XIII 10—31). Посей­дон — супруг нере­иды Амфи­т­ри­ты (Hes. Theog. 930). От неё у него сын Три­тон — вла­ды­ка мор­ских глу­бин (931 след.). Посей­дон — отец мно­же­ства детей и все они сти­хий­ны, ужас­ны и чудо­вищ­ны. Это вели­ка­ны Сар­пе­дон (Apol­lod. II 5, 9), Ори­он и Ало­ады, царь беб­ри­ков, кулач­ный боец Амик — от ним­фы Мелии («ясе­не­вой»; Apoll. Rhod. II 1—3), вели­кан Антей — от Зем­ли, кик­лоп Поли­фем, царь Буси­рис, уби­ваю­щий всех чуже­стран­цев (Apol­lod. II 5, 11), раз­бой­ни­ки Кер­ки­он (Hyg. Fab. 187) и Ски­рон (Apol­lod. epit. I 2); от меду­зы Гор­го­ны у него Хри­са­ор («зла­то­меч») и Пегас, выбив­ший копы­том источ­ник Гип­по­кре­ну (Hes. Theog. 280—283). Демет­ра в обра­зе эри­нии роди­ла от Посей­до­на коня Арей­о­на (Apol­lod. III 6, 8), что допол­ня­ет сведе­ния о зооморф­ной сущ­но­сти Посей­до­на. Он выслал из моря на Крит пре­крас­но­го быка, свою соб­ст­вен­ную ипо­стась, кото­рый вме­сте с Паси­фа­ей поро­дил чудо­ви­ще Мино­тав­ра (Apol­lod. III 1, 3—4). Одна­ко были сла­бые попыт­ки свя­зать Посей­до­на с геро­и­че­ским миром, хотя и здесь Посей­дон явля­ет­ся в обли­ке вод­ной сти­хии. При­няв облик реч­но­го бога, Посей­дон всту­пил в брак с Тиро, поро­див­шей Пелея и Нелея, отца муд­ро­го Несто­ра (Hom. Od. XI 241—254).

Посей­дон счи­та­ет­ся боже­ст­вен­ным отцом Тесея (Bac­chyl. XVII 33—37), сына афин­ско­го царя Эгея. Дока­зы­вая своё боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние, Тесей бро­сил­ся в море, чтобы достать кину­тое туда Мино­сом золо­тое коль­цо, добыл его у Амфи­т­ри­ты и вер­нул­ся победи­те­лем (Paus. I 17, 3; Bac­chyl. XVII). Имен­но Тесей — геро­и­че­ский сын Посей­до­на, уби­ва­ет Мино­тав­ра — тоже сына Посей­до­на, толь­ко чудо­вищ­но­го. Сре­ди арго­нав­тов есть сыно­вья Посей­до­на — Эвфем, Эргин и Анкей (Apoll. Rhod. I 179—189), не играю­щие, одна­ко, суще­ст­вен­ной роли в похо­де. Вряд ли Посей­до­на мож­но счи­тать осно­ва­те­лем и защит­ни­ком поли­сов; он оспа­ри­вал у Гелиоса Коринф и потер­пел пора­же­ние, с ост­ро­ва Эги­на его вытес­нил Зевс, с Нак­со­са — Дио­нис, из Дельф — Апол­лон, из Тре­зе­на — Афи­на (Plut. Quest. conv. IX 6). Она же ока­за­лась победи­тель­ни­цей в Афи­нах, поса­див там мас­ли­ну вопре­ки Посей­до­ну. Гера забра­ла себе Аргос, за что Посей­дон наслал сна­ча­ла засу­ху, а затем море. Един­ст­вен­ная стра­на, где цари­ли Посей­дон и его потом­ки, кото­рых Зевс пока­рал за нече­стие, — ост­ров Атлан­ти­да (Plat. Cri­tias).

Культ Посей­до­на свя­зан с почи­та­ни­ем его как боже­ства моря, источ­ни­ков (его эпи­те­ты: Кре­нух, «дер­жа­тель источ­ни­ка»; Ним­фа­гет, «води­тель нимф») и зем­ле­тря­се­ний. Стра­бон сооб­ща­ет (I 3, 16), что родо­с­цы после зем­ле­тря­се­ния вбли­зи ост­ро­ва Фера воз­двиг­ли храм Посей­до­ну Асфа­лию — «дару­ю­ще­му без­опас­ность». Посей­дон почи­тал­ся по всей Гре­ции так­же как Фиталь­мий, наряду с Дио­ни­сом Денд­ри­том, «дре­вес­ным», и им обо­им была посвя­ще­на сос­на (Plut. Quest. conv. V 3, 1). Культ Посей­до­на Гип­пия — «кон­но­го» — пре­иму­ще­ст­вен­но фес­са­лий­ский. В Арго­се был храм Посей­до­на Прок­ли­стия — «при­чи­ня­ю­ще­го навод­не­ние» в память спо­ра Геры и Посей­до­на, когда отверг­ну­тый аргос­ца­ми Посей­дон наслал на Арго­лиду море (Paus. I 29, 4). На акро­по­ле у свя­ти­ли­ща Эрех­фея ещё во 2 в. почи­тал­ся источ­ник соло­но­ва­той воды, яко­бы выби­тый тре­зуб­цем Посей­до­на (He­ro­dot. VIII 55). В Тре­зене, несмот­ря на пора­же­ние Посей­до­на от Афи­ны «могу­чей», почи­та­ют Посей­до­на «царя» (Paus. II 30, 6). Там же храм Посей­до­на Фиталь­мия в память бес­пло­дия, послан­но­го Посей­до­ном на зем­лю, про­пи­тав­шу­ю­ся мор­ской солью, и мило­сти Посей­до­на, пре­кра­тив­ше­го гнев (II 32, 8). Культ Посей­до­на всюду свя­зан с бед­ст­ви­я­ми, сопро­вож­дав­ши­ми его гнев, сме­ня­е­мый затем на про­ще­ние.

Посей­дон — древ­нее муж­ское хто­ни­че­ское боже­ство, обла­дав­шее уни­вер­саль­ной вла­стью, на более позд­ней геро­и­че­ской сту­пе­ни было вытес­не­но муж­ским пат­ри­ар­халь­ным боже­ст­вом, воз­гла­вив­шим олим­пий­цев, Зев­сом, и боль­ше уже не заня­ло гла­вен­ст­ву­ю­ще­го поло­же­ния, оста­ва­ясь в неиз­мен­ной оппо­зи­ции к Олим­пу.

В рим­ской мифо­ло­гии отож­дествлял­ся с Неп­ту­ном.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Учё­ные запис­ки МГПИ им. Лени­на», 1953, т. 72, с. 133—136; Scha­cher­meyr F., Po­sei­don und die Entste­hung des grie­chi­schen Göt­terglau­bens, Bern, 1950; Ro­se H. J., Grie­chi­sche Mytho­lo­gie, 2 Aufl., Münch., 1961.

А. Ф. Лосев

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 323—324.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон.
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ГЛИПТИКА. Греция.
Афина и Посейдон.
Камея.
Сардоникс, оникс.
I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Статуэтка Посейдона.
Бронза. 470 г. до н. э.
Высота 15 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Лошади Нептуна.
Вальтер Крэйн (1845—1915).
1892 г.
8. МОЗАИКА. Греция.
Нептун и Амимона.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением грифонов.
Мрамор.
II в. н. э.
CIL XIV 5050.
Остия, Археологический музей.
10. МОЗАИКА. Рим.
Триумф Нептуна.
Середина II в.
Тунис, Национальный музей Бардо.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — голова Адриана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. III — обнаженный Нептун, с плащом, спадающим на спину с левого плеча, стоит вправо, поставив левую ногу на корабельный нос, держа в левой руке дельфина и в правой — трезубец, направленный вертикально вверх.
2. Тетрадрахма, серебро
Антигон III Досон
Амфиполь (?), 227—225 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Посейдона в венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΓΟΝΟΥ — Аполлон сидит на носу корабля влево и в правой руке держит лук; внизу — монограмма.
3. AE, бронза
Нерон
Коринф, 54—55 гг.
АВЕРС: OCTAVIAE NERONIS AVG. — драпированный бюст Октавии вправо.
РЕВЕРС: Q. FVL. FLACCO II VIR COR. — Посейдон на биге, в которую запряжены гиппокампы, скачет влево.
4. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Полиоркет
Амфиполь, 289—288 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I с рогами в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Посейдон Пелагий влево, правая нога стоит на камне, в левой руке — трезубец, слева и справа — две монограммы.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА