Мифы народов мира

МЕНЕЛА́Й (Με­νέλαος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Атрея и Аэро­пы, брат Ага­мем­но­на. После убий­ства Атрея Эгис­фом Мене­лай и Ага­мем­нон вынуж­де­ны были бежать из Микен. Они нашли при­ют в Спар­те у царя Тин­да­рея, кото­рый выдал замуж за Ага­мем­но­на Кли­те­ме­ст­ру и помог ему вер­нуть цар­ский трон в Мике­нах (Tzetz., Chil. I 456—465). Мене­лаю, избран­но­му из несколь­ких десят­ков знат­ней­ших геро­ев всей Элла­ды в супру­ги Еле­ны (зем­ным отцом кото­рой был Тин­да­рей, а небес­ным Зевс), Тин­да­рей вско­ре усту­пил цар­скую власть в Спар­те (Apol­lod. epit. II 16). Без­мя­теж­ная жизнь Мене­лая с Еле­ной про­дол­жа­лась око­ло деся­ти лет; их доче­ри Гер­ми­оне было девять лет, когда в Спар­ту явил­ся тро­ян­ский царе­вич Парис. Мене­лай в это вре­мя отпра­вил­ся на Крит, чтобы участ­во­вать в похо­ро­нах сво­его деда по мате­ри Катрея. Узнав о похи­ще­нии жены и сокро­вищ Пари­сом, Мене­лай при­звал на помощь всех её быв­ших жени­хов, свя­зан­ных сов­мест­ной клят­вой обе­ре­гать честь её супру­га, и сам выста­вил опол­че­ние на 60 кораб­лях (Hom. Il. II 581—590). До нача­ла воен­ных дей­ст­вий Мене­лай вме­сте с Одис­се­ем отпра­ви­лись в каче­стве послов в Трою, пыта­ясь ула­дить кон­фликт мир­ным путём, но Парис и его сто­рон­ни­ки отка­за­лись вер­нуть Еле­ну и сокро­ви­ща и вой­на ста­ла неиз­беж­ной (Apol­lod. epit. III 28). В еди­но­бор­стве с Пари­сом Мене­лай явно берёт верх, и толь­ко вме­ша­тель­ство боги­ни Афро­ди­ты спа­са­ет сопер­ни­ка Мене­лая (Hom. Il. III 324—382). Вско­ре Мене­лай был ранен Пан­да­ром стре­лой из лука (IV 112—147). Ещё раз Мене­лай про­яв­ля­ет доб­лесть, обо­ро­няя от тро­ян­цев тело уби­то­го Патрок­ла (XVII 1—69, 553—581, 702—761; извест­на скульп­тур­ная груп­па 2 в. до н. э., изо­бра­жаю­щая Мене­лая с тру­пом Патрок­ла, пред­став­лен­ная так­же боль­шим коли­че­ст­вом позд­них копий). Мене­лай вхо­дил в чис­ло гре­че­ских вои­нов, укры­вав­ших­ся в дере­вян­ном коне, и в ночь паде­ния Трои убил тро­ян­ско­го царе­ви­ча Деи­фо­ба, став­ше­го мужем Еле­ны после смер­ти Пари­са (Apol­lod. epit. V 22). Тот­час после победы над Тро­ей Мене­лай вме­сте с воз­вра­щён­ной ему Еле­ной отплыл на роди­ну, но уже у бере­гов Пело­пон­не­са попал в страш­ную бурю, кото­рая отбро­си­ла его к бере­гам Кри­та. Во вре­мя вось­ми­лет­них ски­та­ний Мене­лай попа­да­ет на Кипр, в Фини­кию и Еги­пет, где при­об­ре­та­ет боль­шие сокро­ви­ща (Hom. Od. III 276—312). С ост­ро­вом Фарос в устье Нила свя­зан послед­ний эпи­зод стран­ст­вий Мене­лая: от мор­ско­го стар­ца Про­тея с помо­щью его доче­ри Эйдо­феи Мене­лай полу­ча­ет пред­ска­за­ние о сво­ём буду­щем и о спо­со­бах воз­вра­ще­ния на роди­ну. С Егип­том Мене­лая свя­зы­ва­ет и дру­гая вер­сия мифа, по кото­рой в Трое нахо­дил­ся толь­ко при­зрак Еле­ны, сама же она по воле Зев­са была пере­не­се­на к бере­гам Нила и ожи­да­ла здесь во вла­де­ни­ях Про­тея сво­его супру­га (Eur. Hel. 1—760). Послед­ний этап воз­вра­ще­ния Мене­лая в Спар­ту после восем­на­дца­ти­лет­не­го отсут­ст­вия, соглас­но эпи­че­ской тра­ди­ции, про­те­кал без ослож­не­ний. Пред­у­преж­дён­ный Про­те­ем об убий­стве Эгис­фом Ага­мем­но­на, Мене­лай торо­пит­ся ото­мстить Эгис­фу, но его опе­ре­жа­ет сын Ага­мем­но­на Орест, убив­ший Эгис­фа и Кли­те­ме­ст­ру, Мене­лай поспе­ва­ет толь­ко к их похо­ро­нам (Hom. Od. III 301—312, IV 546 след., 584 след.). После дол­гих лет спо­кой­ной жиз­ни с Еле­ной по воз­вра­ще­нии в Спар­ту Мене­лай как зять Зев­са удо­сто­ил­ся посе­ле­ния на Ели­сей­ских полях, куда антич­ная тра­ди­ция поме­ща­ла леген­дар­ных геро­ев про­шло­го (IV 561—569). Позд­ние авто­ры назы­ва­ют име­на несколь­ких сыно­вей Мене­лая, рож­дён­ных ему в отсут­ст­вие Еле­ны налож­ни­ца­ми (Apol­lod. III 11, 1); с одним из них (Мега­пен­фом) свя­зан вари­ант ска­за­ния об изгна­нии Еле­ны из Спар­ты после того, как Мене­лай был пере­не­сён в оби­тель бла­жен­ных. В отли­чие от обра­за Еле­ны, вос­хо­дя­ще­го к древ­ней­ше­му рас­ти­тель­но­му боже­ству, образ Мене­лая явля­ет­ся пло­дом геро­и­че­ско­го ска­за­ния, воз­мож­но, опи­раю­ще­го­ся на какие-то исто­ри­че­ские вос­по­ми­на­ния микен­ской эпо­хи. По пре­да­нию (Paus. VIII 23, 4), в Арка­дии нахо­дил­ся ста­рый пла­тан, поса­жен­ный Мене­ла­ем, когда он соби­рал вой­ско для похо­да под Трою (арка­дяне выста­ви­ли, соглас­но гоме­ров­ско­му ката­ло­гу, опол­че­ние для 60 кораб­лей, Hom. Il. II 603—614). В Спар­те пока­зы­ва­ли дом, в кото­ром неко­гда жили Мене­лай с Еле­ной (Paus. III 14, 6); види­мо, близ него в исто­ри­че­ское вре­мя деви­чий хор испол­нял обрядо­вый эпи­та­ла­мий Еле­ны напо­до­бие засвиде­тель­ст­во­ван­но­го в 18-й идил­лии поэта 3 в. до н. э. Фео­кри­та.

В. Н. Ярхо

См. также:
МЕНЕЛАЙ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 138—139.
См. по теме: ЭХЕМ • ДАВН • ДЕИОН, ДЕЙОН • ДЕИФОБА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Этрурия.
Взятие Трои ахейцами.
Краснофигурный кратер из Фалерий.
Мастер Наццано.
Глина. IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф этрусской урны для праха со сценой «Менелай и Мерион поднимают тело Патрокла на повозку».
Алебастр.
Вольтерра, II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аякс Малый (Эант Оилид) отрывает Кассандру от Палладиума в храме Афины на глазах у Приама.
Фреска в комнате 4 дома Квинта Поппея Сабина (т. н. Доме Менандра).
IV стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА