Мифы народов мира

ГЕ́РКЛЕ, в этрус­ской мифо­ло­гии пра­ро­ди­тель этрус­ков. Древ­ней­шим свиде­тель­ст­вом почи­та­ния Герк­ле явля­ют­ся гид­рии из Цере с изо­бра­же­ни­ем подви­гов Герк­ле. С 6 в. до н. э. появ­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные брон­зо­вые ста­ту­эт­ки Герк­ле. Его голо­ва изо­бра­жа­лась на этрус­ских брон­зо­вых и сереб­ря­ных моне­тах 4 в. до н. э. Отож­дествлял­ся с гре­че­ским Герак­лом (рим­ским Гер­ку­ле­сом). На этрус­ских зер­ка­лах изо­бра­жал­ся и как герой гре­че­ских мифов (сце­ны Герк­ле и Атлант, Герк­ле и Ахе­лой и др.), и как пер­со­наж чисто этрус­ской мифо­ло­гии. На несколь­ких зер­ка­лах боги­ня Уни в при­сут­ст­вии дру­гих богов вскарм­ли­ва­ет взрос­ло­го боро­да­то­го Герк­ле (оче­вид­но, это цере­мо­ния усы­нов­ле­ния Герк­ле бога­ми, при­ня­тия его в сонм богов); Герк­ле изо­бра­жал­ся с боги­ней Менр­вой как её супруг или воз­люб­лен­ный (что пред­по­ла­га­ет суще­ст­во­ва­ние этрус­ской вер­сии тео­га­мии рим­ских Минер­вы и Гер­ку­ле­са), на ряде памят­ни­ков — сидя­щим на плоту из пустых амфор (веро­ят­но, сюжет о схож­де­нии Герк­ле в под­зем­ное цар­ство и пере­пра­ве через Стикс). О вре­ме­ни появ­ле­ния куль­та Герк­ле нет еди­но­го мне­ния (воз­мож­но, он рас­про­стра­нил­ся сре­ди этрус­ков ещё в пери­од их пре­бы­ва­ния в эгей­ско-ана­то­лий­ском реги­оне; воз­мож­но, был вос­при­нят от гре­ков — коло­ни­стов горо­да Кум в 7—6 вв. до н. э., т. к. этрус­ки под­дер­жи­ва­ли с ними тес­ные свя­зи). Бес­спор­но, что этрус­ки спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию куль­та Герк­ле сре­ди лати­нян и дру­гих ита­лий­ских пле­мён.

А. И. Неми­ров­ский

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 284.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Т. н. лестничная плита с рельефным фризом.
Ненфро (серый туф).
580—570 гг. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Т. н. лестничная плита с рельефным фризом.
Ненфро (серый туф).
580—570 гг. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Т. н. лестничная плита с рельефным фризом: сцены с ритуальным сексом (?) и Геркле (Гераклом), стреляющим в кентавра.
Ненфро (серый туф).
580—570 гг. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА