Мифы народов мира

ТИРЕ́СИЙ (Τει­ρεσίας), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын ним­фы Харик­ло, пото­мок спар­тов, фиван­ский про­ри­ца­тель. По одной из вер­сий, изло­жен­ной в гимне Кал­ли­ма­ха «На омо­ве­ние Пал­ла­ды», Тире­сий, будучи юно­шей, слу­чай­но увидел Афи­ну обна­жен­ной во вре­мя её купа­ния и был за это ослеп­лён боги­ней, но затем по прось­бе Харик­ло Афи­на воз­ме­сти­ла Тире­сию поте­рю зре­ния даром про­ри­ца­ния. По дру­гой вер­сии, Тире­сий, увидев спа­ри­ваю­щих­ся змей, уда­рил их пал­кой и за это был пре­вра­щён в жен­щи­ну; вновь стать муж­чи­ной ему уда­лось толь­ко после того, как спу­стя семь лет он сно­ва под­сте­рёг двух змей в том же состо­я­нии (Ovid. Met. VII 326—327) и уда­рил их (Apol­lod. III 6, 7). Поэто­му, когда меж­ду Зев­сом и Герой воз­ник спор о том, какая из двух сто­рон полу­ча­ет боль­шее наслаж­де­ние при поло­вом обще­нии, они попро­си­ли Тире­сия рас­судить их, так как он зна­ет свой­ства обо­их полов. Тире­сий отве­тил, что наслаж­де­ние, испы­ты­вае­мое жен­щи­ной, в девять раз пре­вы­ша­ет ощу­ще­ния муж­чи­ны, и за это был ослеп­лён раз­гне­ван­ной Герой, а Зевс наде­лил его даром про­ри­ца­ния и про­дол­жи­тель­но­стью жиз­ни, в семь раз пре­вы­шаю­щей обыч­ную (Hes. frg. 275, 276). Суще­ст­вен­на роль пре­ста­ре­ло­го Тире­сия как про­ри­ца­те­ля в «Царе Эди­пе» и «Анти­гоне» Софок­ла, в «Фини­ки­ян­ках» Еври­пида. Тире­сий не утра­тил про­ро­че­ских спо­соб­но­стей и после смер­ти, настиг­шей его при бег­стве из Фив во вре­мя похо­да эпи­го­нов (Apol­lod. III 7, 3); Одис­сей спус­ка­ет­ся в под­зем­ный мир, чтобы услы­шать от Тире­сия пред­ска­за­ние о сво­ём буду­щем (Hom. Od. XI 90—139).

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 513.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с изображением Одиссея в Подземном царстве. Сторона A: Одиссей, приносящий жертву и слепой прорицатель Тиресий.
Серебро.
25 г. до н. э. — 100 г. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
2. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с изображением Одиссея в Подземном царстве.
Серебро.
25 г. до н. э. — 100 г. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА